Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резервы и факторы снижения себестоимости




Следует, прежде всего, уточнить понятия:

- резервы – это возможности снижения себестоимости путем использования достижений НТП, совершенствования организации производства и труда.

- факторы – это конкретные мероприятия, приводящие к сокращению затрат.

При планировании мероприятий и анализе резервов используется следующая классификация факторов:

1) повышение технического уровня производства (механизация; автоматизация; совершенствование конструкций, средств труда; улучшение сырья и материалов);

2) совершенствование организации труда и производства;

3) изменение объема и структуры производства.

Основным показателем при планировании сокращения затрат является снижение затрат на рубль товарной продукции:

.

При планировании снижения себестоимости сначала проводится анализ резервов снижения себестоимости. Далее намечается мероприятие по снижению затрат и производится расчет в последовательности:

1) - затраты на рубль товарной продукции, которые были в базовом периоде

;

2) производится расчет себестоимости товарной продукции на планируемый период, исходя из затрат на рубль товарной продукции:

;

3) рассчитывается влияние намечаемых факторов на изменение себестоимости товарной продукции в плановом периоде

;

4) проводится расчет себестоимости товарной продукции на плановый период

;

5) затраты на рубль товарной продукции в плановом периоде

;

6) считается снижение затрат на рубль товарной продукции

.

 
 


Т е м а 10

Ценовая политика предприятия на различных рынках

1. Сущность и функции цены, принципы ценообразования.

2. Классификация цен.

3. Стратегия ценообразования.

 

Цена как экономическая категория возникла в результате общественного разделения труда и развития товарного производства, обмена (продукт труда, произведен для продажи).

Товар должен обладать двумя свойствами:

1) быть полезным потребителю;

2) обладать способностью обмениваться на другие товары или деньги в определенных количественных соотношениях.

Так как товары обладают различными свойствами и предназначены для удовлетворения разных потребностей; одни удовлетворяют производственные потребности, а другие – личные, то все товары делятся на две группы:

I группа– товары производственно-технического назначения;

II группа – товары народного потребления.

Цена – это выражение стоимости товара или то количество денег, которое получает продавец за вещь или товар.

Функции цены:

1) измерительная – цена *объем производства (с помощью цены измеряется в единых денежных знаках стоимость партии товара, затраты на энергию. Цена является соизмерителем ценностей разных товаров – цена 1 и 2 изделий);

2) учётно-контрольная (цена служит инструментом в учете и контроле стоимости активов предприятия). С помощью цены определяются и контролируются материально-вещественные ценности предприятия.

3) стимулирующая (выражается в том, что с помощью цены возможно стимулировать производство или сдерживать его. Большая цена ® большая прибыль ® больше производство ® больше предложение на рынок. Большая цена ® меньше спрос ® сдерживание потребностей);

4) распределительная (проявляется через распределение и перераспределение доходов; через сбалансирование спроса и предложения; высокая цена на предметы роскоши позволяет перераспределять денежный доход групп населения с высоким уровнем дохода ® пополняется государственный бюджет ® формируется социальные фонды пенсионный фонд).

Сбалансирование спроса и предложения.

С помощью цены осуществляется связь между спросом и предложением. Цена – гибкий инструмент в регулировании спроса и предложения. С помощью цены можно увеличить спрос или увеличивать предложение;

5) социальная;

6) политическая;

7) накопительная;

8) функция потребления.

Принципы ценообразования – это основные положения или правила, которые лежат в основе ценообразования. К ним можно отнести:

1) научную обоснованность. Этот принцип предусматривает познание и соблюдение в ценообразовании законов развития рынка;

2) целевую направленность. Цена изменяется в зависимости от стоящих и решаемых социальных, политических, экономических задач на соответствующий период.

Через соблюдение этого принципа решаются приобретенные экономические и социальные проблемы. Научная обоснованность обеспечивается путем изучения анализа конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов и действующих систем цен;

3) непрерывность процесса ценообразования. Суть заключается в том, что продукция в своем движении от сырья до готовых изделий проходит разные стадии. Если на стадиях определяется цена, то необходимо обеспечить единый подход к определению цены;

4) единство процесса и контроль за его соблюдением.

Государственные органы устанавливают и регулируют цены и обязаны их контролировать. Такой контроль установлен на продукцию монопольных производств (газ, энергия, нефть). Они контролируются федеральными и региональными инспекциями по качеству, обществами по защите прав потребителей.

В зависимости от области применения различают следующие основные виды цен:

1) оптовые цены на продукцию предприятия;

2) розничные цены;

3) закупочные цены;

4) смешанные цены на объекты строительства;

Оптовые цены на продукцию предприятия используются промышленными предприятиями и организациями для определения объема производства и реализации полученной прибыли.

Реализуется продукция в крупных размерах. В зависимости от порядка реализации различают:

- оптовые цены предприятия;

- оптовые цены промышленности

.

Это цена обеспечивает предприятию прибыль, необходимую для хозяйственной деятельности и развития. Если предприятие реализует свою продукцию через посредника, в этом случае используется оптовая цена промышленности.

;

.

Для товаров, которые облагаются акцизным налогом, цена складывается

.

