Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История торговли и менеджмента торговли




Лекция 2

Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Механизм такого регулирования формируется в рамках самого торгового предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам организационной, экономической или финансовой сфер его деятельности.

4. Система конкретных методов разработки управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Впроцессе выработки управленческих реше­ний по отдельным аспектам деятельности торгового предприятия используется обширная система конкретных методов, с помощью которых формируется необходимая система целенаправленных действий. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов; балансовый; экономико-статистические; экономико-мате­матические; экспертные; сетевого планирования; моделирования; дисконтирования и наращения стоимости; хеджирования; социологические и другие. Содержание этих методов будет подробно рассмотрено в последующих разделах.

5. Система методов контроля за реализацией управленческих решений. В составе механизма торгового менеджмента методам внутреннего контроля отводится особая роль, так как они в значительной степени определяют эффективность всей системы управления торговым предприятием. Состав этих методов базируется в основном на обширном арсенале приемов экономического анализа и аудита различных аспектов деятельности торгового предприятия и определяется организацией системы мониторинга экономических и финансовых результатов этой деятельности.

Эффективный механизм торгового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществле­нию всех его функций на предприятиях торговли.

 

 

 

Природа управления торговлей и исторические тенденции развития организаций торговли. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента торговых организаций. Разнообразие моделей менеджмента в торговле: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента торговых организаций. Развитие менеджмента торговли в России.

Природа управления торговлей определена процессами разделения труда и обмена, идущими среди сообществ людей десятки тысячелетий. Исторические тенденции развития организаций торговли ведут от простого к сложному, от элементарных контактов обмена к разнообразным и развитым формам обмена. По словам известного экономиста Ж.-Б. Сэя, ранее полагали, что сущность торговли заключается в обмене, в действительности же она заключается в том, чтобы сделать продукт доступным потребителю. Но связь торговли и обмена остается среди существенных характеристик торговых отношений, которые начинались хотя бы со времен древних Египта и Шумера, Скифии и Китая.

Развитие торговли, торговых отношений обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособнос¬ти общества, роста его материального и духовного уровня.

Древнейшие цивилизации воз¬никали в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций по обмену излишками производимых продуктов. Экономическая история человечества доказывает, что те цивилиза¬ции и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, стали создателями богатства материальной и духовной культуры.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента торговых организаций определяются в науке различно. Если понимать под менеджментом управление торговлей, то условия для возникновения такого управления возникали еще несколько тысяч лет назад – в эпоху формирования первых государств. Первые своды законов 35 – 40 веков назад во многом регулировали именно торговые отношения, включая цены на товары.

Главным условием было усиление разделения труда – появление производящих земледелия и скотоводства, ремесел, государственных служащих и воинов, жречества. Среди факторов возникновения и развития управления торговыми организациями, прежде всего, выделяется фактор появления организаций торговли – базаров, рынков, лавок, харчевен и т.п. Это были традиционные «места торговли», требующие именно регулирования процесса торговли.

Богатейшая история развития торговых отношений характеризу¬ется сменой качественных этапов. Характерные признаки торгового предпринимательства, его стратегия и тактика могут в полной мере проявиться лишь в условиях развитой рыночной экономики. Одна¬ко заблуждением было бы считать, что вне рыночной экономики они не могут проявиться. При этом, правда, следует признать, что в тех формах экономики, где товарно-денежные отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо имеют ограниченный ха¬рактер распространения, либо, наконец, существуют в извращенном виде, торговым отношениям присущи специфические особенности.

Так, докапиталистические общественно-экономические системы были основаны на натуральном хозяйстве, где основная часть про¬дукции производилась и потреблялась в пределах отдельных обособ¬ленных друг от друга хозяйств, т.е. обменная деятельность осуществлялась в рамках замкнутых экономических сообществ. И именно природа этих товарообменных операций привела в конечном итоге к распаду этих сообществ и к дифференциации населения.

Весьма веским аргументом, подтверждающим наличие торговли и торгового предпринимательства в докапиталистический период, является, на наш взгляд, упоминание о них в основных религиях мира. Подтверждение этому мы находим прежде всего в религиоз¬ных представлениях Античности, а именно в античной мифологии. Греческий Гермес и римский Меркурий являлись богами торговли и рынков, покровителями купцов. Они направляли людей на поиск путей для достижения прежде всего материальной выгоды посред¬ством торгового предпринимательства.

