Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение резервов увеличения производства и реализации продукции




Расчет влияния факторов на изменение объема производства и реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения объема реализации (рис. 2).

Возможны два варианта методики анализа реализации продук­ции.

1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке то­варной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк

Отсюда

РП == ГПн + ТП – ГПк

2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн +ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк

Отсюда

РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк

где ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складах соответ­ственно на начало и конец периода;

ТП — стоимость выпущенной продукции за отчетный период;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и ко­нец периода

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продук­ции производится сравнением фактических уровней факторных по­казателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и отно­сительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов используется баланс товарной продукции.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, опре­деляющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы..

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффек­тивность их использования:

ВП = ЧР · ГВ, РП = ЧР · ГВ · Дв,

где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дв - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.

Для расчета их влияния можно использовать прием абсолютных

разниц:

ΔВПчр = ΔЧР · ГВо, ΔВПгр = ЧР1 · ΔГВ,

ΔРПчр = ΔЧР • ГВ0 • Дв0, ΔРПгв = ЧР1 • ΔГВ • ДВ0,

ΔРПдв = ЧР1 • ГВ1 • ΔДв.

2. Обеспеченность предприятия основными производственны­ми фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ • ФО, РП = ОПФ • ФО • Дв,

где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;

ФО - фондоотдача основных производственных фондов.

3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ • МО,

РП = МЗ • МО • Дв,

где МЗ — сумма потребленных материальных ресурсов для произ­водства продукции;

МО — материалоотдача (производство продукции на рубль ма­териальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать одним из приемов детерминированного факторного анализа аналогично, как и по трудовым ресурсам.

После изучения влияния внутренних и внешних факторов оп­ределяют резервы увеличения производства и реализации продук­ции.

Рис. 3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р ↑ ВПкр = Р ↑ КР · ГВф, Р ↑ ВПфрв = Р ↑ ФРВ · ЧВф

Р ↑ ВПчв = Р ↑ ЧВ · ФРВв

где Р ↑ ВПкр, Р ↑ ВПфрв, Р ↑ ВПчв - резерв роста валовой продукции за счет увеличения соответственно количества рабочих мест, фонда рабочего времени и среднечасовой выработки;

Р ↑ КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

Р ↑ ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

Р ↑ ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совер­шенствования техники, технологии, организации производ­ства и рабочей силы;

ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выяв­ленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за

счет увеличения численности оборудования (Р↑К), времени его ра­боты (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рас­считываются по формулам:

Р↑ВПк = Р↑К • ГВф, Р↑ВП =Р↑Т-ЧВф

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ • Тв

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчис­ляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на пла­новую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р↑ВП = ∑ (Р↑М j / НР ji) • Ц i пл

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их рас­хода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полу­ченные результаты суммируются:

Р↑ВП = ∑ (Р↓Отх j / НР ji) • Ц i пл

 

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на еди­ницу i-го вида продукции (P↓ HP) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плано­вую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП = ∑ (Р↓НР j i • VВП i пл / НР j i пл) • Ц i пл

 

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличе­ния производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалан­сированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо также учесть сверхплановые остатки готовой продук­ции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реаль­ную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.