Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные принципы менеджмента торговых предприятий




Механизм менеджмента торговых предприятий

Основные функции менеджмента торговых предприятий

Цели и задачи менеджмента торговых предприятий

Сущность и основные принципы менеджмента торговых предприятий

Методологические основы менеджмента торговых предприятий

Лекция 1.

Физиологическая связь.

Механическая связь.

Формы связи у растительных клеток.

Клетки связаны цементирующими веществами – углеводами-пектинами. Пектины образуют межклеточное вещество, при его разрушении клетки обособляются – это явление называется мацерацией. В зрелых плодах происходит естественная мацерация клеток.

Но её можно вызвать искусственно: варка картофеля – термическая мацерация, обработка тканей кислотами определенной концентрации – химическая мацерация.

Обеспечивает связь протопластов клеток растения.

Обнаружена в конце XIX века профессором МГУ Иваном Николаевичем Горожанкиным.

Установлено, что в стенках прилегающих друг к другу клеточных оболочек существуют существуют взаимосвязанные неутолщенные участки – поры. Через поры по мелким многочисленным кнальцам проходят тончайшие нити цитоплазмы – плазмодесмы. Снаружи плазмодесмы покрыты наружной клеточной мембраной – плазмалеммой. А внутри плазмодесм из клетки в клетку проходят каналы ЭПС.

Механическая связь обеспечивает внешнюю связь и соединение клеток, а плазмодесмы – внутреннюю связь между протопластами клеток. Через них происходит 1) передача раздражений от клетки к клетке и 2) транспорт веществ.

Диаметр плазмодесм от 18 до 68 нм. Большое число плазмодесм очень характерно для высших растений.

Совокупность протопластов клеток, соединенных плазмодесмами образует единую структуру – симпласт. Клетки симпласта функционируют как единое целое.

В тканях транспорт веществ идёт не только по симпласту, но и по апопласту – системе взаимосвязанных клеточных оболочек и межклетников путём диффузии.

 

 

План лекции:

 

Вопрос 1.

Торговля – обширная область предпринимательской деятельности и сферы приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития. В нее влилось много новых предприимчивых людей, которые организовали собственные индивидуальные или коллективные торговые предприятия.

По данным Министерства промышленности и торговли, в 2011 году доля оптовой и розничной торговли в общей структуре ВВП России составляла 19% (опережая по этому показателю топливно-энергетический комплекс). Налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации в 2011 году составили более 252,1 млрд.рублей.

Состояние розничной торговли в 2011г. и I полугодии 2012г. характеризовалось следующими основными итогами:

- в целом за 2011г. оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2010г. на 7,0% в сопоставимых ценах (в 2010г. по сравнению с 2009г. - на 6,4%). В I полугодии 2012г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 7,3% (за аналогичный период 2011г. - 5,4%);

- динамика продажи пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями характеризуется умеренными темпами роста и уступает темпам роста продажи непродовольственных товаров. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2011г. увеличился по сравнению с 2010г. на 10,8% в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 3,2%. В I полугодии 2012г. наблюдалась аналогичная ситуация;

- в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров увеличилась в 2011г. до 52,3% против 51,5% в 2010 году. При этом уровень докризисного 2008г. пока не достигнут (53,4%);

- продолжает наблюдаться тенденция ориентирования населения на покупку товаров в магазинах, вследствие чего при увеличении по сравнению с 2010г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 8,1%, объемы продажи на рынках упали на 0,7% (в 2010г. по сравнению с 2009г. - на 7,5% и 0,4% соответственно). В I полугодии 2012г. тенденция 2011г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 8,4%, объемы продажи на рынках снизились на 1,5%;

- прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формируют в 2011г. чуть более половины всего оборота розничной торговли;

- опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Так, в 2011г. по сравнению с 2010г. оборот розничной торговли торговых сетей составил 111,3% против 107,0% по общему объему оборота розничной торговли (в I полугодии 2012г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 113,9% и 107,1% соответственно). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли в 2011г. составила 18,5% против 17,5% в 2010г. (в I полугодии 2012г. - 20,1%);

