Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример




Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Методика маржинального анализа показателей рентабельности

Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применя­емая на многих предприятиях, также не учиты­вает взаимосвязь «затраты — объем - прибыль». Поданной методи­ке уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение при­были и суммы затрат В действительнос­ти, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, по­скольку часть расходов является постоянной

Расчет и сравнение полученных результатов показывает, что они значительно различаются. По традиционной методике объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельнос­ти, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее ис­пользовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уров­ня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление вли­яния факторов и как следствие — более высокий уровень планиро­вания и прогнозирования финансовых результатов.

Безубыточность — это такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно вы­разить и в количестве единиц продукции, которую необходимо про­дать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предпри­ятию.

Разность между фактическим и безубыточным объемом про­даж — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке биз­нес-планов, обосновании управленческих решений, оценке дея­тельности предприятий, определять и анализировать которые дол­жен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Производственная мощность предприятия 1000 шт.

Цена изделия (р) 20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В) 20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции (b) 12 тыс. руб.

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс. руб.

Маржинальный доход (МД = В – 3пер) 8000 тыс. руб.

Доля маржинального дохода в выручке (Дмд) 0,4

Ставка маржинального дохода (Смд) 8 тыс. руб.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопас­ности предприятия построим график (рис. 7.1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по верти­кали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны вы­ручке от реализации продукции. Она получила название точки без­убыточного объема реализации продукции, или порога рентабель­ности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты зака­зов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн руб. Если же пакет заказов будет менее 50% фак­тической производственной мощности, то предприятие будет убы­точным и обанкротится.

Разность между фактическими безубыточным объемом продаж — зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности пока­зывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

В кр = А / Д мд = 4000 / 0,4 = 10 млн руб.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж мож­но определить в натуральном выражении:

VРП кр = А / (р - b) = 4000 / (20-12) = 500 шт

Для расчета критического объема продаж в процентах к. макси­мальному объему, который принимается за 100%, может быть исполь­зована формула:

VРП кр = А: МД • 100%

Т = 4: 8 • 100 = 50%

Где Т – безубыточный объем продаж

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:

VРП = (А + П) / (р - b) =

= (4000 + 2000) / (20 -12) = 750 шт

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточ­ный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом 500 единиц продукции нужно произвести и реализовать, чтобы по­крыть постоянные затраты предприятия и 250 единиц для получе­ния 2000 тыс.руб. прибыли.

При многопродуктовом производстве этот показатель определя­ется в стоимостном выражении:

В = (А + П) / Дмд = (4000 + 2000) / 0,4 = 15 млн руб

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

ЗБ = (В – Вкр) / В =

= (20000 – 10000) / 20000 = 0,5 или 50%

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (VРП – VРП кр) / VРП =

= (1000 – 500) / 1000 = 0,5 или 50%




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.