Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство объективного и субъективного в истине

Лекция 13.

8.05.13.

Проблема истины: основные характеристики и критерии (продолжение).

Правда и ложь.

Оценочный или аксиологический аспект содержится в другой паре понятий – правда и ложь.

Под правдой обычно понимают истину, которая включает в себя еще и нравственную оценку. Правдивое означает не только истинное, но и правильное, честное, справедливое.

Ложь – понятие, противоположное понятию правды. Ложь и заблуждение – это не одно и то же, это разные понятия. Ложь отличается от заблуждения.

Заблуждение – это непреднамеренное искажение действительности.

Ложь – преднамеренное искажение знаний; ее цель – ввести в заблуждение тех, кому она адресована. Преднамеренное сокрытие истины является разновидностью лжи.

В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» используется понятие «ошибка». Ошибки делятся на фактические (содержательные) и логические (связаны с неправильным ходом мысли, нарушением логических правил). Логические в свою очередь могут быть непреднамеренными (паралогизмы) и преднамеренными (софизмы).

В познавательном процессе избежать ошибок нельзя. Задача исследователя состоит в том, чтобы находить ошибки и заблуждения и вытеснять их из сферы знаний.

Прагматическая концепция истины (неклассическая концепция):

ü Для этой концепции характерно отождествление истины с ее практической пользой, эффективностью. В рамках этой концепции истина соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека. Следовательно, данная концепция не ставит и не решает проблему соответствия знания самому объекту.

 

Если говорить о содержании истины, то она представляет собой неразрывное единство объективного и субъективного, а также абсолютного и относительного.

Итина является гносеологической категорией, т.е. она характеризует не сам предмет, а знания о предмете. Сам предмет, реальный предмет, рассматривают как истинный или неистинный лишь объективные идеалисты. Они считают, что нечто тогда будет истинным, когда оно соответствует своей идее. А если же истину понимать так, как соответствие знаний об объекте реальному объекту, то нельзя считать сам объект либо истинным, либо неистинным.

Истины формируется в результате взаимодействия объективного и субъективного познания, и поэтому она представляет собой неразрывное единство субъективного и объективного.

Объективность истины обусловлена реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективное знание о нем.

Объективная истина – это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания.

Пример: суждение «Земля – планета Солнечной системы». По своему содержанию оно является объективно истинным, т.к. выражает явление, существующее независимо от субъекта.

Признавать объективную реальность – значит признавать объективную истину. А по форме и способу существования истина субъективна: как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. В нашем суждении (примере) содержится объективное знание, но само суждение является формой мышления, которое существует в сознании субъекта познания. Плюс к этому, в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент, который связан с особенностями познающего субъекта, а также с уровнем знания, применения познавательных процедур.

Таким образом, можно заключить, что истина содержит в себе оба момента – субъективное и объективное, – и содержательно представляет собой их единство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Неразрывная связь с языком | Сознание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.