Ислам также активно поощряет предпринимательство в форме торговли, возводя купечество в основное сословие, ссылаясь при этом на слова пророка Мухаммеда: «Купец блажен в сем мире и в бу¬дущем, поскольку если бы сам Аллах дозволил жителям рая торго¬вать, они бы торговали тканями и пряностями»2.

Средневековое христианство, проповедовавшее аскетизм и ду¬ховное совершенство, не жалует торговлю. Но уже с середины XVI в. в протестантизме появилось реформаторское направление — люте¬ранство, которое впоследствии стало религией буржуазии.

Российское православное христианство и его отношение к тор¬говле не стали исключением из общего исторического контекста. В общественном сознании россиян докапиталистической эпохи гос¬подствовал престиж аристократа, что еще более усиливалось нацио¬нальными особенностями России, в частности наличием крепостно¬го права.

Обратимся к более детальному рассмотрению истории развития торгового предпринимательства в нашей стране. История торгового предпринимательства на Руси уходит своими корнями в глубь веков. Уже в IX в. торговля становится важной сферой хозяйственной дея¬тельности руссов. Рынок — торг, торжище, торговище — занимал центральное место в русском городе. Так, в Древнем Киеве насчиты¬валось 40 церквей и 8 рынков.

Зарождение мануфактурного предпринимательства в XVII в. от¬разилось в заметном укрупнении товарного производства, вызвав¬шем появление крупной оптовой торговли.

К середине XVII в. торговые связи, преодолевая границы област¬ных рынков, приобретают всероссийский характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако за¬метнее всего наблюдается рост торговой активности купечества, осо¬бенно в сфере межобластных связей. Развитие товарного производ¬ства объективно требовало крупного сбыта продукции, а следователь¬но, и появления крупных торговцев-оптовиков, чья деятельность вносила качественно новые черты в прежние торговые операции. Между тем деятельность оптовиков ограничивалась двумя основны¬ми причинами: во-первых, недостатком капиталов у основной мас¬сы торговцев; во-вторых, большая часть населения России еще жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства, поэтому в крупном масштабе можно было оперировать лишь теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. С другой сторо¬ны, малая покупательная способность населения не допускала узкой специализации в торговле.

Активное развитие отечественной торговли обусловило поворот российского правительства к политике меркантилизма, суть которой сводится к следующему: «Много продавать и мало покупать». Как известно, меркантилизм как первая школа рыночной политэкономии теоретически обосновал всемерное ограничение импорта с помощью протекционизма: поскольку источником богатства признавалось не производство, а сфера обращения, то, чтобы разбогатеть, надо огра¬ничить торговлю. Меркантилизм можно назвать политэкономией купеческого капитала и идеологией протекционизма.

Одним из первых законодательных актов, регулирующих торго¬вую деятельность, было Уложение 1649 г. В этот период в городской торговле принимали участие тягловое население городов, крестьяне и жители «белых» слобод. В соответствии с Уложением лавки разре¬шалось держать только посадским людям, «белые» слободы ликви¬дировались, а крестьяне лишались права торговать. Этим же доку¬ментом предусматривалась реформа таможенной системы, которая являлась серьезным препятствием экономического развития России. Торговый Устав был обнародован 25 октября 1653 г. Главное его значение состояло в том, что он устанавливал единую торговую по¬шлину в размере 5% цены продаваемого товара. Устав также повы¬шал размер пошлины с иностранных купцов. Ярко выраженный про¬текционистский характер имел следующий Новоторговый Устав, принятый в 1667 г. Он резко ограничивал торговую деятельность ино¬странцев в России. Пошлины, уплачиваемые ими, достигали более 22% цены товара, не считая расходов по транспортировке. Кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую тор¬говлю.

- Таким образом, Торговые Уставы носили протекционистский ха¬рактер и осаждали русских людей от иностранной конкуренции, од¬новременно увеличивая размер поступлений в казну от сбора по¬шлин.

Реальные условия для развития предпринимательства сложились в России уже в конце XVII — начале XVIII в. и были опосредованы активной коммерческой деятельностью. Предпринимательство того периода было в основном представлено мелкими и средними купца¬ми, частными собственниками, самостоятельно организующими свое дело.