Розничная цена – это цена, по которой реализуются товары населению, а также юридическим лицам в розницу.

Она включает .

Размеры торговых надбавок устанавливаются организациями, исходя из спроса и предложения.

Цена биржевого товара формируется на товарных биржах; зависит от биржевой котировки, надбавок, скидок с них в зависимости от качества товара и условий включения в них транспортных расходов.

В зависимости от порядка включения транспортных расходов, цены бывают:

- франко – вагон – станция – отправления;

- франко – вагон – станция – назначения;

- франко – склад поставщика;

Франко означает порядок включения в состав цены транспортных расходов.

Иногда в цену включается стоимость страхования груза – СИФ.

В зависимости от степени свободы от государственных органов цены делятся на свободные, фиксированные, регулируемые.

Свободная цена складывается в зависимости от конъюнктуры рынка; на них не распространяются действия органов власти.

Фиксированная цена устанавливается государственными органами на ограниченный круг товаров, услуг; фиксируется в специальных документах (прейскурант), цена – прейскурантная.

Регулируемая цена складывается под влиянием конъюнктуры рынка, но на них распространяется действия государственные ограничения (предельный уровень цены, роста, надбавок).

Регулируемые цены в основном устанавливаются на продукцию естественных монополий (топливно-энергетический комплекс, связь, железнодорожную, нефть, газ).

Все предприятия-монополисты заносятся в специальный государственный реестр РФ «предприятий-монополистов». Это производится государственным комитетом РФ по антимонопольной политике. Занесение в реестр осуществляется по производству конкретных видов продукции. Предприятия-монополисты обязаны осуществлять декларирование повышения свободных цен. В случае принятия решения по повышению цены предприятия обязаны зарегистрировать новый размер цены, дату её введения в комитете.

При декларировании цен предприятия-монополисты указывают объем производства продукции, калькуляцию, предполагаемое изменение цены, среднеполагаемый размер прибыли, а также достигнутые при старом уровне цены, обоснование причины повышения цены.

При возникших разногласиях, производится расчет цены (новой) с обоснованием, после чего устанавливается регулируемая цена, либо фиксированная цена, либо устанавливается предельно допустимая цена, либо устанавливается надбавка, либо предельный уровень рентабельности данной продукции, а также размер торговой надбавки.

В целях анализа и планирования в экономической практике используется цены текущие (действующие), а также сопоставимые (неизменные цены).

Сопоставимая цена – цена периода, взятого за базу.

Использование сопоставимых цен необходимо в связи с постоянно изменяющимся уровнем цен.

В зависимости от форм торговли цены могут быть: государственные, кооперативные, комиссионные, аукционные, цены колхозного рынка.

В ходе планово-управленческих расходов используются цены прогнозные, плановые, расчетные, закупочные.

Закупочная цена – цены, по которым государственные торгово-закупочные организации закупают продукцию у сельскохозяйственных производителей.

Договорная цена устанавливается по согласованию сторон на срок и на определенный объем продукции. В течение этого срока цены не могут быть изменены согласно договору.

Цены мирового рынка – цены, которые используются в международной торговле на однородную продукцию. Это среднее значение цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах.

Стратегия ценообразования – это выбор возможной динамики изменения цены товара в рыночных условиях хозяйствования, соответствующей главной цели предприятия.

Цели предприятия при установлении цены:

1) цена направлена на увеличение объема продаж;

2) цена направлена на увеличение размера прибыли;

3) цена направлена на укрепление существующего положения предприятия на рынке.

Рассмотрим подробнее эти цены.

1. Цена «проникновения» на рынок

В соответствие с этой целью устанавливаются демпинговые цены, с тем, чтобы привлечь покупателей и занять большую долю рынка.

Это цена не приемлема для мелких и средних предприятий.

Преимущества: увеличение объема продаж, которое даёт возможность вести всеобщую автоматизацию производства; снижение удельного веса накладных расходов (управленческие расходы).

2. Стратегия «снятия сливок»

Устанавливается максимально возможная цена на новые товары. С первых партий изготовления новых изделий она рассчитана на потребителя с высоким уровнем дохода. Далее по мере спада первого покупательского спроса цена постепенно снижается. Это позволяет увеличивать объем продаж, привлекая нового покупателя.

Когда удовлетворен спрос покупателей со средним уровнем дохода, цена снижается.

Преимущества:

- исправление ошибок в ценообразовании на первых этапах жизненного цикла товара;

- позволяет обеспечить высокий уровень прибыли в самом начале выпуска новой продукции;

- позволяет сдерживать покупательский спрос в начале производства новой продукции;

- создает имидж качества товара.

3. Это цены, которые ориентированы на долгосрочные цели. Устанавливаются, когда фирма стремится обезопасить себя от неблагоприятных действий конкурентов, поддерживать хорошие отношения с партнерами по договорным обязательствам, а также с посредническими организациями. Такая цель ставится предприятием, когда достаточно большой спрос на продукцию, спрос на товар эластичен, когда низкая цена не привлекает конкурентов.

