Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория как наука

ТЕМА 1

Взаимоотношения франчайзера и франчайзи регулируются договорами, которые подобны относительно предмета, прав и обязанностей сторон лицензионным соглашениям, а относительно коммерческих условий взаимодействия - соглашениям с посредниками.

Договора франчайзинга в Украине должны быть зарегистрированы в Патентном ведомстве, которое подтверждает переуступку прав на использование товарного знака и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при ограничении прав его использования.

Вознаграждение за право использования деловой репутации и коммерческого опыта франчайзи выплачивает так же, как в случае лицензионного соглашения:

- в виде паушального платежа,

- текущих отчислений роялти

- комбинированного платежа.

Для франчайзера организация сбыта товаров и услуг под своим именем через сеть франчайзи имеет такие "плюсы ": он активно рекламирует свою фирму и обеспечивает признание товара или услуги на данном рынке; "минусы" для него состоят в том, что он рискует в случае недобросовестного выполнения своих обязательств франчайзи, нарушение прав использования, несоблюдения технологии и коммерческих приемов предоставления услуг.

Поэтому франчайзер предусматривает в контракте правоконтролировать сбытовой процесс на всех его стадиях - от качества исходных материалов, квалификации персонала, финансирования расходов, выплаты вознаграждения до ограничения использования товарного знака по территории, срокам, объему предоставленных прав и передачи их третьим лицам.

Известные фирмы,фирменные знаки которых означают высокое качество товаров и услуг, высокую деловую репутацию и опыт, с большой осторожностью относятся к продаже прав на использование своего товарного знака, фирменного наименования.

На первом этапе при выходе на заграничный рынок они сначала совместноорганизовывают сбыт на условиях дистрибьюции, с поставкой товаров на основании посреднического соглашения без предоставления права посреднику использовать свое фирменное наименование. Поставки товара осуществляются на этом этапе против авансовых платежей и банковских гарантий.

На втором этапе, если сбытовая организация своей добросовестной работой заслуживает доверие известной фирмы, эта фирма передаетфранчайзи за вознаграждение право работать под своим фирменным наименованием и начинает финансировать расширение объемов продаж путем образования консигнационных складов, приобретения или аренды выбранных франчайзи помещений,поставки комплекта оборудования, расходных материалов, предоставления льготных кредито в, обучения персонала, передаче ему коммерческого опыта и знаний, участия в проведении рекламной кампан ии в стране и за границей. При этом франчайзер контролирует надлежащее использование фирменного наименования и требует от франчайзистрогого соблюдения отлаженной технологии производства товаров и предоставления услуг.

Наибольшее применение франчайзинг имеет в сфере услуг: индустрия туризма, сервис бытовой техники, система быстрого питания, стиральные, автосервис. Наиболее известными фирмами, которые используют франчайзинг, являются: Масс Donald's, Xerox, Coca-Cola, Ford, Hilton, Zinger, Kentucky Fried Chicken, Perkits Yogurt, Great American Cookie, Holliday Inn, Pronuptia.

 

Экономика относится к числу общественных наук, изучающих общественные процессы и отношения между людьми. Ее возникновение было вызвано стремлением разгадать тайны экономических процессов с тем, чтобы воздействовать на эти процессы в нужных для людей направлениях. Она имеет глубокие исторические корни. Истоки ее находятся в учениях мыслителей Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других ученых античного мира.Автором термина «экономика» принято считать греческого философа Ксенофонта. Термин представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», поскольку первоначально экономика трактовалась как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того времени мыслилась не как народное хозяйство страны, а как домоводство. За более чем два тысячелетия смысл термина «экономика» значительно обогатился и изменился. В настоящее время экономика как наука представляет собой систематизированное учение о сущности, целях и задачах экономической системы, ее функционировании и развитии. Как целостное учение она сформировалась в XVI-XVIII вв. Однако и на протяжении XX столетия экономисты спорили и продолжают спорить, что является предметом экономической науки. Объектом исследования экономической науки является экономическая жизнь общества, функционирование и развитие экономической системы. В качестве предмета исследования берутся разные стороны, свойства и отношения объекта, раскрывающие различные аспекты хозяйственной деятельности. Можно выделить познавательную, мировоззренческую и практическую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что экономическая теория отражает и объясняет явления и процессы экономической жизни общества, проникает в их суть, вскрывает законы, ими управляющие, и подсказывает пути их использования. Практическая функция экономической теории состоит в том, что она познает экономическую действительность для того, чтобы открыть людям формы и методы использования экономических законов. Экономическая теория вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов экономики, обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъектов экономики, определяющие их целесообразное поведение. При этом выделяются достижения и недостатки отдельных процессов, форм.

В структуру методологии экономического научного исследования включаются общенаучные методы, являющиеся общими для ряда наук и переносимые в другие науки в процессе их взаимодействия. К таким методам относятся сравнение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, эксперимент и др. Наиболее общим методом научного исследования является диалектический метод, согласно которому все экономические явления необходимо рассматривать в их всесторонней связи и взаимозависимости как изменяющуюся систему. Конкретизацией метода диалектики является системный подход, ориентирующий исследователей на установление состава компонентов (элементов), внутреннего строения системы, ее структуры и функций, а также факторов, которые обеспечивают ее целостность и относительную самостоятельность

Диалектическая логика использует также принцип единства исторического и логического, который позволяет представить исторический процесс развития экономической системы как за метод научной абстракции, состоящий в исключении из экономического анализа не относящихся к делу несущественных сторон, свойств явления и отыскивании главного, наиболее существенного для них кономерный, свободный от случайных ситуаций, зигзагов, отступлений и забеганий вперед.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно.

Путем синтеза отдельные части рассматриваемого явления соединяются в единое целое и воссоздается целостная картина. Посредством индукции делаются умозаключения от частного к общему, от единичных фактов к обобщениям. Дедукция представляет собой обратный процесс движения мышления от общих к реальным экономическим фактам.

Как и всякая другая наука, экономика пользуется сравнениями, то есть определяет сходства и различия рассматриваемых экономических явлений. Для объяснения закономерностей функционирования экономики используются также аналогии, заключающиеся в переносе свойств известного явления на свойства неизвестного.

Прообразом теории выступает гипотеза, то есть предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития, которое нельзя считать до конца достоверным.

Поскольку экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Основные этапы развития экономической теории:

Первым направлением экономической теории является меркантилизм. Наряду с трудами В. Петти основание экономической теории заложено физиократами. Следующим этапом развития экономической теории является классическая политэкономия.

Четвертым этапом является марксизм. В 70-х гг. XIX в. в Западной Европе, США складывается ряд школ, дающих оригинальную трактовку объективных экономических процессов и формирующих неоклассическое направление.

Неоклассическое направление продолжается в современных условиях. Так, в 70-80-е гг. XX в. стал популярным монетаризм.

Определенное место в экономической мысли XX в. занимает институционализм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Франчайзинг товаров и услуг | Введение - ИЭОПР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.