Годы правления Петра I можно без преувеличения назвать перио¬дом становления предпринимательства в России.

Петровские преобразования вызвали крупные изменения в эко¬номической жизни России, в том числе и в торговле. Северная вой¬на и расширение казенного предпринимательства привели к кризи¬су средневековых купеческих корпораций. Резко изменились усло¬вия и структура торговли (например, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами — солью и табаком, а также-монополизированы экспортные поставки юфти, икры, хлеба, смолы, пеньки и т.д.). Острая нужда в деньгах застави¬ла Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важней¬шего источника государственных доходов. Кроме государственных монополий и откупов казна пополнялась за счет налогов — прямых и косвенных. Общее количество как государственных, так и местных налогов в первое десятилетие XVIII в. достигало 40. Налоговое бре¬мя лежало в основном на плечах купеческого сословия. Существует немало исторических фактов и документов, свидетельствующих, что еще до создания А. Смитом принципов свободы торговли прогрес¬сивно настроенная часть российской монархической верхушки сти¬хийно осознавала потребность в ограничении государственного вме¬шательства в экономику и расширении свободной торговли. Так, сподвижник Петра I B.H. Татищев (1686—1750) говорил царю: «Ежели Вы, государь, не дадите свободу действий нашим людям в торговле и ремеслах, будут ждать нас великие беды. Надобно оградить купцов и мануфактурщиков, ремесленников и металлургов от того, чтобы каждый шаг им предписывался из ваших коллегий»1.

В период правления Екатерины II в России был создан весьма благоприятный климат для развития предпринимательства.

Конец XVIII — начало XIX в. характеризуется обновлением де¬лового мира России, начавшимся еще в Петровское время. В этот период происходит вытеснение крупных купеческих родов, пребы¬вавших в состоянии корпоративной замкнутости, им на смену при¬ходят более инициативные предприниматели из среды провинциаль¬ного купечества, крестьян и мещан. В первой половине XIX в. на¬бирает силу новое гильдейское купечество, ориентированное не только на торговую, но и на активную промышленную деятельность. Уже с середины XVIII в. в России сложился самобытный образ пред¬принимателя. Пришедший из Западной Европы термин «негоциант» как нельзя лучше пришелся для обозначения сущности русского предпринимателя. Если в Европе купец был исключительно торго¬вец, то негоциант — это более емкое понятие. В России купец мог не только торговать, но и быть промышленником, владельцем судов, гужевого транспорта, финансистом и заниматься любым другим ви¬дом предпринимательской деятельности.

Российское законодательство того времени предполагало дея¬тельность двух видов предпринимательских объединений — торго¬вого дома (полного или на вере) либо акционерной компании. В свя¬зи с этим отечественные историки высказывают мнение о том, что провозглашение в общем виде принципа ограниченной ответствен¬ности акционеров последовало в России за полстолетия до того, как этот принцип окончательно утвердился в Западной Европе.

Российское законодательство 60-х гг. XIX в. положило конец не¬равенству сословий в правах на занятие частнопредпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития пред¬принимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для развития частного предпринимательства.

Положением от 8 января 1863 г. «О пошлинах за право торговли и других промыслов» было оставлено две купеческие гильдии (вме¬сто прежних трех) и отменен разряд торгующих крестьян. Гильдей¬ские свидетельства первого разряда имели теперь не розничные, а оп¬товые торговцы, получившие право действовать на всей территории России. Сфера деятельности торговцев второй гильдии ограничива¬лась пределами города или уезда.

В Положении помимо двух гильдий выделялись разряды торгов: «мелочный», «развозной», «разносной» и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Разряд Торговые предприятия
I   Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки
II Средние по своим оборотам оптовые склады, магазины, трактиры
III Мелкие лавки, чайные, распивочные
IV Ларьки и палатки
V Развозная и разносная торговля

 

Стационарные торговые заведения разбивались на пять разрядов, с учетом которых устанавливались плата за патент и размер промыс¬лового налога.

В 1885 г. в России действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оп¬тово-розничных предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек занимались развозом и разносом товаров (в «коробах» - корабейники). Впрочем, понятие крупного оптового и розничного торгового предприятия было в то время относительно. Всего занятых в торговле в 1885 г. насчитывалось 1027 тыс. человек (по официальным данным). Следовательно, на каждое торговое пред¬приятие приходилось менее 2 человек.

