Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовое регулирование деятельности монополий




Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

 

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Ценовая политика как составная часть общеэкономической политики государства направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на различных стадиях его развития. На современном этапе развития экономики, когда одной из приоритетных задач государства является задача обеспечения стабильности экономики, в республике проводится ценовая политика, направленная на выполнение обозначенных прогнозом показателей социально-экономического развития республики, стабилизацию ценовой ситуации, снижение темпов инфляции, недопущение ухудшения жизненного уровня населения. В этих целях с учетом складывающейся социально-экономической ситуации осуществляются меры, направленные с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен, с другой – на их упорядочение в отдельных отраслях экономики.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет президент Республики Беларусь.

Основные направления ценовой политики в РБ отражены в Концепции ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе определяются основные направления совершенствования ценообразования и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие годы.

В качестве принципов ценообразования определены:

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 № 255-3, с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-3. Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Реализация государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляется Советом Министров РБ, Министерством экономики РБ, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.

В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, услуги транспортных терминалов, надбавки (скидки) в сфере обращения. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства архитектуры и строительства, информации, промышленности, финансов, здравоохранения и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, услуги тепло- водоснабжения, канализации и санитарной очистке, оказываемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания (наценки) и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

Устанавливая цены на товары (работы, услуги), субъект хо­зяйствования должен иметь представ­ление о системе нормативных ограни­чений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установ­ленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.

Способы регулирования цен (тарифов) определены Законом о ценообразовании. Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов

Прямое государственное цено­вое регулирование предполагает:

а) установление:

• фиксированных иен (тарифов);

• предельных цен (тарифов);

• предельных уровней рента­бельности;

• предельных индексов;

• предельных торговых надбавок (скидок);

• порядка формирования и при­менения цен (тарифов);

б) декларирование цен (тарифов).

Рассмотрим отдельные виды прямого государственного регулирования.

Фиксированные цены (тарифы), устанавливаемые в выраженной денеж­ной величине, и предельные цены (тарифы), величина которых ограничена верхним или нижним пределом, приме­няются в Республике Беларусь на:

товары (работы, услуги) субъек­тов хозяйствования, занимающих доми­нирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и вклю­ченных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Пре­зидентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Государство прибегает к данным видам государственного регулирова­ния цен как с целью защиты потреби­телей, стремясь обеспечить определен­ный уровень жизни населения, так и с целью защиты производителей, содей­ствуя развитию здоровой конкуренции.

Предельные уровни рентабель­ности, в основном, применяются при ценообразовании на продукцию, това­ры (работы, услуги) субъектов хозяй­ствования, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр. Предельный уровень рентабельности ограничивает закладываемый в иену процент отношения прибыли к затра­там (полной себестоимости) и, таким образом, препятствует завышению цен.

Предельные индексы ограничивают рост отпускных цен размерами средне­месячной величины прогнозного показа­теля инфляции, рассчитываемого на базе индекса потребительских цен. Следует также отметить, что на изменение отпускных цен в сторону их понижения действие предельных ин­дексов не распространяется. Снижение отпускных цен может осуществляться при помощи механизма предоставления ски­док в установленном порядке.

Предельные торговые надбавки, составной частью которых являются над­бавки оптового звена, устанавливаются для торговых организаций (оптовых и розничных посредников) с целью регули­рования сферы обращения. И хотя пре­дельная торговая надбавка определяется законодательством как ограничение к регулируемым ценам, к которым мож­но отнести фиксированные и предельные цены, данный вид прямого государствен­ного регулирования применяется повсе­местно к торговым посредникам (кроме товаров, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам применя­ются с учетом конъюнктуры рынка). Так, при формировании оптовых и рознич­ных цен оптовая и торговая надбавка взи­мается к отпускной цене предприятия-про­изводителя или импортера без учета НДС в размере, не превышающем, как прави­ло, 20% и 30% соответственно. Причем торговая надбавка учитывает уже опла­ченную оптовую надбавку.

