Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения сертификации в РФ 14 страница




Госстандартом РФ органов по правилам системы «Регистр систем

качества». Функции органа по сертификации заключаются в

проведении сертификации системы качества на предприятии, оформ-

' пава 22. Сертификация систем обеспечения качества

ie-нии и выдаче сертификата, разработке методик сертификации

производств, инспекционном контроле за сертифицированной

системой качества и производством. Эксперты, которые

осуществляют процедуру, должны соответствовать требованиям

международного стандарта ИСО 10011-2 «Руководящие указания по

проверке систем качества», часть 2, «Квалификационные критерии

для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и

европейского стандарта EN 45013 «Общие критерии для органов по

аттестации персонала», а также требованиям к

экспертам-аудиторам Системы сертификации ГОСТ Р. Эксперты-аудиторы

должны быть внесены в Государственный реестр экспертов

(зарегистрированы), который ведет Госстандарт РФ. Версия МС ИСО 9000-

2000 отличается, как уже отмечалось, от предыдущей процессным

подходом к менеджменту качества, поэтому и принципы

сертификации систем в ближайшее время претерпят изменения.

Согласно существующей процедуре процесс сертификации

систем качества проходит в три этапа:

• заочная оценка системы качества;

• окончательная проверка и оценка системы качества;

• инспекционный контроль за сертифицированной системой

качества в течение срока действия сертификата.

Заочная оценка системы качества — это предварительная оценка,

которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить

потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения

дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе

заявитель представляет в орган по сертификации систем качества:

заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству;

анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет

I юложительные результаты, орган по сертификации заключает

договор с заявителем о проведении окончательной проверки:

состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством;

состояния производственной системы; качества выпускаемой

продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на

соответствие реально существующих на предприятии элементов

обеспечения качества требованиям заявленного международного

стандарта ИСО серии 9000 либо адекватного ему

государственного российского стандарта.

В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:

• система полностью соответствует установленным

требованиям;

14 Основы стандартизации,

сертификации, метрологии

II. Основы сертификации

• система в целом соответствует требованиям, но обнаружены

отдельные отклонения от стандарта;

• система не соответствует установленным требованиям.

В первом случае орган по сертификации выдает предприятию

сертификат на систему качества после его регистрации в

Государственном реестре. Во втором случае предприятию назначается срок

для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его

заявке сертификация продолжается, но по упрощенной схеме.

При положительных результатах предприятие получает сертифи^

кат. Если результат проверки отрицательный, предприятие

имеет право, будучи подготовленным, на повторную сертификацию

по полной программе.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой

качества проводится в двух формах: как плановый (не реже одного

раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового конт*

роля: поступление в орган по сертификации сведений о

претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных

изменений в технологический процесс или в конструкцию

(состав) продукции; изменение организационной структуры или

кадрового состава предприятия.

Сертификация систем качества на российских предприятиях

постепенно развивается, проблема признания отечественных

сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для

устранения препятствий на пути признания российских

сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре

системы ГОСТ Р, используются и другие возможности. Одной из них

стала совместная сертификация.

Так, ВНИИС заключил Соглашение о совместной

сертификации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ), которая хорошо

известна в мире, поскольку, имея штаб-квартиру в Осло,

аккредитована в 30 странах в качестве органа по сертификации и

имеет там свои отделения. Российский орган по сертификации —

ВНИИС сотрудничает с аккредитованным в Италии органом ДНВ.

Цель этого Соглашения — осуществление добровольной

совместной сертификации для повышения конкурентоспособности

российских фирм и их продукции за рубежом.

Сертификация в рамках Соглашения может проводиться по

совместной схеме ВНИИС/ДНВ, а также одним из этих органон

либо каждым по своей схеме. Так, в 1996 г. была проведена

совместная сертификация на предприятии АО «Белэнергомаш», нахо-

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества

дящемся в г. Белгороде: сертифицирована система обеспечения

качества производства трубопроводов для тепловых и атомных

лгектростанций. По итогам сертификации предприятие получило

сразу два сертификата соответствия — в системе ГОСТ Р и ДНВ.

Эффект совместной сертификации заключается в том, что

сертификаты заносятся сразу в два реестра (ГОСТ Р и ДНВ), а в тех

странах, где признаются сертификаты ДНВ, естественно, будет

признан и сертификат, полученный АО «Белэнергомаш». Но

итальянские предприятия также заинтересованы в получении

совместного сертификата, так как обладая сертификатом соответствия

ГОСТ Р, по Закону «О защите прав потребителей» иностранная

фирма не имеет никаких затруднений, связанных с таможенными

правилами при ввозе своих товаров в Россию.