На рубеже XIX — XX вв. экономические реформы в России свя¬заны с именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. С.Ю. Витте был сторонником активного вмешательства государ¬ства в финансы, промышленность и торговлю. При этом он рассмат¬ривал частное предпринимательство как фактор оздоровления эко¬номики страны. Он полагал, что содействие государства предприни¬мательству должно выражаться не столько регламентацией, сколько помощью в каждом конкретном случае.

П.А. Столыпин предложил аграрную реформу, суть которой за¬ключалась в упразднении сельской общины и подъеме производи¬тельного использования земли на основе единоличного ведения хо¬зяйства, в создании слоя сельских предпринимателей.

Спустя 15 лет, в 1910 г., численность занятых в торговой сфере возросла вдвое и составляла более 2 млн человек. Передвижной тор¬говлей занималось 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрывать свои сбережения в стране к этому времени. Это явилась следствием осознан¬ной необходимости перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП).

Состояние экономики России того периода характеризуется сле¬дующими цифрами. В стране, разоренной войнами, бездействовало три четверти заводов. Крупная промышленность в 1920 г. выпускала продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 г., продукция сельского хозяй¬ства сократилась на треть, железные дороги перевозили пятую часть довоенного объема грузов.

Расстройство денежного обращения достигло катастрофических размеров. С ноября 1917 г. по июль 1921 г. бумажно-денежная масса в обращении увеличилась более чем в сто раз. Налицо была гиперин¬фляция, начавшаяся еще в 1914 г. В хозяйственной обстановке, пред¬шествующей пересмотру проводимой экономической политики го¬сударства, было утрачено значение таких важнейших элементов эко¬номики, как стоимость, материальные стимулы, предложение, спрос, цена. Нетоварные формы хозяйствования устраняли условия функ¬ционирования рынка.

Таким образом, в условиях послевоенной разрухи была предпри¬нята попытка быстрого восстановления разрушенного экономичес¬кого потенциала страны и повышения жизни народа путем осущест¬вления новой экономической политики.

НЭП означал прежде всего свободу не только торговли, но и ча¬стной предпринимательской инициативы, хотя и неполную — при со¬хранении политического контроля со стороны государства. Хозяй¬ственная практика показала абсурдность идеи ликвидации или поиска альтернатив торговле. За введением продналога последовал следующий шаг — перевод государственной промышленности на самоокупаемость и самофи¬нансирование. Однако эти идеи могли быть осуществлены лишь при условии восстановления денег в их классической функции всеобщего эквивалента. Это и было достигнуто благодаря денежной реформе 1922 г. путем введения в обращение червонцев, обеспеченных напо¬ловину золотом и иностранной валютой.

Успехи в экономике в период НЭПа были бы невозможны без денежной реформы, проведенной Г.Я. Сокольниковым.

К весне 1924 г. произошла финансовая стабилизация, что созда¬ло основу для достижения сбалансированности экономики. Действи¬тельно, уже к середине 1920-х годов товарное предложение покры¬вало платежеспособный спрос населения на большинство потреби¬тельских товаров.

В этот период была разрешена частная торговля, но она была по¬ставлена в определенные рамки. Государство в первые годы НЭПа проигрывало борьбу с частным торговым предпринимательством на рынке, поэтому усиливало свой прессинг на «несоциалистические элементы». Частные торговцы были обязаны хранить денежные сред¬ства в банке, платить по кредитам самые высокие проценты и не по¬лучать долгосрочных ссуд. Не удовлетворившись прогрессивным по¬доходным налогом, государство обложило частных торговцев допол¬нительным налогом на «сверхприбыль». Первостепенное значение придавалось процессу замены неорганизованного, частного рынка организованной, обобществленной торговлей. По-прежнему был ис¬кусственно ограничен круг предметов, могущих быть объектом куп¬ли-продажи, действовала монополия внешней торговли, а под видом государственного регулирования частного предпринимательства на деле нередко осуществлялся контроль с позиций «классового проле¬тарского подхода».

Развитие торговли страны в пореформенные годы прошло не¬сколько этапов, которые невозможно оценить однозначно. Одной из ключевых задач 1990-х годов было возрождение отечественного пред¬принимательства, определение его социального статуса, места и роли в формировании рыночной экономики.