Порядок установления исходных цен:

1) затратный метод (цена = себестоимость + затраты). Цена не связана со спросом;

2) агрегатный способ, способ «стола заказов» (цена на изделие = ценам составляющих конструктивных элементов);

3) параметрический метод (суть сводится к оценке качества параметров изделий; для установления цены выбирается базовое изделие, которое имеет аналогичные функции, устанавливаются по данному изделию наиболее характерные функциональные параметры, и проводится экспертная оценка этих параметров).

Далее производится бальная оценка возможности этих параметров; рассчитывается цена 1 балла путем деления цены этого базового изделия на общую сумму набранных баллов. Определяется цена нового изделия путем умножения цены одного балла на большую оценку нового изделия с учетом важности параметров.

 
 


Т е м а 11

Сущность, значение и классификация налогов

1. Налоги: сущность, функции налогов и принципы налогообложения.

2. Виды налогов и их характеристика.

 

Налоги: сущность, основные понятия. Функции налогов и принципы налогообложения.

Налог – это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей [26, 39].

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы [39].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база определяется исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала месяца.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды – квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Налоговая система является одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения предприятий с государством, должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств и в тоже время не быть тяжелым бременем ни для предприятий и организаций, ни для населения. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов. Обоснованный, учитывающий экономические реалии текущей ситуации комплекс налоговых мер способен оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усилить экономическую и инвестиционную активность.

Государственное регулирование экономики посредством налоговых рычагов в первую очередь должно быть направлено на обеспечение и поддержание сбалансированного роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции.

Налоги должны выполнять регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции [26, 39].

Регулирование развития народного хозяйства достигается путем маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для селективного развития экономики, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перево-оружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производство. Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в государственный бюджет в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.

За счет налогов содержится государственный аппарат, финансируются оборонный комплекс и непроизводственная сфера (фундаментальная наука, образование, культура и т. д.). В этом заключается фискальная функция налогов.

Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хо-зяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Эта функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налогов, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов [39]:

· стабильность налоговой системы;

· одинаковое налогообложение производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности;

· одинаковые условия налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей.

В России налоговая система, адекватная требованиям рыночной экономики, пока не создана. Эта система пересматривается часто из-за несовершенства налогового законодательства, что затрудняет решение вопросов планирования и прогнозирования деятельности предприятий, увеличивает степень риска и заставляет предпринимателей «жить сегодняшним днем», укрывать налоги и нарушать тем самым налоговую дисциплину. В результате задерживается процесс развития экономики в стране. Высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения налоговых ставок и суммы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.

Налоги классифицируются по субъектам власти (уровню их утверждения), методам установления, источникам выплат, по отношению к бюджету и другим признакам.

По субъектам власти (уровню их утверждения) налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги взимаются на всей территории России по единым ставкам. К ним относятся НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг); налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы физических лиц; налог на операции с ценными бумаги; ЕСН; единый налог субъектов малого производства (упрощенная система налогообложения); таможенная пошлина и таможенные сборы; государственная пошлина; федеральные лицензионные сборы; лесной, водный, экологический налоги и др.

Региональные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. В их состав входят налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, дорожный налог, региональные лицензионные сборы, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления. Они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся земельный налог (плата за землю), налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

В зависимости от степени связи с финансовыми результатами налогоплательщиков и способов изъятия налоги разделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и зависят от величины дохода и размера имущества. К прямым налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль, земельный налог.

Косвенные налоги не зависят от величины дохода или размера имущества. Они включаются в цену продукции, товаров, работ и услуг, которые оплачиваются потребителем. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

 
 


Т е м а 12

Сущность и функции финансов

 

1. Сущность и функции финансов.

2. Формирование финансов предприятия.

3. Прибыль предприятия.

 

В обыденной жизни часто употребляется понятие «финансы» и при этом подразумевается, что речь идет о деньгах. Однако неправильно отождествлять понятие «финансы» просто с деньгами. Понятие финансов включает следующее:

- денежные отношения между двумя субъектами: с одной стороны – государством, и с другой – населением в лице отдельного человека или группы лиц, объединенных в какой-либо хозяйствующий субъект;

- деньги как материальная основа существования и функционирования финансов (где нет денег, нет финансов);

- разный правовой статус субъектов в процессе денежных отношений (государство обладает особыми полномочиями);

- формирование общегосударственного фонда денежных средств – бюджета;

- создание государством соответствующего фискального аппарата по принудительному взиманию налогов, сборов и иных платежей в государственный бюджет.

Таким образом, когда речь идет о финансах, всегда имеются в виду товарно-денежные отношения, осуществляемые при участии государства [11 с. 68]. Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями финансов понимают «работу», выполняемую финансами. Многие экономисты, анализируя многообразие функций финансов, выделяют три основные функции: обеспечение национального хозяйства денежными средствами, использование и контроль денежных фондов, распределение денежных средств на разных уровнях. Центральное место отводится функциям распределения и контроля.

Распределительная функция финансов состоит в распределении совокупного общественного продукта не только в натурально-ве-щественной форме, но и по стоимости.

Контрольная функция финансов возникает на основе распределительной функции (в этом проявляется тесная связь контрольной и распределительной функций), становясь ее продолжением и развитием, и проявляется, прежде всего, в контроле рублем.