Кроме этого пути некоторые российские предприятия исполь-

чуют и другие возможности: непосредственно обращаются с

заявками в признанные во всем мире фирмы по сертификации, такие,

как Тюф-СЕРТ, Регистр Ллойда.

Хорошие результаты достигнуты и предприятиями, которые

воспользовались услугами созданного в 1995 г. совместного

российско-германского предприятия «RWTUV» — «Интерсертифика».

Сертификация систем качества этим предприятием дает право на

получение сертификата TUV-CERT (Тюф-СЕРТ), который

признается практически всеми странами, поскольку отделения этой

фирмы действуют в 40 странах (см. приложение 12). К числу

таких предприятий принадлежат Калужский турбинный завод, «Ир-

кутсккабель», Электростальский машиностроительный завод и др.

Цель этого совместного предприятия — не только оценка

действующей системы и выдача сертификата, но и содействие

внедрению систем обеспечения качества на российских

предприятиях. На это направлена деятельность 15 учебно-консультационных

центров, созданных совместным предприятием.

Сертификация производства. Сертификацию производства

можно считать либо самостоятельной процедурой, либо составной

частью сертификации системы обеспечения качества, так же как и

схемы сертификации продукции. Обобщенным критерием

оценки соответствия производства служит способность стабильно

обеспечивать соответствие готовой продукции нормативному

документу, устанавливающему требования к ней. Процедура

сертификации производства осуществляется по правилам, установленным

Госстандартом, которые, в частности, предусматривают составле-

420.: II, Основы сертификации

ние методики сертификации производства для каждого

предприятия. Методика содержит: однозначные требования; обоснованные

методы оценки; воспроизводимость результатов; доступность

методов проверок.

При сертификации производства оцениваются четыре блока

объектов:

• готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации

употребления и анализ причин обнаруженных дефектов);

• технологическая система (технологические процессы,

состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

• техническое обслуживание и ремонт (техническое

обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт

оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

• система технического контроля и испытаний (входной

контроль, операционный контроль, приемочный контроль; типовые,

квалификационные и периодические испытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в

табл. 22.1.

Таблица 22.1

Основные этапы сертификации производства

Номер

этапа

Наименование

этапа

Представление

заявки на

сертификацию

производства

Предварительная

оценка

Составление

методики

сертификации

производства

Краткое

содержание

Подготовка исходных

материалов и оформление

заявки

Экспертиза исходных

материалов, сбор и анализ

информации о качестве

реализуемой продукции,

оценка целесообразности

проведения последующих

этапов

Регламентация объектов

и процедур проверки

производства и правил

принятия решения (или оценка

существующей методики)

Исполнитель

Предприятие-

заявитель

Орган, проводя

щий

сертификацию

производства

Проводящий

сертификацию

орган

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества

Окончание табл. 22.1

Проверка

производства

Оформление

сертификата

соответствия на

производство

Инспекционный

контроль за

сертифицированным

производством

Формирование группы

(комиссии) экспертов,

проверка производства

в соответствии с

методикой сертификации,

составление акта и отчета

о результатах проверки

Оформление сертификата

соответствия на

производство, внесение его в

Государственный реестр,

выдача сертификата

предприятию

Выполнение процедур

проверки стабильности

качества изготовления

продукции в

соответствии с методикой

сертификации

Проводящий

сертификацию

орган

Проводящий

сертификацию

орган

Проводящий

сертификацию

орган

Процесс подготовки к сертификации производства, как

показывает российская практика, положительно сказывается на

деятельности предприятия. Например, повышается технологическая

лисциплина; значительно усиливается связь с потребителями;

разрабатываются количественные и качественные критерии

стабильности производства; четко выявляются те звенья

технологического процесса, которые непосредственно влияют на характеристики

продукции, подлежащие обязательной сертификации, и др.

Сертификаты на систему качества и производства могут

использоваться предприятием, если при обязательной

сертификации продукции по системе ГОСТ Р (или по другой системе,

входящей в ГОСТ Р) выбирается схема 5 (см. гл. 16). В этом случае

для получения сертификата соответствия продукции достаточно

провести испытания типа этой продукции в аккредитованном

испытательном центре (лаборатории). Схема 5 применяется в тех

случаях, когда технология производства чувствительна к

воздействию внешних факторов (точное приборостроение,

радиоэлектроника, пищевая промышленность); на предприятии установле-

422 11. Основы сертификации:

ны повышенные требования к безопасности (производство

взрывчатых веществ, средств индивидуальной защиты, транспортных

средств и т.п.); мал срок пригодности продукции для

использования (скоропортящиеся пищевые товары); предприятие часто мо~

дифицирует продукцию (одежда, мебель и т.п.).