- в 2011г. прирост цен на товары снизился на 3,9 процентного пункта по сравнению с 2010г. и составил 5,2%. Потребительские цены на продовольственные товары росли медленнее, чем на непродовольственные товары. В 2012г. снижение темпов роста цен на товары продолжилось;

- импорт потребительских товаров в 2011г. увеличился по сравнению с 2010г. на 17,8%, что на 0,7 процентного пункта меньше, чем в 2010 году. В результате доля импорта в объеме ресурсов оборота розничной торговли уменьшилась до 43% против 44% в 2010 году. В I полугодии 2012г. импорт потребительских товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 7,8%;

- практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (31-33 дня торговли), за исключением ноября (34 дня) и декабря (30 дней). В течение I полугодия 2012г. уровень товарных запасов составлял 32-33 дня торговли;

- по данным Роспотребнадзора, о качестве товаров, поступивших в 2011г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном указанная тенденция наблюдалась по товарам отечественного производства;

- за 2011г. число организаций розничной торговли выросло на 9,9%. Одновременно число розничных рынков сократилось на 7,8%, торговых мест в них - на 6,8%;

- на конец 2011г. обеспеченность населения торговыми площадями составила 578,6 кв.м. на 1000 человек, причем обеспеченность в сельской местности была почти в 2,2 раза ниже, чем в городской;

- в 2011г. по сравнению с 2010г. численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, увеличилась на 3,1% и составила 5,3% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. Среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 8,0% и составила 68% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике. В I полугодии 2012г. численность работников розничной торговли выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 5,5%, среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 10,2%;

- степень износа основных фондов на конец 2011г. увеличилась по сравнению с концом 2010г. на 3,2 процентного пункта, но оставалась более, чем в 1,5 раза ниже, чем степень износа основных фондов по экономике в целом. Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной торговли в 2011г. составил 17,8%, что выше в 1,5 раза среднего по экономике уровня (12,2%). Коэффициент ликвидации составил 1,2%, что выше в 1,7 раза среднего по экономике (0,7%);

- на развитие розничной торговли в 2011г. было направлено 149,4 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 7,6% меньше, чем в предыдущем году. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства (71,3% от их общего объема). Доля инвестиций в розничную торговлю в общем объеме инвестиций в экономику России составила 1,4%.

- финансовое состояние организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого предпринимательства), несколько улучшилось. В 2011г. по сравнению с 2010г. сальдированный финансовый результат указанных организаций увеличился на 28,9%, то в I полугодии 2012г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 2,0 раза. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли, в 2011г. составила 27,1% и возросла по сравнению с 2010г. на 6,0 процентного пункта, в I полугодии 2012г. - 23,1% и снизилась на 7,8 процентного пункта. В настоящее время разрыв между лидерами рынка потребительских товаров растет, и к 2010 году им будет принадлежать более 80% российского рынка продаж продуктов питания. Эта тенденция подтверждает, что современные западные концепции организации торговли ведут к существенным переменам в российской торговой сфере и менеджменте.

Сегодня значение торговой сферы не вызывает сомнений. Цель торговой деятельности заключается в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве.

На современным этапе управление торговым предприятием претерпевает серьезные изменения – оно основывается на новой целевой парадигме и рыночном механизме, широко использует новейшие компьютерные и коммуникационные технологии, а также нетрадиционные для нашей предшествующей практики финансовые инструменты. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение торговыми менеджерами современными методами эффективного управления торговой деятельностью во всех ее аспектах.

Торговый менеджмент в нашей стране можно отнести к относительно новой отрасли знаний. Сегодня проблемами менеджмент в сфере торговли занимаются Бланк И.А., Сорокина М.В., Чаплина М.В., Крамарев, Кира и Рубен Канаян и др.

Следует остановиться на уточнении понятий.

На основании Госстандарта РФ «Розничная торговля. Понятия и термины». Торговля выступает видом предпринимательской деятельности, связанным с продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Субъектом торговли выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

Торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.