Финансовый контроль осуществляется по всей системе финансовых отношений, по всем уровням реального денежного оборота. Объект контрольной функции финансов – финансовые показатели деятельности субъектов хозяйственных отношений (предприятия, организации, учреждения). В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

- общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (проводят органы государственной власти и управления);

- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводят финансовые службы предприятий и учреждений);

- общественный финансовый контроль (выполняют отдельные физические лица на добровольных началах);

- независимый финансовый контроль (проводят аудиторские фирмы и службы).

В условиях нашей национальной экономики финансово-кредит-ный механизм должен способствовать созданию антизатратного производства. В целом финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений и состоит из общегосударственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов (рис. 5).

Основой единой финансовой системы РФ являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства [11].

 

 


Рис. 5. Финансовая система Российской Федерации

 

Основой рыночных отношений являются деньги, которые связывают интересы продавца и покупателя. Все предприятия, функционирующие на рынке товаров и услуг, одновременно выступают в роли продавца и покупателя. Деньги предприятию нужны для реализации многих функций: создание различных денежных фондов, оплаты труда работников, расчетов с государством и другими предприятиями и т. д. Предприятие в условиях рынка вступает, прежде всего, в финансовые отношения, что предполагает зарабатывание денежных средств и их использование на различные цели, в том числе на создание собственных денежных фондов. Механизм формирования и управления финансами предприятия показан на рис. 6.

 

 

 


Рис. 6. Механизм формирования и управления финансами предприятия

 

Все финансовые отношения предприятия группируются по направлениям:

- финансовые отношения с другими предприятиями и организациями-заказчиками транспортных услуг. Эта группа отношений является основной, от нее зависит финансовый результат деятельности предприятия. Кроме этого отношения возникают с предприятиями поставщиками запасных частей, ремонтных материалов, топлива
и пр.;

- отношения внутри предприятия с его дочерними предприятиями, филиалами, цехами, бригадами по поводу финансирования расходов, участия в распределении прибыли, выплате заработной платы работникам предприятия и пр.;

- отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги при получении и погашении кредитов, при применении факторинговых, трастовых, залоговых и других операций;

- отношения с финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджеты различных уровней;

- отношения с различными инвестиционными институтами (фондами, компаниями) по приватизации и размещению инвестиций и др.;

- отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами.

Основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступления ресурсов на предприятие извне).

Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия, его величина фиксируется в уставе организации в установленном законом порядке. Из него формируют основной и оборотный капиталы для приобретения основных и оборотных фондов.

 

 
 


Т е м а 13

Оценка эффективности хозяйственной
деятельности и состояния баланса

1. Сущность дохода и прибыли предприятия.

2. Порядок формирования финансовых результатов деятельности предприятия.

3. Распределение прибыли.

4. Рентабельность и её показатели.

 

Следует различать понятия «доход» и «прибыль». Доход – это приток денежных средств на предприятие. Различают следующие виды дохода:

а) валовой доход (ВД) (выручка от реализации) – объем денежных средств, полученных предприятием от реализации продукции,

ВД = N ·Ц;

б) средний доход – размер денежных средств от реализации единицы товара

;

в) предельный доход – на какую величину возрастает ВД в результате увеличения произведенной и реализованной продукции на одну единицу

.

Получение дохода не является условием для осуществления расширенного производства, решения социальных задач на предприятии. Для этого необходимо получать прибыль, которая является источником финансовых ресурсов предприятия. Порядок ее формирования регламентируется следующими нормативными документами:

- ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Финансовый результат деятельности предприятия складывается:

- из реализационного результата;

- прочие финансовые результаты.

В реализационный результат включается выручка от реализации продукции, товаров или выполнения услуг + поступление от сдачи в аренду активов предприятия + поступление от участия уставных капиталах других предприятий + поступление, связанное с представлением за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности (если эти виды деятельности носят систематический характер).

Прочие финансовые расходы – операционные доходы + внереализационные доходы.

Операционные доходы – проценты и дивиденды к получению; арендная плата; поступления, связанные с представлением за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности; дивиденды от участия в уставных капиталах других предприятий; поступления от продажи ОС (если это носит разовый характер).

Внереализационные доходы – штрафы, пени за неустойку трудового договора + активы, полученные безвозмездно + поступления причиненных организации убытков.

Различаютприбыль валовую, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская), чистую прибыль.

Прибыль валовая = Выручка НЕТТО – себестоимость производства.

Прибыль от реализации = Прибыль валовая – управленческие расходы – коммерческие расходы.

Прибыль бухгалтерская = Прибыль от реализации + Доходы от операционной деятельности + Доходы от внереализационной деятельности – Расходы по операционной деятельности – Расходы по внереализационной деятельности

Чистая прибыль = Прибыль бухгалтерская – Налог на прибыль – Постоянные налоговые обязательства,

;

;

;

.

Согласно ПБУ 18/02, следует различать понятия постоянных налоговых обязательств (ПНО), отложенные налоговые активы (ОНА), отложенные налоговые обязательства (ОНО).

