Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Приемы экономического анализа




 

Сравнение – это сопоставление одного экономического показателя с другим. Обычно сравнивают отчетные показатели с аналогичными за прошлый период, с плановыми, а также с показателями родственных предприятий.

При применении приема сравнения необходима сопоставимость исходных данных, что достигается соблюдением ряда условий:

- единство оценки по стоимости (сопоставимые цены);

- устранение влияния изменения объема и ассортиментной структуры или других факторов;

- сравнимость календарных периодов.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий прием сравнения (табл.1).

 

 

Таблица 1. Затраты труда и расход топлива на единицу продукции

Название показателей По данным анализируемого предприятия Отчетные показатели передового предприятия Отклонения показателей анализируемого предприятия
за предыдущий период за отчетный период
плановые показатели отчетные показатели от плана от предыдущего периода от уровня передового предприятия
Затраты труда, чел. - час. 3,1 2,7 2,6 2,0 - 0,1 - 0,5 + 0,6
Расход условного топлива, кг 154,0 147,0 146,2 144,7 - 0,8 - 7,8 +1,5

 

Из таблицы 1 видно, что предприятие добилось сокращения затрат труда и расхода топлива на единицу продукции по сравнению с планом и прошлым годом, но что его показатели хуже показателей передового предприятия.

Одно из центральных мест среди отдельных приемов экономического анализа принадлежит группировкам, которые служат для раскрытия содержания средних, выявления скрытых резервов, взаимосвязи явлений.

Группировка – это объединение экономических явлений в однородные группы по определенным признакам и их сравнение.

При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй – как результат влияния первого. Но следует иметь в виду, что факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот.

Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные группировки).

Рассмотрим четырехфакторную групповую таблицу, построенную по материалам торговой переписи 2005 г., охватывающую 200 тысяч магазинов (табл.2).

 

Таблица 2. Группировка магазинов по размерам розничного товарооборота

 

Группы магазинов Среднегодовой оборот на одного работника, тыс. руб. Товарные запасы, дни Уровень издержек обращения, % к обороту
До 1500 тыс. руб.     7,53
От 1501 до 2000     6,76
2001 - 3000     6,74
3001 - 4000     6,21
4001 - 6000     6,02
6001 - 8000     5,47
8001 - 10000     5,79
10001 - 12000     5,27
12001 - 15000     5,12
15001 - 20000     4,96
Свыше 20000     4,97
Всего     5,87

 

Определяющим фактором здесь является объем товарооборота; зависимые от него показатели: производительность труда (средний оборот на 1 работника), скорость товарооборота (товарные запасы в днях) и уровень издержек обращения.

Какая тут связь проглядывается? По мере роста объема товарооборота производительность труда повышается, скорость товарооборота увеличивается, издержки обращения уменьшаются.

Балансовый метод – это исследование связи между отдельными показателями выражающейся в форме равенства итогов.

Поскольку первым историческим примером увязки большого числа показателей хозяйственной деятельности путем выведения равенства двух их итогов был бухгалтерский баланс, этот способ анализа получил название балансового. При его применении равенство итогов (баланс) является подтверждением того, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономические показатели и что связь между ними представлена правильно. Так, для выявления причин, вызвавших отклонения от плана объема реализованной продукции, прежде всего производится сопоставление отчетного и планового баланса продукции (табл.3).

 

Таблица 3. Изменение объема реализации продукции

Название показателей План Отчет Отклонения (+,-)
1. Остатки нереализованной продукции на начало года     + 200
2. Выпуск товарной продукции за год     + 400
3. Остатки нереализованной продукции на конец года     + 100
4. Реализация продукции за год     + 500

 

 

Подсчитаем баланс отклонений от плана сравниваемых показателей с учетом их взаимосвязи: (400 + 200) – 100 = +500 т. руб.

Балансовый метод эффективен в разных областях аналитической работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финансового состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. Например, все ли средства хозяйства используются по целевому назначению. Этот метод используется также для проверки расчетов, произведенных другими аналитическими приемами (баланс отклонений).

Рядом динамики называют ряд абсолютных или относительных величин (чисел), характеризующих состояние экономических явлений во времени. Каждое отдельное значение называют уровнем, а разность между двумя уровнями в абсолютных значениях – абсолютным приростом.

Отношение абсолютного значения любого уровня к предшествующему значению во времени называют темпом роста.

Рассмотрим эти понятия на конкретном примере (табл. 4). Уровень производства 2010 г. составляет 6328 тыс. руб. продукции, а абсолютный прирост по отношению к 2006 г. составляет 698 тыс. руб. Отношение годового объема продукции 2010 г. к 2009 г., т.е. темп роста равен 12,4%. Среднеарифметическая сумма за 2006-2010 гг. составляет 5191,8 тыс. руб. – это среднегодовой уровень производства за 5 лет.

 

Таблица 4. Динамика объема продукции предприятия

 

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Годовой объем продукции, тыс. руб.          
Среднегодовой уровень за 5 лет 4230+4653+5118+5630+6328 - - - - 5191,8
Абсолютный прирост объема продукции, тыс. руб. - + 423 + 465 + 512 + 698
Темпы роста объема продукции, %         112,4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.