Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейные модели организационных структур банка

Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления банка

1.Размер банка и численность его персонала.

2. Квалификация персонала.

3. Уровень универсализации или специализации банка.

4. Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала.

Независимо от выполняемых операций, пра­вовой формы каждый банк имеет обязательный для всех на­бор определенных блоков управления:

1) совет банка;

2) правление (совет директоров) банка;

3) общие вопросы управления;

4) коммерческая деятельность;

5) финансы;

6) автоматизация;

7) администрация.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» высшим органом управления банком - АО является общее собрание акционеров. АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1. внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2. реорганизация общества;

3. ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4. определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5. определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6. увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций

7. уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций,

8. образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий,

9. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10. утверждение аудитора общества;

11. выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;

12. утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках, а также распределение прибыли

13. определение порядка ведения общего собрания акционеров;

14. избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

15. дробление и консолидация акций;

16. принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях,

17. принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

18. утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества и др.

1 блок - совет банка (в него обычно входят его учредители) - утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и участников, принимает участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

2 блок - управление (совет директоров) банка - отвечает за общее руководство банком, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка.

В 3 блок — общие вопросы управления - входят

организация планирования, про­гнозирования деятельности банка,

подготовки и разработки методологии,

юри­дическая служба и

служба безопасности.

Назначение данного блока - обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурса­ми, выполнять требования Цент. банка по осн. направлениям дея­тельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.)

Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Оно занимается анализом текущей деятельности (доходы, рас­ходы, прибыль, ликвидность), формированием уставного капитала, планированием деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическим обеспе­чением. В самостоятельное управление (дирекцию) м.б. выделено управ­ление финансами.

4 блок - коммерческая деятельность охватывает организацию разл. банков­ских услуг — кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и др. ак­тивные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (плат­ных) началах.

Этот функциональный блок является центр.звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управ­ление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.

В состав кредитного управления могут входить: отдел формирования кредитного портфеля, кредитный отдел, отдел контроля за обеспеченностью кредитов, отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка, отдел методологии и анализа.

Операционное управление: обслуживание клиен­тов, которое заключается в приеме от юрид. и физ. лиц платежных документов (распоряжений) на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по во­просам заполнения платежных документов, по тем или иным фор­мам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и т.п.

Отдел (управление) по опера­циям банка сценными бумагами осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг за комис­сионное вознаграждение.

Самост. Звеном аппарата управления м.б. управление валютных операций.

5 блок - финансовый призван обеспечить учет доходов и расходов, собствен­ной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспонд. отношений, касса, м.б. и отдел инкассации (в банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег).

6 блок - автоматизации обеспечивает электронную обработку данных.

7 блок - административный - включает отдел кадров (управление персоналом)банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определен­ные должности, повышение квалификации работников КО, прием и увольнение персонала,

секретариат, канцеля­рию, а также хоз. подразделения.

В структуре современных коммерческих банков помимо управлений и отделов работают ревизионная комиссия и раз­личные комитеты, в том числе кредитный комитет.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за рабо­той банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его от­дельных подразделений и др.).

Кредитный комитет не является самост. под­разделением банка, в его состав входят должностные лица др. отделов банка, а также др. лица, кандидатуры которых одобрены советом банка. Комитет определяет стратегичес­кие и тактические задачи развития кредитных операций, рас­сматривает основные нормативно-метод. документы по ведению и учету кредитных операций, принимает решение о предоставлении финансовой помощи филиалам банка, выдаче крупных кредитов, устанавливает уровень процентной став­ки по кредитным операциям и т.д.

Рассмотренная структура является наиболее общей. Каждый банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих за­дач и возможностей может построить свою структуру управ­ления.

В зарубежной и отечественной практике выделяется несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур банка.

К линейным моделям относятся:

· функциональная модель, ориентированная на определенный продукт;

· дивизионная модель, ориентированная на отрасль деятельности;

моде­ли, ориентированные на географию рынка или

· на группы клиентов.

В состав матричных моделей входят двух- и трехмерная матричные модели.

Функциональная модель. Выделяются структурные подразделения банка в соответствии с банковскими продуктами и выполняемыми операциями (кре­дитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драг. металлами, гарантии и по­ручительства, трастовые и другие операции). В банке создаются группы, отделы, управления, организующие соотв. вид банковской деятельности.

Функциональная модель считается классической и наиболее распростра­ненной моделью организации банка. Но это не означает, что она является единственно правильной и наиболее эффективной. Функц. модель не приводит к значительному сокращению админ.-хоз. расходов и увеличению продуктивности заключаемых сделок. Она излишне консервативная, недостаточно учи­тывает требования рынка, предпо­лагает наличие специалистов в со­отв. направлениях деятельности.

Дивизионная модель ориентирована на опред. отрасли деятельности. В банковском бизнесе отдельные отрасли (зоны) де­ятельности рекомендуется подразделять на три части: кредит, финансы и вложе­ние капитала Каждой из данных зон деятельности соответствует осо­бое законодательство.

Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются и по типурынка, на котором работает банк: деятельность, осуществляемая на внешнем рынке, и деятельность, осуществляемая на внутреннем рынке.

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою орга­низационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, напр., заниматься: лизингом; факторингом; ипотечным кредитованием, выдачей потреби­тельских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслу­живанием опред. групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов.

Третья модель линейной структуры банка ориентируется на географию рынка и свойственна универсальному бан­ку, работающему в разных странах, областях и регионах. Органы руководства в банке несут территориальную ответственность, а в разных странах создаются дочерние компании, отвечающие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем орг. струк­тура в зависимости от ситуации может строиться по функциональному или диви­зионному принципу.

4 модель организационной структуры банка ориентируется на группы клиентов, каждая из которых характеризуется опред. интереса­ми, потребностями и нуждается в специфическом обслуживании через отд. подразделение. В качестве отдель­ных групп клиентов м.б. выделены: мелкие, средние и крупные предприя­тия; представители свободных и творческих про­фессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные фонды, страховые общества, юридиче­ские общества) и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы организации работы банка | Матричные модели организационных структур банка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.