Размеры бухгалтерской прибыли отличаются от прибыли налогооблагаемой, которая декларируется в целях расчета налога на прибыль. Их размер различается потому, что согласно налоговому кодексу ряд расходов не учитывается в налогообложении прибыли, либо учитывается, но в пределах установленных налоговым законодательством нормативов. В связи с этим в экономической практике часто складывается ситуация, когда предприятие фактически потратило средства, и это отражено в бухгалтерском учете, но согласно гл. 25 Налогового кодекса уменьшить на их сумму налогооблагаемую прибыль не может.

К таким расходам относятся:

- представительские расходы;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров;

- расходы на рекламу;

- расходы на компенсацию за использование личного транспорта;

- плата нотариусу;

- командировочные расходы;

- стоимость безвозмездно переданного имущества;

В связи с этим образуется постоянные разницы (разность между суммой расходов, которые учтены в бухгалтерском учете и суммой расходов данного вида, признанных в налоговом кодексе).

Наличие этих постоянных разниц приводит к тому, что это предприятие вынуждено платить налога на прибыль большую сумму, нежели если бы расчет налога на прибыль производился по данным бухгалтерского учета.

Сумма превышения называется постоянным налоговым обязательством

,

- действующая ставка налога на прибыль. С 2005 г. действующая ставка налога на прибыль составляет a =24 %. В отличие от постоянных разниц, временные разницы возникают тогда, когда момент признания расходов в бухгалтерском учете и налоговом учете не совпадают.

Такие разницы возникают при начислении амортизации. Если в бухгалтерском учете, использован линейный способ, а в налоговом учете – нелинейный способ, то в первые годы эксплуатации основных средств амортизационные отчисления в налоговом учете будут больше, чем в бухгалтерском учете. Поэтому, сначала налоговые платежи будут меньше (так как было больше признано расходов). Однако в последующих периодах налоговые платежи будут возрастать. Временные разницы появляются потому, что расходы, которые признаны в бухгалтерском учете при налогообложении, учтены в тех же размерах, но в других отчетных периодах.

Временные разницы .

Вычитаемые: приводят к уменьшению налога на прибыль в будущих периодах.

Налогооблагаемые: то же самое, но с обратным знаком.

Вычитаемые временные разницы .

Сумма налога на прибыль, которая должна быть доплачена в будущих периодах, называется отложенные налоговые обязательство (ОНО).

В целях анализа деятельности предприятия рассчитывается рентабельность предприятия в целом. Этот показатель характеризует итог деятельности предприятия за отчетный период.

Рентабельность предприятия в целом определяется как отношение:

,

где – себестоимость производственная; - коммерческие расходы; - управленческие расходы; % - к уплате; - прочие расходы.

Сверхприбыльным считается предприятие, если значение > > 30 %; от 5 до 25 % - среднеприбыльное; УР ОБЩ < 5 % - низкоприбыльное предприятие.


Распределение прибыли (рис. 7).

Рис. 7. Порядок распределения прибыли предприятия

 
 


Т е м а 14

Инвестиции и методы
оценки экономической эффективности
инвестиционных проектов

1. Инвестиции: понятие, виды.

2. Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

 

Предприятия инвестируют денежные средства главным образом в реальные активы (основные средства, товарно-материальные запасы и др.), необходимые для развития производства. Однако они могут принимать участие и на фондовом рынке – покупать и продавать ценные бумаги, формируя инвестиционный портфель. Инвестиционный портфель формируется на основе диверсификации вложений. Это означает, что чем больше количество ценных бумаг включено в портфель, тем более высокий доход в общем объеме дает рост одной из них.

В портфель могут включаться ценные бумаги одного типа (акции) или нескольких типов (акции, облигации, депозитные сертификаты, векселя, залоговые свидетельства, страховой полис и т. д.). Формируя портфель, предприятие-инвестор должно исходить из инвестиционной стратегии и добиваться того, чтобы портфель был ликвидным, доходным и обладал небольшой степенью риска.

Основными принципами формирования инвестиционного портфеля являются безопасность, доходность, ликвидность и рост вложений.

Под безопасностью инвестиций понимается страхование от возможных рисков и стабильность получения дохода. Она достигается в ущерб доходности и росту вложений. Под ликвидностью понимается способность финансового актива быстро превращаться в деньги для приобретения недвижимости, товаров, услуг.

Диверсификация снижает риск за счет того, что возможные низкие доходы по одним ценным бумагам будут компенсированы.

Для целей анализа инвестиционных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций:

оценка абсолютной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении разности финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод текущей стоимости);

оценка относительной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении отношений финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод внутренней рентабельности).

Метод текущей стоимости основан на определении интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. В зарубежной экономической литературе соответствующий показатель носит название Net Present Value (NPV).

Расчет интегрального экономического эффекта, если инвестиции в проект производятся единовременно, может быть рассчитан по следующей формуле:

где NCFt – чистый денежный поток в интервале времени t, определяемый разность входного (CIFt) и выходного (COFt) денежных потоков; I – единовременные инвестиции в проект.

Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта, а при сравнении альтернативных проектов экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.

