Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История развития экспериментальной психологии




 

Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает столетие (середина 18в – середина 19в), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Первым высказал эту идею Х.Вольф, выпустивший в 1732г. труд «Эмпирическая психология», а в 1734г. – «Рациональную психологию». Им введен в оборот термин «психометрика». В первой четверти 19в. философ И.Ф.Гербарт провозгласил психологию наукой, которая должна основываться на опыте метафизики и математики. Он признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной психологии – Г.Фехнера и В.Вундта.

По мнению П.Фресса, философия снабдила психологию первыми понятиями, но первыми проблемами и методами экспериментальная психология обязана физиологии.

Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине 19 в. появлением экспериментальной психологии. Наиболее значимая фигура в этом событии – Густав Фехнер. Он задался целью с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую (материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности. Стоит лишь найти закон их соотношения. Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, которая представляла собой экспериментальную психологию того времени. Вильгельма Вундта называют первым профессиональных психологом. Он организовал первую в мире психологическую лабораторию (Лейпциг, 1879), реорганизованный позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии.

Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания при помощи точно регулируемого самонаблюдения. Основой предмет изучения – психические процессы.

Один из основоположников ЭП в России Н.Н.Ланге считал, что роль эксперимента в психологии заключается в том, чтобы с помощью внешних средств сохранять и регистрировать наблюдаемые процессы. Они столь неустойчивы, что только эксперимент позволяет сохранить их в наблюдаемой форме. Американец Э.Титченер отмечал, что психологический эксперимент – это рассечение сознания, анализ части психического механизма, а психологический опыт заключается в самонаблюдении при стандартных условиях. Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения.

Вундт заложил основы, а Титченер развил мощное направление в психологии, именуемое «структурной психологией. Этому направлению в дальнейшем противопоставляли «гештальтизм» и «функционализм».

Гештальт-психологи (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффа и др.) критиковали взглады Вундта на сознание как устройство из элементов, или, по их выражению, «из кирпичей и цемента». Функциональная психология (Т.Рибо, Д.Дьюи, Р.Вудвортс), опирающаяся на эволюционную теорию Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры, интересуются сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т.е. его функцией в жизни человека.

Тем не менее, именно Вундт и его школа определили дальнейшее развитие психологии по пути эксперимента.

Весомый вклад в ЭП внес Герман Эббингауз, не разделявший взглядов Вундта на самонаблюдение как исследовательский метод. Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки.

В России И.М.Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни.

90-е годы 19в. Знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному исследовательскому эксперименту добавляется испытательный эксперимент. Если задачей пекрвго было получение данных об отдельном явлении или психических закономерностях, то задача второго – получение данных, характризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. В ЭП на правах ее полноправного метода вошел ТЕСТ. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.

Родоначальником тестовых методик считается психолог Дж.М.Кеттел (1860-1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т.д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения). Тест становился ведущим психодиагностическим методом.

Идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу Френсису Гальтону, объяснявшему эти различия наследственным фактором. Однако полного оформления тесты в его работах не получили. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Им предложены «метод близнецов», метод изучения ассоциаций идей и др. эмпирические методы. Он впервые в научной практике привлек статистические данные для обоснования своих выводов и в 1977г. Предложил для обработки массовых данных метод корреляций. Им была проложена дорога к внедрению статистико-математических методов в психологические исследования, что повышало надежность результатов и давало возможность вскрывать невидимые «на глаз» зависимости.

С Гальтоном начинает сотрудничать математик и биолог Карл Пирсон, который в последствии разработал метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона (-1 до +1).

В дальнейшем Р.Фишер прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Ч.Спирмен, изучая интеллектуальную сферу человека, применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями (Г.Томпсон, Л.Терстон, К.Берт) и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств психологических зависимостей.

В России конца 19- начала 20в. В ЭП наиболее знаменитая фигура – Г.И.Челпанов, который выдвинул концепцию «эмпирического параллелизма», восходящая к идеям Фехнера и Вундта. Но главной заслугой Г.И.Челпанова следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909г. Он читал курс ЭП в МГУ, с тех пор ЭП в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.