Зарождение зачатков торгового предпринимательства относится еще к периоду перестройки, когда Законом СССР «О кооперации» от 26 мая 1988 г. были созданы мелкие предприятия, активно разви¬валась индивидуальная трудовая деятельность. Поворотным момен¬том для отечественного торгового предпринимательства стал Указ Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 г., согласно ко¬торому процесс купли-продажи буквально выплеснулся на улицы. Однако подлинно реформаторским актом для сферы обращения яви¬лась приватизация, которая в совокупности с либерализацией эко¬номики стала ядром современных экономических преобразований в России. При проведении приватизации во главу угла ставилась за¬дача — вырастить новый социальный слой собственников-предпри¬нимателей.

Уже во второй половине 1992 г. было приватизировано 19 тыс. пред¬приятий, в 1993 г. — 14, в 1994 г. — свыше 6., в 1995 г. — более 3 тыс., а всего с 1992 по 1995 г. форму собственности сменили 43,5 тыс. пред¬приятий торговли.

Приватизация, в том числе и в торговле, по сей день является объектом общественной критики. Однако следует констатировать, что в ходе этого процесса состоялось разгосударствление собствен¬ности.

При этом не следует отрицать негативные явления и тенденции в отраслях, которые можно признать следствием процесса привати¬зации. Прежде всего это связано с ускоренными темпами ее прове¬дения. Приватизация предприятий торговли совпала с мерами по их коммерциализации, т.е. предоставлением им полной хозяйственной самостоятельности, и многие предприятия были не готовы, к приня¬тию новых условий хозяйствования. Например, оптовое звено в ре¬зультате такой спешной приватизации в значительной степени пе¬рестало существовать (приходится создавать его заново).

С развитием рыночных преобразований оптовые предприятия утратили функцию основного организатора товароснабжения, тогда как ранее с их участием формировалось и поставлялось около 80% всей товарной продукции.

В условиях коммерциализации и самостоятельной деятельности оптовых предприятий на рынке с 1992 г. начался процесс утраты спе¬циализации и увеличения доли непрофильных товаров в обороте.

Как негативную можно оценить также тенденцию в деятельнос¬ти оптовых предприятий, связанную с отходом от выполнения ими своих функций в сфере товарного обращения. Оптовые предприятия стали заниматься розничной реализацией товаров через созданную ими собственную сеть магазинов.

В настоящее время гипертрофированное развитие получили опто¬вые и оптово-посреднические структуры. Больше половины оптовых баз России измельчены и имеют следующие показатели: числен¬ность — 5 человек, складская площадь — 244 м2, емкость складов — 12 т. Более 95% оптовых предприятий можно отнести к категории малых. Менее 10% предприятий созданы путем приватизации, осталь¬ные — образованы заново.

Наиболее характерными чертами постприватизационного пери¬ода стали ликвидация распределительного аппарата, отказ от систе¬мы выделения фондов, налаживание прямых связей торговых пред¬приятий с поставщиками, увеличение притока товаров в регионы.

Достаточно трудно строились новые хозяйственные связи. Все договоры на поставки товаров в 1992 г. были замкнуты на ликвиди¬рованных торгах и объединениях, а новые связи еще не были нала¬жены.

Большие трудности наблюдались с обеспечением розничных ма¬газинов товарами в связи с утратой оптовыми объединениями веду¬щей роли в процессе товародвижения. Через них проходило более 15% объема товаров, поступающих в розничную сеть. Оптовые пред¬приятия отпускают в розницу лишь половину проходящей через них ликвидирована иерархическая структура министерств торгов-ми, государственное управление торговлей заменено государствен¬ным регулированием;

- предприятия получили полную правовую и хозяйственную са¬мостоятельность, стали равноправными субъектами рыночных отно¬шений.

Ныне признается разнообразие моделей менеджмента в торговле: американский, японский, европейский и др. Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и истории современного менеджмента как науки вообще.

Современный менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления в 1881 году разработан Джозефом Вартоном - и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления».

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступил в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

В целом американский менеджмент отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления торговлей и персоналом.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

• управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.

• подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

• деятельность кружков качества.

• инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

• использование статистических методов.

• общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Вследствие интернационализации менеджмента в Западной Европе были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в результате отсутствия частной собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней остаются относительно неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии огромной страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

• Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

• Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;

• Жесткая структура управления, медленная обратная связь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.