Торговое предприятие (по Чаплиной)- это первичное звено торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг, в целях удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Как любая коммерческая организация, функционирующая на основе самоокупаемости и с целью извлечения прибыли, торговая организация- это многоцелевая система наиболее важными особенностями, которой являются следующие:

- достижение целей осуществляется путем преобразования различного рода ресурсов: человеческих, финансовых, материальных, технологических, информационных;

- деятельность коммерческой организации определяется внешней средой;

-функционирование предусматривает разделение труда на виды деятельности, реализация которых обеспечивает достижение успеха.

Управление торговой организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики, предполагает ориентацию хозяйствующего субъекта на спрос потребителей рынка и получение прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфика управления торговым предприятием обусловлена особенностью оказываемых торговым предприятием услуг.

Так если представлять торговое предприятие как предприятие сферы нематериального производства, то ее продукция – торговые услуги.

Производство и реализация торговых услуг призваны максимально полно и быстро удовлетворять потребности населения. Степень достижения данной цели определяет количество торговой услуги, которое находит выражение в денежном эквиваленте – торговой наценке. Оплачивая торговую услуг, покупатель оплачивает экономию своего времени.

Как и любая услуга торговая имеет свои особенности:

- их реализация в значительной степени удовлетворяет психологические потребности покупателя;

- услуга производится и потребляется в одно и тоже время;

- невозможно образовать запас торговых услуг, при этом товарные запасы можно рассматривать как запасы сырья для производства основной продукции;

-торговая услуга не имеет тарифа, т.е. ее цена (торговая наценка) не известная покупателю.

В силу своей природы торговая услуга выражается не в форме созданного предмета (вещи), а в форме действия труда занятых в торговле работников, направленного на удовлетворение платежеспособного покупательского спроса.

Таким образом, торговая услуга заключается в полезном действии труда по осуществлению товарного обращения, в результате которого удовлетворяется потребность населения в нужных ему предметах потребления.

В соответствии с ГОСТом под услугой торговли подразумевается результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребности покупателя при купле-продаже товаров.

Качество торговой услуги напрямую зависит от торгового персонала, так как предполагает непосредственный контакт с покупателем. Работа с людьми ограничивает возможности механизации и автоматизации труда, требует творческого подхода. Её результативность во многом определяется личными качествами торгово-оперативного персонала, специальными знаниями в области психологии поведения личности.

Например, временной сбой торговых операций, формирующих очереди в «час пик» делает торговую услугу менее привлекательной. Причинами могут быть и дефицит кадрового состава и профессиональная дифференциация продавцов, также неравномерность поставок по вине поставщика и ошибок служб снабжения. В рамках управления возможно либо увеличение штата продавцов и кассиров, что ведет к дополнительным издержкам, либо составления графика работы персонала с учетом их профессиональных возможностей и загрузке магазина и др.

Вместе с тем качество торговой услуги зависит и от действий управленческих работников торгового предприятия.

Менеджмент торговых предприятий представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия. В сущности, он представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных со всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия.

Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

Рассмотрим основные принципы менеджмента торговых предприятий.

1. Интегрированность методов многих функциональных видов менеджмента. Менеджмент торговых предприятий базируется на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, менеджмент торговых предприятий использует обширный арсенал методов операционного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового и др.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения по разным аспектам торговой деятельности теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Менеджмент торговых предприятий важно рассматривать как комплексную систему действий, состоящую из разработки управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

3. Учет специфических условий деятельности конкретных торговых предприятий. Все торговые предприятия как хозяйствующие субъекты одной отраслевой направленности имеют с одной стороны много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов. С другой стороны имеют различия между их конкретными организационными формами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования, что соответственно сказывается как на особенностях процесса управления их деятельностью, так и на конечных результатах этой деятельности.

4. Высокий динамизм управления. Не всегда наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные на конкретном предприятии, могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. МТП должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия.

5. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в различных сферах деятельности торгового предприятия должна учитывать и альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высоких конечных результатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериев устанавливается самим торговым предприятием.

6. Ориентированность на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде.

Эффективный менеджмент торговых предприятий, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста торговой деятельности, обеспечивать постоянный рост уровня торгового обслуживания покупателей и удовлетворения их спроса на товары, существенно повышать конкурентную позицию предприятия на потребительском рынке, обеспечивать его стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

 

 

Вопрос 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.