Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбор данных

Планирование исследования

На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых. Продумываются варианты стимуляции.

Обычно составление плана исследования предшествует этапам сбора данных, их обработки и интерпретации. Но нередки случаи, когда по ходу эмпирического этапа производится обработка данных по порциям, а полученные результаты заставляют изменить план действий. В процессе сбора данных у исследователя может возникнуть новая гипотеза, которая также может потребовать внесения коррективов в текущие процедуры. Такое совмещение этапов называется гибким планированием.

Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы.

В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.

В эмпирическом исследовании под данными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности.

Классификация данных:

1. По научному обоснованию:

1) Научные – это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности, возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний;

2) Ненаучные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов. Эти данные не доказываются, считаются самоочевидными, не имеют теоретических обоснований.

2. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы

1) решающие – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу;

2) значительные – вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений;

3) незначительные – данные малой информативности по решаемому вопросу.

3. По области и характеру источников информации

1) социологические;

2) психологические;

3) педагогические;

4) физиологические и т.д., т.е. данные, полученные в соответствующих сферах бытия.

4. По методам исследования

1) данные наблюдения;

2) данные опроса;

3) экспериментальные данные и т.д., т.е. сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

5. По методам в сочетании с источниками (классификация Кеттела)

1) L – данные – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно, это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное исследование проблемы;

2) Q – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и др. методов самооценок, а также путем свободного осмотра психиатров, врачей и др. Эти данные занимают ведущее место в исследованиях личности, благодаря простоте инструментария и легкости получения информации;

3) T – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные объективны, т.к. их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Это тесты способностей, интеллекта, достижений.

6. По информативности

1) неметрические – не имеющие единиц измерения:

а) качественные – сведения, на основании которых изучаемый объект (или его состояние) можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов;

б) порядковые – данные, на основании которых объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше-меньше».

2) метрические:

а) интервальные – которые позволяют метрически оценить выраженность признака и ответить на вопрос, «на сколько» у одного объекта этот признак выражен больше или меньше, чем у другого;

б) пропорциональные – которые дополнительно к интервальной информации дают ответ на вопрос, «во сколько раз» признак у одного объекта выражен сильнее, чем у другого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выдвижение гипотезы | Тема 5.Общее представление о системе методов в психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.