Индекс доходности PI (Profitability Index) определяется как показатель, характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат в течение инвестиционного периода.

Правилом принятия решений по инвестиционному проекту являются следующие условия:

- если РI больше 1, то проект принимается,

- если PI меньше 1, то проект отклоняется.

Метод рентабельности используется для определения внутренней рентабельности проекта IRR (Internal Rate of Return), т. е. расчетной ставки процента, которой определяется темп роста инвестируемого капитала.

Для определения этого показателя можно использовать графический метод, основанный на вычислении ряда значений NPV при различных ставках дисконтирования. При этом значение R, при котором график будет пересекать ось абсцисс, как это показано на рис. 8 и определяет искомое значение внутренней рентабельности проекта.

Рис. 8. Внутренняя рентабельность проекта

 

Следующий этап оценки эффективности проекта связан с выбором источников финансирования проекта. Выбор источника финансирования может существенно повлиять на структуру денежных поступлений и выплат по проекту, что вызовет изменение экономических оценок проекта. Основная задача, решаемая на данном этапе прединвестиционного анализа, состоит в выборе таких источников финансирования, при которых проект сохраняет свою экономическую привлекательность, с одной стороны, и позволит получить дополнительный эффект от привлечения собственного капитала, с другой.

 

 

 
 


Т е м а 15

Производственное планирование
и бизнес-план предприятия

1. Основные задачи производственного планирования на предприятии.

2. Содержание и порядок разработки предпринимательского бизнес-плана на предприятии.

 

В условиях рыночной экономики планирование осуществляется на любом предприятии независимо от формы собственности, назначения размеров и других факторов. План представляет собой комплексную программу действий, содержащую цель, перечень работ с указанием сроков их выполнения, исполнителей, потребности в материально-технических ресурсах и финансировании, источников и условий получения этих средств.

Планирование позволяет:

· предвидеть перспективу развития транспортного предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

· более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

· обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

· целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

· повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;

· повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

· обеспечивать координацию действий на предприятии;

· стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

· совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяй-ственной деятельности.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий; устанавливают главную цель и ожидаемый результат совместной работы; определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности; объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему; координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и возможность осуществления принятых планов и выбранных целей в будущем.

Под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуются предприятие, его работники в процессе планирования. Они предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

Основными принципами осуществления плановой деятельности являются:

- единство;

- непрерывность;

- гибкость;

- точность;

- научность;

- обоснованность целей, ориентированность на конечный результат деятельности.

Принцип единства предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования - предприятия. При характеристике целей производственно-хозяйст-венной деятельности, само предприятие как система представляется совокупностью взаимных элементов, имеющих единую целевую направленность. Поэтому единство планирования в данном случае предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений предприятия и планов различного уровня. С этой точки зрения планирование на предприятии должно охватывать все его производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

Принцип непрерывности заключается в том, что планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и разрабатываемые планы должны органично сменять друг друга.

Необходимость выдерживания такой непрерывности планов объясняется двумя важнейшими причинами: 1) неопределенностью внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, которые делают необходимыми постоянную корректировку ожиданий предприятия относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов; 2) изменением не только фактических предпосылок, но и собственных представлений предприятия о своих преимуществах и возможностях. Если предприятие не будет учитывать таких изменений, запланированный и полученный результат может оказаться недостаточным либо вообще отрицательным.

Принцип гибкости заключается в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера.

Гибкость планов обеспечивает дополнительную прочность, устойчивость как самому предприятию, так и тем программам, которые оно реализует.

Принцип точности планирования предполагает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем. Различные временные и пространственные горизонты планирования предполагают различную степень точности и детализации проработки: долгосрочное планирование ограничивается разработкой лишь стратегических целей и наиболее общих направлений их реализации, а среднесрочные и краткосрочные планы прорабатываются детально.

Принцип научности предполагает осуществление планирования на научной основе – на достоверной информации и научно обоснованных методах. В планах должны использоваться самые последние достижения науки и техники, а также передовые методы работы отдельных предприятий и использование мирового опыта.

Принцип обоснованности целей и направленности на конечный результат деятельности предполагает, что исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой приоритетна. При этом на предприятии всегда необходимо выбирать основные резервы, от использования которых зависит конечный результат, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии.

Основными методами разработки планов являются балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на макроэкономическом уровне, однако находит применение и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

- материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

- трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

- финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

- комплексные (баланс производственной мощности, баланспроводных возможностей).

Суть нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода материалов и запасных частей, выработки и обслуживания, трудоемкости, нормы численности, нормативы использования подвижного состава и оборудования, запасы материалов и топлива, финансовые нормативы и др.). При этом нормы и нормативы должны иметь прогрессивный характер и систематически пересматриваться с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствования организации производства и труда.

Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам). При использовании метода планирования должны быть учтены многочисленные факторы: технические (внедрение новой техники и технологии, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.); совершенствование организации производства и труда; рыночные (инфляция); особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

При планировании решения задач оптимизационного характера могут быть применены программно-целевой метод, метод многовариантных расчетов либо экономико-математические методы. Как правило, при планировании на предприятии все перечисленные методы применяются одновременно, в комплексе. Задачи решаются на минимум издержек производства или максимум прибыли.

