Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности, вытекающие из арендных отношений и ростовщичества




Право собственности.

· Кодекс закрепляет право частной собственности.Собственность на землю имели:

~ царь,храмы

~ общины, частные лица.

· Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам. Общинная земля - в коллективном или частно семейном владении. Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать, и др.

· Царский земельный фонд складывался:

~ превращение храмовых земель в государственные;

~ захват и покупка общинных земель.

· Общинная собственность на землю:

o Земля была разделена между селениями (общинами)

o Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся во временное пользование по жребию.

·Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

·Сделки купли — продажи.3 условия:

-имущество не было изъято из оборота

-продавец - действительный собственник вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину

-оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

· Сделка с ценными вещами оформлялась в письменной форме.

· Объектом аренды могло быть любое движимое имущество.

· Определена также ответственность кредитора за всякого рода мошеннические махинации при расчетах.

· Сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство - верховный собственник воды, организатор ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право повинности.

· Владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.

· Раб:

~ обладал правом владеть имуществом

~ мог совершать сделки в отношении своего имущества.

~ после его смерти имущество переходило хозяину.

~ допускалось отпущение раба на волю.

Каждый земледелец обязан поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за неумелое обращение с ними перед соседями, которые понесли вследствие этого ущерб.

4) Экономическая мысль Древнего Китая (Конфуций, трактат «Гуань-цзы»).

VI-V вв. до н.э. появилась школа Кунфуций (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из князей "Беседы и суждения":

· Защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати.

· Каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества.

· Культ предков и восстановлению общинно-патриархальных отношений. Но им не осуждалось и рабство.

· Середина во всем и составляет добродетель.

· Он связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга.

· В общине все равны имущественно. Допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения и в рамках устойчивого порядка.

· Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления, относительная равномерность распределения богатства.

· Задача князя в обогащении народа, так как это обогащение государя.

· Идея "великого пути", ведущего к водворению правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства, разбоя. В таких условиях люди будут работать только на себя.

· Если будет население, то будет земля и появится богатство.

· Хотя считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

· Выдвинул теорию естественного права - бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами.

· Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, считал естественным. Призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

· Обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

· Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства.

· Искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

Особенности восточного рабовладельческого способа производства:

─ Рабство носило патриархальный характер и рабы не являлись главной производительной силой общества.

─ Численность рабов невелика, принадлежали они в основном государству. Источниками рабов - войны, долговая кабала, патриархальная семья и пиратство.

─ Основной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники, а сельская община - главной производственной ячейкой в земледелии.

─ Форму производственных отношений -полурабовладельческую, полупатриархальную.

─ Товарное производство только начинает появляться.

─ Торговля была примитивной, меновой в силу господства натурального хозяйства.

─ Древневосточные государства - типичная деспотия, мат.основой которой является верховная собственность на землю.

─ Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя, т. е. системы замкнутых общин, экономически изолированных друг от друга.

─ Слабое развитие института частной собственности (первоначальным собственником земли и рабов являлась община).

Обязательства по отношению к общине становятся формой эксплуатации общинников государством

Одним из основателей легизма Гуань-цзы, или Гуань Чжун. в IV в. до н.э. - трактат «Гуань-цзы»

· Идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства.

Государственная политика:

· Первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании закона: закон должен распространяться на все категории населения.

· За абсолютизацию царской власти (государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо),

· Общая ориентация на экономическую проблематику

· Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу»).

· В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психический центр – «сердце сердца» (синь чжи синь).

· Идея построения государственных финансов без прямых налогов: заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов.

Народная политика:

· Не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. Обязанности в государстве разделяются между 4мя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Основной являются земледельцы.

· Меры для улучшению их положения (изменение системы налогообложения):

~ количественные нормы повинностей, зависящими от качества земли, от экономической конъюнктуры, т.е. создание в условиях Др.Китая земельного кадастра.

~ система обложения по имущественному принципу.

· Государственная политика защиты населения, крестьян, от спекулянтов и ростовщиков.

· Ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков.

· Заботу об улучшении благосостояния народа на государстве:

~ активно вмешиваться в экономические дела,

~ устранять причины, мешающие благополучию народа,

~ создавать запасы зерна для стабилизации цен,

~ принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

· В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.

· Гибкая податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, Ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране

Уравновешивание хозяйства:

· Увеличение цен => к удешевлению денег => ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов => нужно повышать цены на продовольствие. Цены должны регулироваться одинаково по всей стране.

· Меры для «уравновешивания хозяйства»:

~ использование нормируемой денежной эмиссии,

~ создание запасов продуктов в период снижения цен и реализации этих запасов в период роста цен.

~ действие товарно-денежных отношений.

~ усиление роли земледелия, создание государством постоянных хлебохранилищ (но ремесло и торговля не считались "бесплодными").

· Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

· В руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки".

· Столкновение 2х тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала и рост и укрепление позиций рабовладения, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая

5) Экономические воззрения Ксенофонта «О доходах Афин», «Домострой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.