Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия специальной педагогики




Специальная педагогика (СП) является составной частью общей педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis - род, вид). СП - это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в психофизическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Отправной точкой в построении понятийного аппарата СП стала общепринятая медицинская, психологическая и педагогическая терминология.

Базовыми понятиями, которыми оперирует СП, являются следующие: ограничение возможностей жизнедеятельности (ОВЖ), особые образовательные потребности (ООП), коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, социализация. Рассмотрим их толкования.

ОВЖ возникает вследствие несоответствия возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

Ограничение возможностей участия человека с ОВЖ в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые образовательные потребности, выраженные в востребованности специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития:

Время начала образования - потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.

Содержание образования - потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.

Методика образования - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения (дактильной и жестовой речи, зрительного восприятия устной речи, арттерапевтических средств и т.п.), в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка.

Организация обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды (изменении традиционного режима образования).

Определение границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Продолжительность образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

Определение круга лиц, участвующих в образовании - потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования.

Коррекция – исправление и/или ослабление недостатков психофизического развития.

Компенсация – возмещение утраченных или нарушенных функций организма за счёт деятельности неповреждённых систем, отдельных органов или их частей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.