В зависимости от срока действия различают перспективные (стратегические), текущие и оперативные планы.

Перспективный план разрабатывается на период более одного года. В этом плане устанавливаются перспективные цели и способы их достижения, при этом для достижения цели требуются значительные затраты материальных и финансовых ресурсов.

Основная цель стратегического планирования – создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность. В результате предприятие ставит перспективные цели (расширение деятельности, завоевание рынков, партнеров и др.) и вырабатывает средства их достижения.

Текущее планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, заложенных в стратегическом плане; обоснование задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей.

Текущее планирование осуществляется на один год, при этом годовой план может быть разбит на четыре квартала (например, что связано с неравномерностью спроса на транспортные услуги по сезонам работ).

Годовой план рассчитывается на основании заявок клиентуры, отражающих спрос на услуги. Поэтому составлению плана должны предшествовать тщательное изучение рынка транспортных услуг, рекламные и другие маркетинговые мероприятия. Расчет плана производится по широкому кругу показателей, по определенной методике, учитывающей специфику

Оперативные планы разрабатываются на один месяц, а также на смену или сутки.

Разработка бизнес-планов осуществляется для обоснования и оценки эффективности, рекомендуемых к реализации разнообразных управленческих решений, приобретающих форму предпринимательских проектов, при технико-экономическом обосновании которых бизнес-план по своему существу является его важнейшей составной частью.

Бизнес-планированию могут подвергаться такие виды и направления предпринимательской деятельности, как:

- создание новых субъектов предпринимательской деятельности (новых видов бизнеса, строительство и ввод в действие новых предприятий);

- организация новых производств в составе действующих предприятии;

- осуществление реконструкции действующих предприятий;

- внедрение комплексных решений, направленных на сокращение текущих производственных издержек;

- реализация управленческих решений по изменению производственной структуры предприятия.

Бизнес-план – это документ, в котором в концентрированной форме излагаются технико-организационная суть предлагаемого к внедрению управленческого проекта, обосновывается предпринимательская привлекательность и целесообразность реализации этого проекта, а также производится расчет системы показателей, оценивающих экономическую эффективность вкладываемых в него инвестиций. Исходя из этого, следует, что все бизнес-планы носят разовый характер, а периодичность их разработки определяется регулярностью составления планов организационно-технического развития предприятия. В зависимости от масштабности и значимости предполагаемого к реализации проекта с точки зрения перспектив развития предприятия отдельные бизнес-планы можно трактовать как элемент стратегического планирования развития компании или как составную часть технико-экономического (среднесрочного) планирования. Бизнес-планы, разрабатываемые на предприятии помимо системы других планов, реализуют ряд свойственных им функций, важнейшими из которых являются следующие:

- возможность использования бизнес-планов в процессе реализации стратегических целей развития предприятия, поскольку используемые при бизнес планировании методы обеспечивают реальную возможность обоснования не просто целесообразности, а предпринимательской привлекательности реализации той или иной стратегии предприятия;

- совершенствование самого процесса внутрифирменного планирования, обеспечиваемое, с одной стороны, присущим бизнес-планам свойствам комплексности, а с другой – возможностью получения экономической оценки реализации запланированного решения;

- развитие кредитных отношений предприятия с банками и облегчение решения вопроса о привлечении заемных средств, поскольку в процессе кредитования банки, помимо реального залога и кредитной истории предприятия, требуют гарантий своевременного и полного возврата кредита, которые обеспечиваются предъявляемым кредитным учреждениям бизнес-планам;

- привлечение новых инвесторов в результате ознакомления с разработанным бизнес-планом потенциальных партнеров.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Как правило, в нем предусматриваются традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса. Такие бизнес-планы включают следующие разделы:

- резюме (или выводы и рекомендации по результатам деятельности предприятия);

- характеристика предлагаемой к производству продукции (работ, услуг);

- оценка рынка сбыта продукции (работ, услуг);

- анализ конкуренции на рынке сбыта;

- стратегия маркетинга;

- план производства;

- организационный план;

- юридический план;

- оценка риска и страхование;

- стратегия финансирования.

Бизнес-план начинается с резюме. Оно готовится после разработки остальных разделов бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по каждому из них. При подготовке резюме максимальное внимание уделяется разъяснению целей и задач, их решению. Здесь показывают обоснованные преимущества новой продукции (работ, услуг), приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, выручка продаж, затрате на производство, расчетной прибыли, уровне рентабельности производства, продукции, периоде возврата капитальных вложений, в течение которого гарантировано возвращение взятых у инвесторов (банков) средств (кредитов). Основная часть бизнес-плана начинается с характеристики производимого продукта (работ, услуг), предлагаемого будущим покупателям, и ради производства которого разрабатывается бизнес-план.

В этом же разделе бизнес-плана должна содержаться примерная оценка той цены, по которой можно будет продавать новый товар, его себестоимость и прибыль. Необходимо четко охарактеризовать основные качества товара, преимущества его дизайна, особенности упаковки, тары, транспортировки, хранения, маркировки, а также, если это техническое изделие, описать и разработать одновременно с производством товара и систему организации его сервиса. Все это достаточно важно в условиях жесткой конкуренции при торговле на мировом и внутреннем рынке.

