Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление социальным конфликтом

Факторы, влияющие на образование, протекание и разрешение конфликтов.

Теория обмена по П.Блау.

Теории социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие.

Социальное действие как основа социальной связи.

4.Социальный конфликт: структура, типы, источники.

 

Положения ГОСТ:

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

 

Основные понятия:

М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»). Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия. Теория обмена Дж.Хоманса, теория социального взаимодействия. Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.

4. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007..

5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.

6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.


ВОПРОС 1:

«СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ»

 

Основные понятия:

М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»).

 

М.Вебер (понимающая социология):

Социология означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно, объяснить его в его протекании и в его последствиях. Предметом социологии должно стать не столько непосредственное социальное действие (поведение), сколько его смысловой результат.

Социальное действие:

«Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении».

Социальное действие характеризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции.

Возможные виды социального действия:

· целерациональное – характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны;

· ценностно-рациональное – подчинённое сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность;

· аффективное – обусловленное чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта;

· традиционное – диктуется привычками, обычаями, верованиями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

 

Т.Парсонс (теория социального действия):

Признаки социального действия:

 социальное действие нормативно, т.е. зависит от общепринятых ценностей и норм;

 оно волюнтаристично, т.е. связано с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость (автономность) от окружающей среды;

 оно подчиняется знаковым (символическим) механизмам регуляции (язык).

Подходы к анализу социального действия:

1. Социальное действие как единичный акт – связано с выделением актора (деятеля) и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;

2. Социальное действие как самоорганизующаяся система – рассматривается как отрытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций:

- адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

- личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

- социальная, т.е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

- культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

Компоненты социального действия:

1) Субъект – индивидуальный (человек) или коллективный (группа, организация) деятель;

2) Объект – другой человек, предмет или совокупность людей или предметов, на которые направлено действие;

3) Мотив – осознанное побуждение к действию возникающее при осознании потребностей;

4) Потребности – источник активности субъекта;

5) Ценностные ориентации – отношение к действительности;

6) Интерес – что-либо значимое, нужное для индивидуального или коллективного деятеля.

 

Концепция «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу.

Фундаментальные допущения:

1) люди суть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждения человека к действию;

3) существует иерархия потребностей, в которой есть потребности низшего уровня и высшего уровня.

Иерархия групп потребностей:

1. Физиологические потребности – удовлетворение которых обеспечивает людям элементарное выживание – вода, пища, жильё, сон и т.д.

2. Потребности безопасности и защищённости – необходим более высокий уровень оплаты труда, гарантия трудоустройства, комфортность рабочего места и т.д.

3. Потребность принадлежность, причастности, поддержки – социальные, для которых необходимо участие человека в социальном взаимодействии, в групповой работе, поддержки товарищей и т.д.

4. Потребности в уважении, признании, самоутверждении – публичное и личное признание, почёт, приобретение известности и т.д.

5. Потребности самореализации – рост человека как личности, независимо от внешнего признания, зависят от максимальной свободы и условий для творчества, выбора средств решения задач, оригинальности заданий и т.д.

Потребности более высокого уровня начинают действовать в качестве «мотиваторов» в основном тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Исключением является высшая потребность – в реализации, которая может не ослабевать и даже усиливать своё действие на мотивацию по мере её удовлетворения.


ВОПРОС 2:

«СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

 

Основные понятия:

Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия.

Из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие.

 

Взаимодействие (интеракция):

– это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Любое социальное взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников и представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Социальное действие характеризуется наличием обратной связи.

 

Обязательные условия социального взаимодействия (по П.Сорокину):

1) участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.;

2) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения.

 

Взаимодействие на микроуровне:

– это взаимодействие в повседневной жизни (в семье, в рабочем коллективе).

Взаимодействие на макроуровне:

– разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

 

Типы социального взаимодействия:

1. Вербальное взаимодействие – словесное;

2. Физическое взаимодействие – передача того или иного предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй;

3. Невербальное взаимодействие – включает использование жестов и мимики;

4. Непосредственное взаимодействие – индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находясь в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий);

5. Опосредованное взаимодействие – всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации (печатного текста, телевидения), при этом возможность обратной связи ограничена;

6. В зависимости от сферы жизни общества – политическое, экономическое, религиозное, семейное, трудовое и т.д.


ВОПРОС 3

«ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

Основные понятия:

Теория обмена Дж.Хоманса, теория социального взаимодействия.