Декларирование цен (тарифов) предполагает регистрацию цен (тари­фов) предприятиями-производителями (за исключением коммерческих органи­заций с иностранными инвестициями и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или приме­няющих упрощенную систему налогооб­ложения) в соответствующих государ­ственных органах. Обязательной регис­трации подлежат цены на новые виды продукции, товары (работы, услуги), к которым относят продукцию, товары, изготовленные субъектом хозяйствова­ния впервые или отличающиеся от про­изводимых улучшенными свойствами, характеристиками и получающие новое обозначение. Регистрация отпускных цен предусмотрена также в случае невоз­можности соблюдения субъектами хозяй­ствования предельных индексов. Одна­ко есть продукция, товары, цены на ко­торые регистрации не подлежат. К ним относят:

товары (работы, услуги), реали­зуемые за пределы республики; произ­водимые по разовым заказам; исполь­зуемые для собственных нужд; произ­водимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их струк­турных подразделениях;

• продукцию общественного пи­тания;

• опытные партии продукции, то­варов;

• продукцию, товары, изготавли­ваемые по договору подряда из сырья заказчика.

Устанавливая порядок формирова­ния и применения цен, государствен­ные органы ограничивают также сво­боду субъектов ценообразования, предписывая им образовывать цену на различные товары (работы, услуги) в соответствии с установленным поряд­ком. Все многообразие предписаний можно классифицировать по несколь­ким критериям. Различают порядок формирования и применения цен:

по субъектам ценообразова­ния:

предприятиями-производителями;

предприятиями-импортерами;

оптовыми посредниками;

розничными посредниками;

предприятиями-экспортерами;

предприятиями с различной от­раслевой принадлежностью;

предприятиями, занимающими доминирующее положение на товар­ных рынках;

по объектам ценообразова­ния:

на продукцию, товары (работы, ус­луги) отечественного производства (про­исхождения);

на продукцию, товары иностранно­го производства (происхождения);

на алкогольную продукцию;

на продукцию общественного питания;

на мясную и молочную продукцию;

на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, платные медицинские услуги;

на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом и др.

Необходимо упомянуть важное тре­бование законодательства по обосно­ванию цен, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, формирую­щие отпускные цены (тарифы), обяза­ны обосновывать их экономическими расчетами (калькуляциями с расшиф­ровкой статей затрат). Экономические расчеты должны фиксироваться на бу­мажных носителях и подписываться должностными лицами, на которых воз­лагается ответственность за правиль­ность обоснования утвержденных от­пускных цен (тарифов). И хотя требо­вание по экономическому обоснованию цен не является видом прямого государ­ственного регулирования, внимание, которое уделяется данному этапу цено­образования со стороны государствен­ных органов, позволяет поставить его в один ряде рассмотренными видами.

Кроме рассмотренных прямых ви­дов государственного регулирования ценообразования, следует упомянуть и косвенное регулирование.

Косвенное государственное цено­вое регулирование предполагает:

регулирование в рамках антимо­нопольного законодательства;

регулирование в рамках бюджет­ного законодательства;

регулирование в рамках тамо­женного законодательства;

регулирование в кредитно-де­нежной сфере и др.

В рамках косвенного регулирования государственные органы могут воздей­ствовать на неценовые факторы изме­нения спроса и предложения.

В республике используются следующие основные способы государственного регулирования цен:

установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

 

 

В мировой практике известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условие для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен.

Первая модель относится к хорошо функционирующему рынку. Когда рынок только формируется, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса. На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать как регулирование цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных.

Естественные монополии – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В такой ситуации разделение выпуска между двумя или более фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы.

В сферу естественной монополии в республике входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту; электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло- и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. В Республике Беларусь около 55 таких объединений.

Невозможность или нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии, а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения, требуют особых подходов к их регулированию.