Предполагается, что сертификацию производств должен

проводить специально аккредитованный для этого орган, но на

сегодняшний день их немного, и в тех случаях, когда для того или

иного конкретного производства еще нет органа по сертификат

ции, его функцию выполняет ВНИИС как уполномоченный орган*

На 1 января 2002 г. в Регистре зарегистрировано 93 органа по

сертификации систем качества и производств и сертифицировано

476 фирм, из них 27 зарубежных, которые поставляют продукцию

в Россию.

22.2. Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 1990-х годов в

Европейском союзе была принята новая политика в области

качества продукции, отраженная в документе КЕС «Элементы

политики Европейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления

внимания к качеству. Прежде всего это все более возрастающее

насыщение европейского рынка товарами и еще более явное

усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества;

четкое понимание того, что создание единого рынка — важный,

но недостаточный фактор для обеспечения

конкурентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершенствования, поэтому

поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности

основных конкурентов — японских и американских компаний —

показывает, что в одном из направлений — подходе к проблеме

качества — они значительно превзошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих

стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф.

Кросби, отношение к роли качества как фактора

конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение

запросов потребителей нацелено около 34% из опрошенных

западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского

региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более

56% компаний США и более 53% — в Тихоокеанском регионе.

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества 423

По данным Американского федерального института качества,

при обследовании более 2800 цехов и производств в разных

фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70%

из них. Специалисты Европейского фонда по управлению

качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от

приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах — членах

ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о

необходимости сформулировать и развивать собственную политику по

качеству, которая должна касаться не только товара или услуги,

но и властных структур, стандартизации, сертификации,

контроля и испытаний, всех факторов конкурентоспособности фирм.

Но это не означает принятия нормативного документа

всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не касается

методов управления, направленных на достижение превосходства

над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих

подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана

обеспечить условия для развития «новой культуры качества»,

направленной на потребителя с учетом интересов экономических

партнеров и обращения на едином рынке только

высококачественных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей

общей экономической политики ЕС видит в следующем:

• согласование требований к качеству национальных и

единого рынков для разработки общих целей в области качества;

• обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

• повышение качества вследствие сближения требований к

качеству государственного и частного секторов производства;

изменение структуры производства в соответствии с

мировыми тенденциями для усиления влияния на качество

соответствующих организаций (институтов качества) для более

полного удовлетворения потребительских предпочтений;

• укрепление позиций европейской экономики и повышение

ее конкурентоспособности за счет большей доступности

различных методов управления качеством для предприятий

стран ЕС;

• улучшение использования промышленного потенциала,

поддержка инновационной деятельности и

научно-технического развития предприятий.

424 "¦ 0СН0ВЬ| сертификации

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль

органов власти, производственных компаний и потребителей в

общей задаче повышения качества. Органы власти координируют

действия в самых разных областях, направленные на улучшение

качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и

представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потребитель

представляет собой ценный источник информации и новых идей,

поэтому необходимо усилить информированность потребителей

по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это

в свою очередь связано с задачей достижения большей социаль-'

ной приемлемости деятельности фирм, в частности более

высоких параметров экономичности производств. ],

Основные принципы европейской политики по качеству:

кооперация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; струкл

турирование; использование новой концепции качества;

интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что

заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое

пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность

функционирования внутреннего рынка, не может быть создано,

если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на

национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по

качеству составляет один из стратегических элементов

промышленной политики, направленной на повышение

конкурентоспособности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость

стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на

использовании ключевого — человеческого фактора. В этом плане

требуются гибкая интеграция различных национальных культур стран

сообщества, а также улучшение производственной атмосферы,

что возможно при обеспечении взаимопонимания между

руководящими и исполнительными звеньями. Общая цель —

улучшение качества жизни людей в объединенной Европе — должна

способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление

взаимодействия всех элементов (институтов) в инфраструктуре

качества и более тесное и эффективное их сотрудничество с

компаниями в целях приспособления к новым требованиям

европейской экономики.,.. ¦..,.....:,.;•, -.,

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества Д25

Использование новой концепции качества предполагает

изменение подхода к качеству: формирование новой философии в

стратегии управления фирмами, основанной на включении всего

персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех

подразделений компании с целью более полного удовлетворения

запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каждого

подразделения и между ними строятся на принципе «поставщик —

клиент» со всеми вытекающими отсюда обязанностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач:

разработке принципов взаимного признания всех национальных

законодательных положений стран-членов для снятия всех

препятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке;

созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и

овладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана

Европейская программа качества — EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономики

ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в

результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования

организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов

повышения качества;

3) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключаются

в следующем:

• доведение до руководителей производственных и обслужи-

у вающих подразделений информации о преимуществах, ко-

! *' торые обеспечивает высокое качество продукции на внут-

: реннем рынке;