 

 

Теория обмена Джорджа Хоманса:

- создана на основе психологической концепции бихевиоризма;

- утверждает, что функционирование человека в обществе базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности;

- взаимодействие между людьми рассматривается как обмен «выгодами», приносящий пользу обеим сторонам, а обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни;

- в рамках парадигмы обмена на первый план выходит положение о том, что человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул – реакция»;

Шесть аксиоматических постулатов теории обмена:

1) Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получат вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определённой частотой и дальше;

2) Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие;

3) Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем;

4) Аксиома депривациипресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определённую награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды;

5) Аксиома агрессии – одобрения: а) если действие индивида не вызовёт ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастёт вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведёт к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастёт вероятность того, что он воспроизведёт одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным;

6) Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберёт то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

 

Теория социального взаимодействия (предложенная символическими интеракционистами Дж.Г.Мида, Г.Блумера и др.):

 

- действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», т.к. человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него, поэтому, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул;

 

- между стимулом и реакцией должен располагаться символ, под которым понимаются языковые знаки, вещи и явления (например, выражение лица) и посредством которого люди взаимодействуют друг с другом;

 

- но взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер, поэтому лишь некоторые взаимодействия со временем перерастают в социальные отношения.

Социальные отношения – это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений:

 

1.Содержательно определённые и в большей или меньшей мере регламентированные (постоянные или временные) связи между людьми (любовь, ненависть, обман и др.);

 

2. Связи, которые возникают между индивидами в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов.


ВОПРОС 4

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ИСТОЧНИКИ»

 

Основные понятия:

Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.

 

Подходы к определению социального конфликта:

1. Марксистский – конфликт рассматривается как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего – в противостоянии классов и их идеологий, в этом смысле он является выражением данного противостояния, которое, в конечном счёте, приводит к трансформации общества.

2. Немарксистский (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) – конфликт является частью жизни общества, которой необходимо управлять и рассматриваются как социальный процесс, не обязательно ведущий к изменению социальной структуры общества.

 

Конфликт:

– это особая форма проявления социальных противоречий, выражающая различия и противоборство взаимозависимых интересов, функций, статусов, силовых полей, ценностных ориентаций, эмоциональных состояний социальных субъектов и характеризуемая высокой степенью обострения противоречий, столкновением противоположных векторов в сознании и поведении отдельных людей и групп.

 

Структура конфликта:

Статическая структура конфликта:

- участники конфликта (оппоненты, вовлечённые и заинтересованные группы);

- объект конфликта – ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Динамическая структура конфликта – выражается в сменяющих друг друга стадиях:

1) Скрытая стадия – противоречия ещё не осознаются. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду;

2) Стадия формирования – формируются противоречия, чётко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация аргументов и критика аргументов противника. Используется также провокация, то есть действия, которые направлены на формирование выгодной одной стороне общественного мнения, т.е. благоприятного об одной стороне и неблагоприятного о другой;

3) Инцидент – происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т.е. стороны решают вступить в открытую борьбу;

4) Стадия активных действий – конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий – критической точки, а затем быстро идёт на убыль;

5) Завершение конфликта – конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш»

Функции конфликта:

1) коммуникативная функция – происходит лучшее понимание как своих стремлений, желаний и целей, так и противоположной стороны;

2) функция разрядки напряжённости;

3) консолидирующая функция;

4) функция образования групп и поддержание их целостности и границ;

5) функция поддержания относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;

6) функция создания и поддержания баланса между противоборствующими сторонами;

7) функция стимула для создания новых форм социального контроля и новых социальных институтов;

8) функция получения информации об окружающей среде, о социальной реальности;

9) функция социализации и адаптации конкретных индивидов.

 

Типы конфликтов:

По их последствиям:

1.Функциональный (конструктивный) конфликт – ведёт к повышению эффективности организации;

2.Дисфункциональный (деструктивный) конфликт – приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации;

По уровню социальных субъектов:

1.Внутриличностный конфликт:

- ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

- внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;

2.Межличностный конфликт – может проявляться в столкновении личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями, является самым распространённым;

3.Конфликт между личностью и группой:

- если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

- если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

4.Межгрупповой конфликт (между функциональными группами в организации).

По степени проявления:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БЦЖ-оститы | Организация и проведение современных избирательных кампаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.