Мировой опыт показывает, что функцию регулирования экономического поведения предприятий, относящихся к естественной монополии, функцию защиты интересов потребителей берет на себя государство в лице постоянно действующих вневедомственных комиссий. Так, например, в США существует несколько федеральных агентств, которые регулируют деятельность естественных монополий. Каждое агентство носит название независимой комиссии по регулированию и возглавляется пятью членами комиссии, назначаемыми президентом и утверждаемыми конгрессом. Кроме того, все штаты имеют органы по регулированию естественных монополий, находящихся на территории штата.

Подобным образом регулируется деятельность естественных монополий в Великобритании, Германии, Мексике, Болгарии, Румынии, Латвии и др. При имеющихся организационных различиях, деятельность органов по регулированию естественных монополий в разных странах направлена на координацию интересов хозяйствующих субъектов этих отраслей и общества, а также на защиту потребителей от возможных злоупотреблений монополистов.

Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике вызывает необходимость регулирования деятельности искусственных монополий.

Искусственный монополизм в Республике Беларусь возник в условиях монополии государственной собственности, тотального огосударствления, отсутствия конкуренции, как следствие жесткой централизации управления, прогрессирующей концентрации и углубления специализации.

Монополизм характерен для более чем 20 отраслей и подотраслей экономики республики. В их числе: машиностроение и металлообработка; химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная, металлургическая, легкая и пищевая промышленность; промышленность строительных материалов; отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленное производство республики с точки зрения его монополизации характеризуется:

сохранением монополии государственной собственности;

чрезмерно высоким уровнем концентрации производства и недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды;

наличием значительного количества предприятий-монополистов, продукция которых занимает 35-100% соответствующего рынка;

сохранением модифицированных административных монополий (концернов, ассоциаций, министерств).

Для выбора форм регулирования необходимо выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально: поступает ли свободно импорт из других стран или регионов, могут ли потенциальные участники рынка свободно выходить из него в ответ на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонопольное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти условия выполняются, то свободные высокие цены будут способствовать привлечению новых производителей.

Если условия не выполняются, следует направить усилия антимонопольных ведомств на устранение недостатков. Следует исходить из того, что иностранная или внутренняя конкуренция окажутся эффективными средствами длительного удержания цен на относительно низком уровне.

По мере формирования конкурентной рыночной среды перечень товаров, услуг предприятий-монополистов должен сужаться, приближаясь только к государственной монополии.

В Республике Беларусь факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым обладает предприятие. При этом доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям. Если одно предприятие владеет более чем 30%, а два – более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от форм собственности).

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках.

В зависимости от вида и назначения товара, выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие виды ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

Для преодоления монополизма поддержания на рынке определенного уровня конкуренции считается необходимым придание установлению цен – «прозрачности». Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент времени (за исключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях поставки, продажи, платежа)

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан.

Монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопсонически низкой является цена,устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Ценовой механизм регулирования деятельности монополий может эффективно выполнять свою антиинфляционную, антикризисную роль, будучи органически встроенным в экономический механизм, который ориентирован на синхронное проведение структурных и институциональных преобразований, реформирование налогово-бюджетной, денежно-кредитной и экспортно-импортной политики, рынка труда. К числу важнейших составляющих относится и развитие конкуренции.

Как показывает мировой опыт, конкуренция предполагает выявление не только предприятий-лидеров, сумевших сохранить и расширить свои рыночные позиции за счет лучшего качества, более низких цен, но и определение слабейших, аутсайдеров, которые не в состоянии поддерживать экономически эффективное производство и должны покинуть рынок.

Предприятия-монополисты, которые освобождены от государственного ценового регулирования должны подвергаться взвешенной и экономически обоснованной демонополизации. Демонополизация представляет собой разукрупнение (разделение) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Главное в демонополизации – увеличение количества конкурирующих на рынке предприятий-соперников, как правило, небольших по размерам, но оказывающих влияние на конъюнктуру рынка.

Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции.

Одним из важнейших аспектов государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов является создание государственной системы ценовой информации и обеспечение всех хозяйствующих субъектов периодической информацией (ежедневной, декадной, месячной) о ценах на товары и объемах их фактических продаж, при этом информация должна быть бесплатной и общедоступной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.