Оценка рынка сбыта продукции (работ, услуг) – это тот раздел бизнес-плана, который должен быть разработан наиболее глубоко и полно. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся бизнес-планов связана, как правило, со слабым изучением рынка и переоценкой его спроса. Поэтому разработка данного раздела требует предварительного сбора и обработки первичной информации.

Самые первые сведения – это поиск сегмента или сегментов рынка, имеющего потребность и спрос на новый проектируемый продукт. Это чрезвычайно сложная и трудоемкая задача маркетинга, она требует серьезного изучения и прогнозирования рынка, т. е. поиска ответов на вопросы: кто и почему будет готов купить новую продукцию завтра и в ближайшей перспективе, в запланированном объеме, по предлагаемой цене (с учетом всех налогов), не обращая внимания на предложения конкурентов и не отказываясь от покупки продукции вообще.

В этом разделе необходимо дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях ее развития. Рекомендуется привести сведения о последних новинках, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по развитию данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитан данный товар предприятия. Здесь необходимо убедить инвестора в существовании рынка для предлагаемой продукции, показать сегмент рынка, который будет для предприятия главным.

Анализ конкуренции на рынке – это такой раздел бизнес-плана, который характеризует конкурентов на рынке продукции и предполагает сбор и анализ информации:

- о крупнейших производителях аналогичных товаров;

- объемах продаж и доходах конкурентов;

- рекламе изделий конкурентами;

- основных характеристиках, уровне качества, дизайне, мнении покупателей о продукции конкурентов;

- уровне цен на продукцию конкурентов;

- политике цен предприятий-конкурентов.

После определения конкурентного сегмента рынка производится описание структуры покупателей внутри этого сегмента. Любой бизнес, и в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции, поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что предполагаемая к выпуску продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей. Оценка конкурентов, проведенная в данном разделе бизнес-плана, должна быть предельно достоверна.

Стратегия маркетинга представляет собой раздел бизнес-плана, органически связанный с двумя предыдущими разделами. Он включает разработку следующих подразделов:

- схема распространения товаров;

- ценообразование;

- реклама;

- методы стимулирования продаж;

- организация послепродажного обслуживания потребителей (для технических товаров);

- формирование общественного мнения о предприятии и товаре.

Каждый подраздел на основе глубоко изучения и анализа массы данных намечает конкретные пути достижения поставленной цели. Кроме этого, в подразделах этого раздела бизнес-плана указывают, как будет продаваться товар: через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; по каким ценам и с каким уровнем рентабельности будет реализовываться этот товар; как будет организована реклама и сколько она будет стоить; как добиваться постоянного роста объемов продаж; как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств; как добиться хорошей репутации своих товаров у потенциальных покупателей.

План производства – это раздел бизнес-плана, который составляют при условии принятия решения об организации производства. Главная его цель – провести технико-экономическое обоснование организации производства нового продукта в необходимом количестве и качестве в нужные сроки и доказать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. Для этого используется ряд обобщающих показателей: чистая текущая стоимость, рентабельность, внутренний коэффициент эффективности; период возврата капитальных вложений; максимальный денежный отток и точка безубыточности.

Организационный план как отдельный раздел бизнес-плана создается в том случае, когда объектом такого планирования выступает создание нового субъекта предпринимательской деятельности (новое предприятие или фирма). В нем отражается: организационная структура; состав акционеров; структура управления квалификационные требования; структура и численность промышленно-производст-венного персонала будущего предприятия и т. д.

Юридический план представляет собой раздел бизнес-плана, в котором в случае создания нового предприятия обосновывается его организационно-правовая форма, формируется устав предприятия и составляются различные договоры, в том числе с учредителями, поставщиками, потребителями и др.

Оценка риска и страхование – это такой раздел бизнес-плана, в котором исследуется вся совокупность факторов, вызывающих возможность наступления риска реализации данного плана, производятся необходимые расчеты по оценке его уровня. С учетом этого разрабатываются соответствующие меры по сокращению риска и минимизации возможных потерь при его наступлении.

Финансовый план представляет собой один из важнейших разделов бизнес-плана, обобщающий в себе выраженные в стоимостной форме показатели всех предыдущих частей бизнес-плана. Он включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план, план по прибыли и др.

Стратегия финансирования – заключительный раздел бизнес-плана, в котором излагается план получения финансовых ресурсов, необходимых для реализации бизнес-плана, т. е. указываются сумма требуемых средств, источники их получения, порядок и условия возврата заемных инвестиционных ресурсов. В качестве источников финансирования могут выступать (в зависимости от содержания, масштабов направленности бизнес-плана): прибыль и другие собственные источники инвестирования предприятия, заемные средства банков и других финансовых институтов, а в случае создания нового предприятия – собственные средства акционеров. В каждом конкретном случае при определении стратегии финансирования того или иного бизнес-плана осуществляется комплекс предварительных исследований и необходимых расчетов для выбора наиболее рациональных и эффективных источников инвестирования, исх




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.