Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология профессий

 

 

1.Понятие профессии и ее элементы

2.Профессионализация труда: социальное и личностное содержание

 

Социология профессий – специальная (отраслевая) социологическая теория, изучающая закономерности формирования и развития профессий, профессионализации труда, профессиональной структуры общества и организаций.

 

Сущность профессии

 

Профессия –род трудовой деятельности человека, определяемый характером и целью трудовых функций и требующий получения им общих и специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате специального обучения, опыта работы в данной области.

 

Существенные признаки профессии:

· Профессия всегда персонифицирована

· Профессии имеет объективные основания своего появления

· Основой любой профессии являются профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный и чувственный опыт человека

· Профессия выступает важнейшей формой личностного самовыражения и удовлетворения потребностей человека и общества

· Профессию можно приобрести либо путем специального образования и подготовки, либо путем длительной практической деятельности в определенной профессиональной области

 

Связь объективных и субъективных оснований профессии

 

Объективные основания профессии

(требования как стереотип профессии)

 

Условия труда

 

Средства труда Профессионально

квалификационные

требования-

Функции(должность)

Объект труда

 

 

Субъективные основания профессии (субъективная форма труда)

Профессиональыне качества как субъективированные профессиональыне требования (профессия) - Субъект труда (способности человека к труду)

 

 

Содержательные элементы профессии

1)Деятельностные

(сфера деятельности, вид труда, профессиональные обязанности орудия, предмет, результаты труда, профессиональные коммуникации, требования к работнику, льготы и компенсации, перспективы профессионального роста и пр.)

2) Личностные

(общее образование, специальная подготовка, профессиональные знания, навыки, умения, профессиональная пригодность, психифизиологические свойства, квалификация – классы, разряды, уровни, индивидульные качества личности и пр)

3) Институциональные

(свидетельствующие об официальном общественном признании профессии, т.е. о ее институционализации – официальном отнесении к системе общественного разделения труда)

 

Профессиография – установление требований профессии к работнику,его возможностям и способностям

 

Структура профессиограммы

 

Разделы Содержание раздела
Профессия   Ее современное название, краткие сведения о ее назначении, социально-экономическое значение профессии, перспективы ее развития, распространенность, связи с другими профессиями
Санитарно-гигиенические условия труда Перечень условий труда: работа на воздухе, в помещении, шум, вибрация и пр, режим труда и отдыха, монотонность, темп труда, возможность профтравматизма и профзаболеваний, льготы и пр
Психологиччекие условия труда Требованияк особенностям восприятия, мышления, памяти, внимания, к эмоциональн-волевым и др качествам; к скорости формирования навыков, к особенностям хранения информации, к надежности в работеЮ к особенностям профессионального общения
Профессиональные знания и навыки Требования к общей и специальной подготовке.к объему и содержания профессиональных знаний, умений, навыков, опыту
Служебное продвижение Перспективы продвижения по службе, возомжности стимулирования профессиональной деятельсноти, формы и методы повышения квалификации
Процесс труда Характеристика сферы деятельности, вида труда, основных трудовых функций, орудий труда, рабочего места, рабочее позы, коммуникации

 

Профессионализация – процесс расширения (увеличения)и углубления числа людей,профессионально занимающихся тем или иным видом деятельсноти, который обусловливает создание и развитие общественных институтов, связанных с формированием профессиональной структуры общества

Профессионализация рассмаотривается на социальном и личностном уровнях.

Итогом профессиционализации общества является профессиональная структура организации.

Основу ее составляют различные социальный группы

Схема

Профессиональная структура – совокупность взаимосвязанных профессиональных групп

Профессиональная группа – сов-ть работников, связанных единым трудовым процессом, близкими профессиональными функциями, ролями и имеющих групповые интересы и ценности. (врачи, музыкатны, учителя, архитекторы, работники МосВодостока)

 

Сайты:

Госкомстат

Государственный факультет статистики
Волд Вэльюс

 

 

 

 

 

Деньги- есть специфический социальный институт, регулирующий отношения обмена между субъектами хозяйственной деятельности

 

Социальные функции денег:

 

· Статусная: деньги определяют социальный статус личности

· Дифференцирования: поддержания социальных различий или наоборот их сглаживания

· Стратификационная: деньги стратифицируют общество по уровню доходов и качеству жизни

· Регулятивно-поведенческая: деньги регулируют социальные отношения и обусловливают выбор моделей поведения

· Политическая: деньги являются инструментом политической борьбы

· Историко-культурологическая: деньги обусловливают культурно-исторические особенности

· Сакральная: деньги обладают определенной релизиозно-священной, культовой, ритуальной ценонстью

· Конфликтогенная: деньги вытспуют причиной социальной напряженности и конфликтов

· Нравственная: деньги определяют нравственные нормы социального поведения

· Эстетическая: деньги обладают эстетичнской ценностью

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация трудовой деятельности и стимулирование труда | Модели экономического поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.