КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная структура управления организации (предприятияКлассификация предприятий. Организация производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия К вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия относятся: ремонтное, инструментальное, транспортное, энергетическое производства, складское хозяйство, паросиловые цехи и др. 5.1. Основной задачей ремонтного хозяйства является поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предупреждение его преждевременного износа. Организация и порядок проведения ремонтных работ регламентируются типовым положением. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) охватывает комплекс мероприятий, включающих уход за оборудованием, межремонтное обслуживание, периодические профилактические операции (осмотры, проверка на точность, смена масла, промывка), а также планово-предупредительные ремонты (текущий, капитальный). Основным нормативом системы ППР является ремонтный цикл — промежуток времени между двумя очередными капитальными ремонтами, который измеряют в годах. Особенностью планирования ремонтных работ является то, что в качестве единицы измерения объема ремонтных работ принята условная ремонтная единица. Объем ремонтных работ по цеху в физических единицах оборудования определяется согласно структуре ремонтного цикла и дате последнего ремонта по каждому виду оборудования и видам ремонта (текущий, капитальный). Все нормативы затрат времени разработаны в расчете на единицу ремонтосложности каждого вида ремонтных работ вне зависимости от типа ремонтируемого оборудования. Планирование ремонтных работ включает следующие расчеты: 1. Виды ремонтных работ по каждому станку и агрегату и сроки их выполнения. 2.Трудоемкость ремонтных работ, производительность труда, численность и фонд оплаты ремонтного персонала. 3.Количество и стоимость необходимых для ремонта материалов и запчастей. 4.Плановые простои оборудования в ремонте. 5.Себестоимость ремонтных работ. 6. Объем ремонтных работ по цехам и предприятию в целом с разбивкой по кварталам и месяцам. Производственная программа ремонтного цеха определяется путем умножения норм трудоемкости ремонтных операций на объем ремонтных работ по соответствующим видам ремонтов в единицах ремонтосложности. Расчет потребности в материалах, запчастях и полуфабрикатах производится на основании норм затрат материалов на единицу ремонтосложности и объема ремонтных работ. Отношение общего времени простоя оборудования в ремонте к годовому фонду времени работы оборудования составляет процент простоя оборудования в ремонте. 5.2. Инструментальное производство призвано решать следующие задачи: • бесперебойное снабжение инструментом всех производственных подразделений предприятия; • организация рациональной эксплуатации инструмента и приборов; • сокращение запасов инструмента без ущерба для нормального хода производственного процесса; • снижение затрат на содержание инструментального хозяйства. Инструментальное хозяйство составляют: подразделения по снабжению инструментом, его восстановлению, ремонту, регулировке и заточке, центральный склад и раздаточные кладовые, занимающиеся складированием, комплектацией и выдачей инструмента. Инструмент можно классифицировать по ряду признаков. По роли в процессе производства различают рабочий, вспомогательный, контрольно-измерительный инструмент, приспособления, штампы, пресс-формы. По характеру использования инструмент бывает специальным и универсальным (нормальным). Для целей учета, хранения и выдачи инструмента применяется классификация, основанная на подразделении его на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды в зависимости от конструктивных и производственно-технологических признаков. Потребность в инструменте рассчитывается в соответствии с производственной программой, расходному и оборотному фондам, а также с учётом норм стойкости и время износа инструмента по соответствующим формулам. 5.3. В зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства в состав транспортного хозяйства могут входить различные подразделения: транспортный отдел, цехи и участки железнодорожного, автомобильного, электрокарного и конвейерного транспорта и т.д. На отдельных предприятиях, особенно малых, все функции, связанные с внутризаводским перемещением грузов, может выполнять транспортный цех (участок) или отдельный рабочий. Масштабы и структура транспортного хозяйства предприятия оцениваются по грузообороту, т.е. количеству прибывающих, отгружаемых и перемещаемых внутри предприятия грузов. Объем и характер грузооборота определяют объем погрузочно-разгрузочных работ, способы их механизации и необходимые фронты выгрузки и погрузки. 5.4. В состав энергохозяйства входят энергосети, средства и точки потребления энергии. На крупных диверсифицированных предприятиях энергохозяйством охватываются: тепло- и энергостанции, компрессорные, насосные станции, внешние энергосети и другие энергоструктуры. Основными задачами организации энергохозяйства являются: • бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии; • рациональная эксплуатация энергооборудования, его обслуживание и ремонт; • экономия топливно-энергетических ресурсов. 5.5. Назначение складского хозяйства состоит в хранении необходимых запасов материалов, сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции, обеспечивающих бесперебойную и ритмичную работу предприятия, количественную и качественную сохранность материалов. Продукция обслуживающих цехов, участков и бригад не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри предприятия и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себестоимость основных изделий (услуг) предприятия. Разделение функций персонала на основные и вспомогательные прежде всего обусловлено размером предприятия. Малые предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который выполняет незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и т. п.). Они прибегают к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации. На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность. В их обязанности входят: • ремонт средств производства; • обеспечение необходимыми инструментами и приспособлениями; • обеспечение транспортом; • обеспечение энергоресурсами; • обеспечение инструментом и приборами; • охрана и сохранность наличного имущества; • санитарно-бытовое обслуживание. Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий — это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками — это функция обслуживания. В целом развитие специализированных цехов и предприятий, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, — тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижаются затраты на обслуживание собственного производства и повышается его качество. Однако нецелесообразно поручать специализированным предприятиям мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. Поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогательные хозяйства, оперативно-решающие вопросы обеспечения транспортом, ремонта, уборки и пр.
