Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем заключен фундаментальный характер языка культуры




Понятие языка культуры

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже су­ществующие представления, восприятия, понятия, образы и дру­гие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Почему вопрос языка культуры — один из самых актуальных как в науке, так и в жизни?

Глубинные перемены, происходящие в обществе, обострение общественно-политической ситуации, противоречия, пронизы­вающие XI век, ведут, по сути, к смене типа культуры. В периоды, когда распадается связь времен, всегда актуализируется пробле­ма понимания. Как отмечал Г. Гадамер, «она встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаружи­вается отсутствие общего языка и вошедшие в привычку понятия начинают действовать как раздражители, лишь укрепляюшие и усиливаюшие противоположности и напряжение». Ускорение истории к концу XX в., следовательно, и более быстрое обновле­ние языка, также вносит помехи во взаимопонимание поколений.

Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и по­ведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, сформированными у человека с детства.

Следовательно, вопрос языка культуры — это вопрос понима­ния, эффективности культурного диалога как по вертикали раз­ных эпох, так и по горизонтали, т. е. диалога разных культур, существующих одновременно друг с другом.

Самая серьезная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество


семантических и грамматических особенностей. Не случайно в науке сформировалась крайняя точка зрения, в соответствии с которой смыслы настолько специфичны для каждой культуры, что вообще не могут быть адекватно переведены с языка на язык. Иногда действительно трудно передать смысл, особенно если речь идет об уникальных произведениях культуры, однако не столь уж безрезультатны попытки выявить универсальные чело­веческие концепции, представляющие собой психические фено­мены внутреннего мира человеческой мысли.

Вопрос языка культуры можно отнести к фундаментальным, по крайней мере по трем основаниям:

1) вопрос языка культуры — это вопрос ее смысла. В XVII— XVIII вв. произошло разбожествление культуры, и точкой отсчета стал разум. Но разум и рациональное начало, органи­зуя и структурируя жизнь человека и человечества, не дают понимания ее смысла. Кризис просвещенческой идеи про­гресса заставил искать новые смыслы. Эти поиски привели к культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков;

2) язык — это ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности — все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык — это способ сохранения культуры и передачи от поколения к поко­лению;

3) понимание языка культуры и овладение им дает человеку
свободу, обеспечивает способность к оценке и самооценке,
к выбору, открывает пути включения человека в культурный
контекст, помогает осознать свое место в культуре, ориенти­
роваться в сложных и динамичных социальных структурах.
Фундаментальный смысл языка культуры в том, что понима­
ние мира, которое мы можем достичь, зависит от диапазона зна­
ний или языков, позволяющих этот мир воспринять. Поэтому
вопрос языка культуры — это фундаментальный вопрос не толь­
ко науки, но и человеческого бытия. «Языки — это иероглифы,
в которые человек заключает мир и свое воображение, — утвер­
ждал немецкий философ Вильгельм Гумбольдт, — через многооб-


разие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия». Таким образом, язык — это продукт культуры, язык — это структурный элемент культуры, язык — это условие культуры. Фундаменталь­ный смысл его в том, что язык концентрирует и вопло-щает в единстве все основания человеческой жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.