Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы коррекционной педагогики (общедидактические, специфические), их психологическое обоснование и характеристика




В коррекционной педагогике реализуются общедидактические принципы, однако они зачастую модифицируются.

Так, принцип доступности интерпретируется как принцип посильности в отборе и преподнесении учебного материала, а также в определении уровня требований к учащимся. В методических предписаниях он конкретизируется постепенной и дробной подачей материала, его наглядной аранжировкой, ориентацией на нижнюю границу образовательных стандартов.

Принцип наглядности в коррекционной педагогике рассматривается, наряду с принципом доступности, в качестве основополагающего: по сравнению с общеобразовательными школами и классами подчеркивается более высокая значимость наглядных опор.

Принцип научности реализуется, прежде всего, как педагогическая интерпретация результатов психологического изучения детей из классов КРО; как воссоздание в учебном процессе условий, доказавших свою обоснованность в психологических исследованиях формирующего типа.

Реализация принципа дифференцированного подхода в условиях коллективного учебного процесса обусловлена наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. В связи с этим педагог организует коррекционно-развивающий образовательный процесс, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, её темп, объем, сложность, методы и приемы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.

Принцип индивидуального подхода является конкретизацией принципа дифференцированного подхода. Его реализация позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с более тяжелыми и обширными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы. Согласно принципу индивидуального подхода, в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: общие образовательные, воспитательные и развивающие цели конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями.

Принцип преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учёт уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.

Принцип пропедевтики реализуется в процессе специально организованной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных предметов. Так, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематического слуха и умения проводить звуко-буквенный анализ слов, уточнение смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грамматических правил, формированию навыков чтения; целенаправленная система упражнений по развитию мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная актуализация представлений о множестве, пространственно-временных ориентирах, количественных и качественных признаках предметов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятельность готовят детей к овладению математическими понятиями и решению математических задач.

Принцип рационализацииучебного процесса реализуется посредством структурирования содержания учебного материала, предусматривающего: актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений; структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между его элементами; соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Принцип личностного подхода в коррекционной педагогике предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребёнка, направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ребёнка и реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.

Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимость психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий.

Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.

Наряду с этим в коррекционной педагогике реализуются специфические принципы. Они отражают концептуальные положения образования детей группы риска. Рассмотрим их подробнее.

Принцип коррекционной направленности предполагает всесторонний учёт имеющихся у детей индивидуальных особенностей развития при построении модели учебно-воспитательной работы.

Принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей предполагает использование здоровьесберегающих технологий. К таким технологиям, в частности, относятся:

● динамизация рабочей позы (дети работают то стоя, то сидя, для чего используются настольные конторки);

● обучение в режиме «зрительных горизонтов» (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения);

● изучение по «экологическим букварям» предметов и явлений окружающего мира (бескнижное обучение).

Принцип ранней ПМП диагностики и коррекции предполагает оказание всесторонней коррекционной помощи дошкольникам на основе единства диагностики и коррекции в условиях специальных диагностико-развивающих групп при ДОУ общеразвивающего вида, детских поликлиниках, в реабилитационных центрах.

Принцип преемственности и непрерывности дошкольно-школьного КРО предполагает создание единой системы оказания коррекционно-развивающей помощи детям на всех этапах их возрастного развития. Это позволяет учесть при планировании коррекционной работы трудности и достижения предыдущего этапа и избежать возникновения школьной дезадаптации, потери достигнутой ранее в процессе КРО положительной динамики в развитии и обучении.

Принцип направленности образования на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома; предполагает необходимость грамотного педагогического влияния на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворения ее социальных потребностей в признании и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведения.

Принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса утверждает необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании утверждает необходимость организации коррекционно-развивающего образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Принцип толерантности подразумевает терпимое, недискриминационное отношение к школьникам, испытывающим определённые трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.