Литература 1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2004.-280с. - (Высшее образование) 2. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах): Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.К.Скляренко, В.М. Прудникова.- М.:ИНФРА-М, 2004.- 256с. (Серия «Высшее образование) 3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 601 с. (Высшее образование) 4. Реферат Т. №6 Э.Ф. Шенявская Д.Д., Астадурьян З.В. 2008. Доцент кафедры экономика – 08.
Предприятия различаются между собой по многим характеристикам и признакам, по которым и ведется их классификация. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, т.е. один и тот же субъект хозяйствования может относиться к различным классификационным группам. Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам с обственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли и качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие о рганизации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др. По сфере деятельности различают: - предприятия, действующие в сфере материального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия, функционирующие в сфере нематериального производства (создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.)). По отраслевой принадлежности делятся: - предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), - сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.), - транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), - торговли (оптовые базы, розничные магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. По виду и характеру деятельности различаются: - предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), - перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), - обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия. По структуре производства (уровню специализации) предприятия делятся на: - специализированные, т.е. выпускающие ограниченную номенклатуру продукции; - универсальные (многопрофильные) – изготавливают широкую номенклатуру продукции(металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и др. комбинаты); - комбинированные (смешанные) – занимают промежуточное место между специализированными и универсальными.
По приверженности к инновационной стратегии развития предприятия могут быть квалифицированы как: - новаторы; - имитаторы. К первой категории относятся предприятия, первыми реализующие инновации. Инновация – это конечный продукт инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса.
Ко второй категории относятся предприятия, имитирующие эти инновации. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия. Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры, определяемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала. В соответствии с критерием численности работников выделяют: • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек); • средние предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек); • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек). Однако есть и другие градации. Так, по нормам Европейского сообщества, которые распространены (хотя с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считаются те, на которых число занятых составляет более 250 человек; средними — от 50 до 249 человек; малыми - от 10 до 49 человек; сверхмалыми — от 1 до 9 человек. 1 января 2008 г в России вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно названному законодательству: 1) средняя численность работников не должна превышать следующего предельного значения: • от 101-250 чел. включительно - для средних предприятий; • до 100 чел. включительно — для мелких предприятий; • среди мелких предприятий выделяются микропредприятия - до 15 чел.; 2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на Этим же законом статус малого не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. Другими словами, малыми считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий. Дальнейшее развитие малого предпринимательства непосредственно связано с государственной политикой в области развития малого и среднего бизнеса в стране. Основными целями ее являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и средне 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозаиятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего В целях реализации государственной политики л области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативным» правовыми актами предусматриваются следующие меры: 1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения 2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых 3. Упрощенный порядок составления субъектами малою и средне 4. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого В целом уровень развития малого предпринимательства в России по сравнению с промышленно развитыми странами, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в европейских странах – не менее 30. Численность работников малых предприятий составляет около 9 млн. чел., или примерно 12% всего занятого населения. Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины занятого населения. Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. Для сравнения: объем выпуска продукции малых предприятий России составляет менее 7% от всего объема выпуска. Из сказанного следует, что на сегодняшний день Россия по-прежнему остается страной крупного и среднего бизнеса, потенциальные возможности (преимущества) малого бизнеса для развития экономики России. использованы далеко не полностью. Преимущества малых предприятий: - повышенная мобильность, гибкость, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса; - ускорение реализации идей, научно-технических новшеств (новых товаров и услуг, технологий); - возможность включения малых предприятий через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные компании - возможность создания новых рабочих мест; - содействие экономическому и социальному развитию малых городов и населенных пунктов; - возрождение подсобных производств и ремесел; - высокая приспосабливаемость (адаптация) к местным условиям; - поддержание и развитие конкурентной среды; - невысокие расходы по управлению; - небольшие первоначальные вложения в основной и оборотный капитал и доступность многим гражданам открыть свое дело; - высокая оборачиваемость капитала и др.
Организационная структура – это состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным. Рассмотрим наиболее простые и распространенные организационные структуры управления – линейную и функциональную
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |