Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые основы бюджетного планирования. Этапы бюджетного планирования, их характеристика

Содержание бюджетного планирования и прогнозирования.

Основные направления бюджетной политики на 2008 год и среднесрочную перспективу.

Организационно-правовые основы бюджетного планирования. Этапы бюджетного планирования, их характеристика.

Содержание бюджетного планирования и прогнозирования.

 

Бюджетное планирование – это важная составная часть финансового планирования, которая отличается следующей особенностью: формирование бюджетов всех уровней в денежной форме обязательно органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Составление бюджетов – это исключительная прерогатива органов исполнительной власти (ст. 171 БК РФ). Составление проектов соответствующих бюджетов осуществляется:

проект федерального бюджета - Министерство финансов РФ

бюджеты субъектов РФ - Министерства финансов субъектов РФ

местные бюджеты – финансовые органы (в г. Ростове-на-Дону – муниципальное казначейство).

В экономической литературе представлено несколько определений бюджетного планирования.

Бюджетное планирование – это деятельность государства по сбалансированности и пропорциональности бюджетных ресурсов. Бюджет территории является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Бюджетное планирование – это совокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов всех уровней бюджетов (Поляк Г.Б., 2007г.).

Бюджетное планирование – это централизованное распределение и перераспределение ВВП и НД между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня (Поляк «Бюджетная система РФ», 2003г.).

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения (Ковалев В.В. «Финансы»).

Планирование бюджета – это вся работа государственных структур, связанная с составлением бюджета на очередной год в законченном виде (Лушин С.И. «Финансы»).

Бюджетное планирование – это централизованное распределение и перераспределение стоимости ВВП и НД между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня (Дробозина Л.А. «Финансы»).

Бюджетное планирование – это совокупность процессов, связанных с формированием бюджетных фондов, включающая составление, рассмотрение и утверждение бюджетов, а также вопросы теории и методологии их осуществления (Грязнова А.Г. «Финансы»).

Бюджетное планирование – это процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели (Бушмин Е.В. «Бюджет государства и информационные технологии»).

Бюджетное планирование – это планомерный процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета (Азриелян А.И. «Большой экономический словарь»).

Общим во всех определениях является то, что бюджетное планирование проявляется в бюджетном процессе на стадии составления бюджета на планируемый год.

Понятие бюджетного прогнозирования шире и отражает порядок формирования бюджета на перспективу.

В 2007г. был утвержден Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008г. и планируемый период до 2010г.». Следует отметить, что Федеральным Законом РФ от 20.07.1995г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития территории», где определены временные рамки процессов планирования и прогнозирования, определены следующие виды прогнозов:

· Долгосрочные прогнозы (5-10 лет);

· Среднесрочные прогнозы (От 3 до 5 лет при условии внесения ежегодных коррективов. Федеральный бюджет на 2006г. стал первым бюджетом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана);

· Краткосрочные прогнозы (на 1 год).

Учеными РАН разработана концепция развития России до 2025г., в том числе бюджетная стратегия. В мировой практике неизвестны данные о столь длительных финансовых прогнозах. В то же время научное предвиденье в бюджетной сфере базируется на достаточно высокой зависимости бюджетной стратегии от общих воспроизводственных пропорций и закономерностей экономического роста.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010гг. являются:

1. Планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона;

2. Изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы;

3. Определение размера нефтегазового трансферта, направляемого на финансирование расходов федерального бюджета;

4. Выделение в федеральном бюджете резервного фонда и фонда будущих поколений.

Таким образом, перспективный бюджет формируется на три года, его ежегодно проектируют с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития. При этом плановый период сдвигается на год вперед.

Основные принципы бюджетного планирования:

1. Принцип научности предполагает, что плановые показатели разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, экономических законов. В процессе разработки планов проводится анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития.

2. Принцип детерминированности (взаимосвязи) бюджетной сферы с общеэкономическими закономерностями. Например, сокращение ВВП отрицательно сказывается на сбалансированности бюджета. При росте ВВП необходимо учитывать факторы, обеспечивающие такой рост. В современных условиях рост ВВП, обусловленный ростом цен на нефть, привел к созданию Стабилизационного фонда, который далее разделили на резервный фонд и фонд будущих поколений.

3. Принцип обратного влияния отражает роль государства в регулировании социально-экономического развития территории через бюджетную политику.

4. Принцип ресурсной бюджетной динамики предполагает, что прогнозировать бюджет необходимо с учетом внутренних факторов бюджетно-налоговой системы, т.е., исходя из возможностей доходного потенциала, формировать расходы.

5. Принцип социально-политической конъюнктуры означает высокую степень зависимости бюджета от политической ситуации.

6. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей.

7. Принцип единства, который вытекает из сущности бюджетной системы РФ.

8. Принципы бюджетной системы (гласности, достоверности, самостоятельности и др.)

Предметом бюджетного планирования выступают экономические отношения по поводу объема и структуры бюджетных показателей.

Объекты бюджетного планирования:

· доходы по группам (налоговые, неналоговые, безвозмездные и безвозвратные перечисления), подгруппам (налоги на товары, работы, услуги и т.д.), по экономическим статьям бюджетной классификации;

· расходы по кодам бюджетной классификации, по ведомственной классификации, по целевым статьям, по виду расхода, по экономическим статьям (заработная плата, хозяйственные расходы и др.);

· профицит (направления использования);

· дефицит (источники финансирования);

· государственный долг (источники погашения).

Субъекты бюджетного планирования:

  • Исполнительные органы власти (Минфин, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы местного самоуправления);
  • Федеральные министерства, имеющие право вносить в Минфин РФ предложения по формированию бюджета и финансовому обеспечению служб и агентств;
  • Федеральные органы законодательной и судебной власти, Генеральная прокуратура в части возложенных на них бюджетных полномочий;
  • Счетная палата (планирование предполагает осуществление анализа бюджета и выявление факторов нарушений исполнения бюджета).

Участники бюджетного планирования – это органы, обладающие бюджетными полномочиями в части формирования бюджета. Субъекты бюджетного планирования вносят предложения по формированию бюджетных проектировок по доходам и расходам.

Основными задачами бюджетного планирования и прогнозирования являются следующие:

  1. отражение приоритетов бюджетной политики;
  2. мобилизация доходов в бюджет;
  3. управление расходами с учетом результатов;
  4. обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета.

Следует учитывать сбалансированность федерального бюджета и обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем покрытия бюджетного дефицита.

 

Организационно-правовые основы планирования бюджета определены в главе 20 Бюджетного кодекса РФ «Основы составления проектов бюджетов». Исходными параметрами для составления проектов бюджетов являются следующие макроэкономические показатели (ст. 183 БК РФ с 1.01.2008г. утратила силу): 1) ВВП (в 2007г. – 31 трлн. руб.); 2) уровень инфляции (в 2007г. – 6,5-8 %).

Составление бюджета на 2008-2010гг. осуществлялось с учетом роста ВВП до 35 трлн. руб. и уровня инфляции до 7 % (на 2008г.), на 2009г. – рост ВВП почти до 40 трлн. руб., инфляция – 6,5 %, на 2010г. – рост ВВП до 45 трлн. руб., инфляция – 6 %.

Составление бюджета с учетом указанных параметров основывается на следующих документах:

БК РФ до 01.01.2008г. БК РФ с 01.01.2008г.
1) Бюджетное послание Президента РФ
2) Прогноз социально-экономического развития страны
3) Основные направления бюджетной и налоговой политики
4) Прогноз сводного финансового баланса  
5) План развития государственного и муниципального сектора экономики соответствующих территорий  

 

Финансовый баланс должен отражать не только доходы и расходы, но и прибыль предприятий, средства населения на счетах, амортизацию предприятий.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта. В нем определены основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период (ст. 170 БК РФ).

В Бюджетном послании о бюджетной политике на 2008-2010гг. отражены следующие основные 10 задач:

1) Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3 - 4 процента в год.

Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста доходов.

2) Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета независимо от изменений цен на нефть. Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

3) Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10 - 15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих, в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

4) Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Действующие расходные обязательства – это расходы, обусловленные принятыми законодательными и другими нормативными актами.

Принимаемые расходные обязательства – это расходы, обусловленные вновь принятыми законами или другими нормативными актами. Принимаемые расходные обязательства финансируются только при указании источника финансирования.

5) Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Внедрение методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Правительству Российской Федерации следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий.

6) Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ классификация расходов на текущие и капитальные упразднена, а соответственно ст. 66-68 утратили силу. Однако практическое понятие капитальных расходов сохраняется.

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию.

Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет.

7) Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.

Главные распорядители – это органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, наиболее значимые учреждения науки, культуры, образования и т.д., указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Главными распорядителями, в основном, являются министерства, ведомства, приравненные к ним концерны, учреждения, а также органы законодательной власти в части использования средств бюджета на свое содержание.

 


При этом Министерство финансов РФ не является главным распорядителем, оно распределяет средства по заявкам министерств.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств – это предельные объемы бюджетных обязательств, устанавливаемые для обязательного финансирования из расходов бюджетов.

В начале 2000х гг. лимиты бюджетных обязательств устанавливались на 3 месяца, т.е. на квартал. С 2006г. лимиты доводятся до бюджетных учреждений на год.

В ст. 2261 БК РФ закреплено понятие предельных объемов финансирования, которые устанавливаются в целом в отношении ГРБС, РБС и ПБС помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года на основе заявок на финансирование ГРБС, РБС и ПБС.

Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.

Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

8) Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе, усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов, за повышение качества государственных и муниципальных услуг, создание стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.

9) Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, обеспечение сбалансированности пенсионной системы, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

10) Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути развития цветка покрытосеменных | Тема 2: Планирование расходов бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.