• проведение широкой рекламной кампании,

пропагандирующей повышение качества, которая адресована

общественным кругам и непосредственным потребителям;

• учреждение европейской премии за качество для фирм,

достигших в этой области значительных успехов;

• развитие партнерских отношений между исполнителями и

заказчиками;

• изучение критериев качества и показателей, влияющих на

уровень конкурентоспособности европейской экономики;

426 II. Основы сертификации

• расширение маркировки товаров знаками соответствия и дру*

гими символами, несущими потребителю необходимую им*

формацию о товаре. ч

Цель второго раздела — содействие компаниям в доступе

к передовым способам обеспечения качества товаров. В этой связи

определены такие задачи:

• распространение передового опыта по управлению качеством

внутри ЕС и обеспечение взаимопроникновения методов;

• организация обмена практическим опытом на национал ь-

ном и региональном уровнях с целью управления

процессом внедрения новых технологий.

Третий раздел направлен на выявление и реформировп

ние тех составляющих инфраструктуры качества, которые могуч

оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС.

Для этого предусмотрено: /;(.;

• развитие связей между составляющими инфраструктуры

качества и заинтересованными компаниями, в частности,

путем повышения роли Европейской организации по испыта

ниям и сертификации, а также системы аккредитации;

• расширение информационного обмена между странами-члс

нами;

• развитие сотрудничества между испытательными

лабораториями, а также их взаимодействие с органами по надзору ул

сертифицированной продукцией.

Как политика по качеству, так и программа отражают повы

шенное внимание к уровню квалификации персонала, занятого и

процессах обеспечения качества продукции. Этому вопросу

посвящен четвертый раздел программы, цель которого —

усиление эффективности использования человеческого фактора

путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого

сотрудника от высшего звена управления до рядового исполнителя и

процесс управления качеством. Задачи, сопряженные с этой целью:

• разработка учебных программ, создание системы

стимулирования работы персонала фирм, государственных и других

органов, деятельность которых связана с вопросами качества;

• создание системы сертификации специалистов по

управлению качеством;

• развитие обмена экспертами между соответствующими

организациями на национальном и региональном уровнях.

Главная задача пятого раздела состоит в «подготовке

Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества 427

инфраструктуры качества», для чего намечается более тесное

взаимодействие организаций по стандартизации, сертификации и

метрологии EG с общеевропейскими соответствующими организация-

ми. Наряду с этим отмечается необходимость поддержки

национальных органов, руководящих испытательными центрами, что

связано с трудностями периода гармонизации технических

требований к продукции, а также обязательной увязки методов,

применяемых для повышения качества, с требованиями безопасности для

человека и окружающей среды.

Таким образом, программа ЕС по качеству свидетельствует о

стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рынке

товаров и услуг и определить свои конкурентные преимущества в

области качества.

С практическими действиями по выполнению программы

связана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации

систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качества —

liQNET объединяет 17 европейских национальных организаций,

шнимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том

числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов,

Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и

Словении (ассоциированный член). EQNET — открытая

организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации

систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена

на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов

соответствия систем качества международным стандартам ИСО

серии 9000, выдаваемых национальными органами.

EQNET имеет единую форму сертификата, который

признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет

право получить сертификат от любого конкретного органа,

входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы

качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные

услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по

признанию сертификатов практически в любой стране мира;

дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам

ЕС; проведение добровольной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для

аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие

указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные

критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества»

428 ' II. Основы сертификации'

и европейский стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по

сертификации систем качества».;|

Непосредственно с сертификацией систем качества связана

аккредитация органов по сертификации. В этом направлении

важную роль играет ЕАС — Европейская ассоциация организаций по;

аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем

качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрут

ничества между странами-членами с целью достижения взаимное

го доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области

аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в

числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция,

Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности ^-i

разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые

применяются соответствующими организациями стран —

участниц Соглашения, а также в рамках EQNET.

Международная независимая организация по сертификации (НОС)

объединяет семь крупных международных фирм по сертифика

ции продукции и систем качества, среди которых — Дет Норскс

Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель

организации состоит в исключении повторных сертификации систем

качества и придании большей весомости сертификации на

соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации AAF) объединяет

национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе

Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др.

Россия — также член IAF, где она представлена Госстандартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию

Специализированного подразделения для сертификации систем качества

(QSAR), предполагая как можно более широкое распространение

в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов

аудиторской проверки по единым правилам. Поскольку в МЭК

имеется система сертификации, которая применяет и стандарты

ИСО серии 9000, система QSAR совместима с ней. QSAR —

двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие

органы, так и органы по сертификации систем качества. Фирмы

(предприятия), системы качества которых сертифицированы органами —

членами QSAR, имеют право на применение знака QSAR.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.25 сек.