Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение современных избирательных кампаний

Особенности становления гражданского общества в России.

Происхождение гражданского общества.

Избирательное право и избирательная процедура.

Выборы и референдум как формы участия человека в политике.

Социальные группы как субъекты и объекты политики.

Открытый (актуализированный).

Скрытый (латентный);

 

Источники конфликтов:

1) Ограниченность ресурсов, которые нужно делегировать (материальные, людские, финансовые);

2) Взаимозависимость заданий (зависимость от выполнения задачи другим человеком или группой);

3) Различия в целях (излишняя специализация подразделений);

4) Различия в представлениях и ценностях;

5) Различия в манере поведения, в уровне образования;

6) Плохие коммуникации.

2.Гражданское общество: понятие, структура, функции.

 

Положения ГОСТ:

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. … электоральные системы.

 

Основные понятия:

Социальная группа, характеристика социальной группы, субъект и объект политики, основные признаки политической субъектности, группы непосредственно вовлечённые в политическую жизнь. Гражданское общество, демократические признаки гражданского общества, структура гражданского общества, функции гражданского общества. Выборы, функции выборов, виды выборов, референдум, виды референдумов, избирательная система, типы избирательных систем, структурные компоненты избирательной системы. Избирательное право, принципы избирательного права, субъективное избирательное право, объективное избирательное право, избирательная процедура, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, абсентенизм.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ»

 

Основные понятия:

Социальная группа, характеристика социальной группы, субъект и объект политики, основные признаки политической субъектности, группы непосредственно вовлечённые в политическую жизнь.

 

Социальная группа:

– это объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью.

 

Характеристики социальной группы:

1. В социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;

2. Социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все её члены должны обладать определённой совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют её членам чувствовать себя более сплочёнными;

3. Социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

 

В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые различаются по объему, по социально-экономическим критериям, этнонациональным, географическим и культурным признакам. Социальные группы рассматриваются как субъекты и объекты политики. Находясь во взаимосвязи и взаимообусловленности, они способны меняться местами.

 

Субъект политики:

– носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики.

Объект политики:

– та часть политической реальности, системы, на которую, направлена деятельность субъекта в политике.

Основные признаки политической субъектности:

- способность и возможность принятия политических решений;

- наличие средств и возможностей реализовать принятые решения;

- практическое участие в политической деятельности;

- ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.

 

Группы непосредственно вовлечённые в политическую жизнь:

- малые или контактные (парламентские фракции, политические «команды»);

- «относительно» большие (активные сторонники партий и других общественных организаций);

- институциональные организации, которые формируются с целью защитить интересы социальных групп: предпринимательские, профсоюзные, лоббистские, молодежные и другие общественные организации.


ВОПРОС 2:

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ»

 

Основные понятия:

Гражданское общество, демократические признаки гражданского общества, структура гражданского общества, функции гражданского общества.

 

Гражданское общество:

— это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.

 

Демократические признаки гражданского общества:

— отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;

— признается равенство всех граждан перед законом;

— в общественное сознание проникает идея социальной справедливости;

— отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые гарантировали бы равенство возможностей социально неравных субъектов;

— обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.

 

Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников.

 

Функции гражданского общества:

— продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;

— образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид;

— обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;

— обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества;

— всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;

— осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.

Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры.


ВОПРОС 3:

«ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ПОЛИТИКЕ»

 

Основные понятия:

Выборы, функции выборов, виды выборов, референдум, виды референдумов, избирательная система, типы избирательных систем, структурные компоненты избирательной системы.

 

Выборы и референдум:

– это две основные формы, в которых реализуется участие людей в политической жизни общества.

 

Выборы:

– это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

 

Функции выборов:

1-я – обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;

2-я – способствуют стабильности политической системы общества;

3-я – возможность осуществления контроля за деятельностью власти и в случае неудовлетворённости ею выдвижение во власть других людей.

 

Виды выборов:

- президентские, парламентские, региональные, в местные органы самоуправления, выборы судей;

- очередные, внеочередные;

- всеобщие, ограниченные (цензовые);

- равные (единая норма представительства), неравные;

- прямые, косвенные (многостепенные);

- с тайным голосованием, с открытым голосованием.

 

Референдум:

– особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение населения.

 

Виды референдумов:

- обязательные – проводятся в случаях, когда Конституция или иной законодательный акт предусматривают референдум в качестве единственного средства принятия того или иного решения;

- факультативные – проведение не является обязательным и не предусмотрено законодательством, хотя и не запрещено им; могут проводится по решению государственного органа или по предложению политической партии и движения;

- общенациональные – проводятся в масштабах всей страны;

- местные – охватывают лишь часть страны.

Избирательная система:

– порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (президента, главы города), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

 

Типы избирательных систем:

1) мажоритарная система – предполагает, что распределение мест в парламенте осуществляется на основе принципа большинства, т.е. кандидат считается избранным, если за него проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы; кандидаты, за которых проголосовала меньшая часть, избранными не считаются:

- система относительного большинства – побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов;

- система абсолютного большинства – побеждает кандидат, который набрал больше 50% голосов (50%+1 голос); возможен второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, победившим из них считается набравший большее число голосов.

2) пропорциональная система – распределение голосов в парламенте осуществляется в зависимости от того, какой процент голосов партия получила в результате выборов:

- пропорциональная система в многомандатных округах – места распределяются в зависимости от того, какой процент избирателей проголосовал за партию в определённом округе;

- пропорциональная система общенационального уровня – деления на избирательные округа нет, а места распределяются в зависимости от того, сколько голосов партии получили по всей стране.

3) смешанная избирательная система – часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть – в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

 

Структурные компоненты избирательной системы:

1. Избирательное право – теоретико-юридических компонент;

2. Избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практическо-организационный.


ВОПРОС 4:

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА»

 

Основные понятия:

Избирательное право, принципы избирательного права, субъективное избирательное право, объективное избирательное право, избирательная процедура, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, абсентенизм.

 

Избирательное право:

– совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

 

Принципы избирательного права:

1) принцип равен ства – все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права;

2) принцип всеобщности – любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым;

3) принцип тайного голосования – все выборы производятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе;

4) принцип непосредственности – избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата;

5) принцип состязательности – выборы должны проводиться на альтернативной основе, т.е. избиратель должен иметь возможность выбора;

6) принцип гласности – общественность может осуществлять контроль за проведением выборов, что сводится главным образом к присутствию независимых наблюдателей на избирательных участках;

7) принцип свободы выборов – любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление;

8) принцип ограничения срока выборов – выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.

 

Субъективное избирательное право:

– право участвовать граждан в политической жизни посредством голосования в процессе выборов:

- активное – любой человек имеет право участвовать в выборах;

- пассивное – любой человек имеет право быть избираемым и избранным.

 

Объективное избирательное право:

– совокупность юридических норм, которые регулируют порядок участия в выборах в органы власти и управления, а также порядок проведения таких выборов. Определяет порядок отзыва лиц, которые были избраны в органы власти и управления.

 

Избирательная процедура:

– это мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии».

Избирательная процедура включает:

- назначение выборов;

- создание избирательных органов, ответственных за их проведение;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрацию кандидатов в депутаты;

- определённую финансовую поддержку выборов;

- охрану порядка в ходе их проведения;

- определение результатов голосования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление социальным конфликтом | Измерения. Процесс и виды измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.