Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура управления организации (предприятия




Классификация предприятий.

Организация производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия

К вспомогательным и обслуживающим подразделениям пред­приятия относятся: ремонтное, инструментальное, транспортное, энергетическое производства, складское хозяйство, паросиловые цехи и др.

5.1. Основной задачей ремонтного хозяйства является поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предупреждение его преждевременного износа.

Организация и порядок проведения ре­монтных работ регламентируются типовым положением.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР) охватывает комплекс мероприятий, включающих уход за оборудованием, меж­ремонтное обслуживание, периодические профилактические опе­рации (осмотры, проверка на точность, смена масла, промывка), а также планово-предупредительные ремонты (текущий, капиталь­ный). Основным нормативом системы ППР является ремонтный цикл — промежуток времени между двумя очередными капиталь­ными ремонтами, который измеряют в годах.

Особенностью планирования ремонтных работ является то, что в качестве единицы измерения объема ремонтных работ принята условная ремонтная единица.

Объем ремонтных работ по цеху в физических единицах обору­дования определяется согласно структуре ремонтного цикла и дате последнего ремонта по каждому виду оборудования и видам ре­монта (текущий, капитальный). Все нормативы затрат времени раз­работаны в расчете на единицу ремонтосложности каждого вида ре­монтных работ вне зависимости от типа ремонтируемого оборудова­ния.

Планирование ремонтных работ включает следующие расчеты:

1. Виды ремонтных работ по каждому станку и агрегату и сроки их выполнения.

2.Трудоемкость ремонтных работ, производительность труда, численность и фонд оплаты ремонтного персонала.

3.Количество и стоимость необходимых для ремонта материалов и запчастей.

4.Плановые простои оборудования в ремонте.

5.Себестоимость ремонтных работ.

6. Объем ремонтных работ по цехам и предприятию в целом с разбивкой по кварталам и месяцам.

Производственная программа ремонтного цеха определяется пу­тем умножения норм трудоемкости ремонтных операций на объем ремонтных работ по соответствующим видам ремонтов в единицах ремонтосложности.

Расчет потребности в материалах, запчастях и полуфабрика­тах производится на основании норм затрат материалов на едини­цу ремонтосложности и объема ремонтных работ. Отношение общего времени простоя оборудования в ремонте к годовому фонду времени работы оборудования составляет процент простоя обору­дования в ремонте.

5.2. Инструментальное производство призвано решать следующие задачи:

• бесперебойное снабжение инструментом всех производствен­ных подразделений предприятия;

• организация рациональной эксплуатации инструмента и при­боров;

• сокращение запасов инструмента без ущерба для нормаль­ного хода производственного процесса;

• снижение затрат на содержание инструментального хозяй­ства.

Инструментальное хозяйство составляют: подразделения по снабжению инструментом, его восстановлению, ремонту, регули­ровке и заточке, центральный склад и раздаточные кладовые, за­нимающиеся складированием, комплектацией и выдачей инстру­мента. Инструмент можно классифицировать по ряду признаков. По роли в процессе производства различают рабочий, вспомогательный, контрольно-измерительный инструмент, приспособления, штампы, пресс-формы.

По характеру использования инструмент бывает специальным и универсальным (нормальным).

Для целей учета, хранения и выдачи инструмента применяет­ся классификация, основанная на подразделении его на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды в зависимости от конст­руктивных и производственно-технологических признаков. Потребность в инструменте рассчитывается в соответствии с производственной программой, расходному и оборотному фондам, а также с учётом норм стойкости и время износа инструмента по соответствующим формулам.

5.3. В зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства в состав транспортного хозяйства могут входить различные подразделения: транспортный отдел, цехи и участки

железнодорожного, автомобильного, электрокарного и конвейерного транспорта и т.д. На отдельных предприятиях, особенно малых, все функции, связанные с внутризаводским перемещением гру­зов, может выполнять транспортный цех (участок) или отдельный рабочий.

Масштабы и структура транспортного хозяйства предприятия оцениваются по грузообороту, т.е. количеству прибывающих, отгружаемых и перемещаемых внутри предприятия грузов. Объем и характер грузооборота определяют объем погрузочно-разгрузочных работ, способы их механизации и необходимые фронты выгрузки и погрузки.

5.4. В состав энергохозяйства входят энергосети, средства и точки потребления энергии. На крупных диверсифицированных предпри­ятиях энергохозяйством охватываются: тепло- и энергостанции, компрессорные, насосные станции, внешние энергосети и другие энергоструктуры.

Основными задачами организации энергохозяйства являются:

• бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энер­гии;

• рациональная эксплуатация энергооборудования, его об­служивание и ремонт;

• экономия топливно-энергетических ресурсов.

5.5. Назначение складского хозяйства состоит в хранении необходи­мых запасов материалов, сырья, топлива, полуфабрикатов и гото­вой продукции, обеспечивающих бесперебойную и ритмичную ра­боту предприятия, количественную и качественную сохранность материалов.

Продукция обслуживающих цехов, участков и бригад не отно­сится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри предприятия и вследствие этого не является самостоятель­ным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производ­ства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себе­стоимость основных изделий (услуг) предприятия.

Разделение функций персонала на основные и вспомогательные прежде всего обусловлено размером предприятия. Малые предпри­ятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, ко­торый выполняет незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных цен­ностей и т. п.). Они прибегают к услугам сторонних специализиро­ванных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации. На крупных предприя­тиях, как правило, создаются собственные подразделения, в ко­торых ощущается повседневная потребность. В их обязанности вхо­дят:

• ремонт средств производства;

• обеспечение необходимыми инструментами и приспособлениями;

• обеспечение транспортом;

• обеспечение энергоресурсами;

• обеспечение инструментом и приборами;

• охрана и сохранность наличного имущества;

• санитарно-бытовое обслуживание.

Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участ­ков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятель­ности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий — это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключитель­но внутризаводскими перевозками — это функция обслуживания.

В целом развитие специализированных цехов и предприятий, способных обслуживать внутренние потребности других организа­ций, — тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижа­ются затраты на обслуживание собственного производства и повы­шается его качество. Однако нецелесообразно поручать специали­зированным предприятиям мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. По­этому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогатель­ные хозяйства, оперативно-решающие вопросы обеспечения транс­портом, ремонта, уборки и пр.

 

Литература

1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2004.-280с. - (Высшее образование)

2. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах): Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.К.Скляренко, В.М. Прудникова.- М.:ИНФРА-М, 2004.- 256с. (Серия «Высшее образование)

3. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 601 с. (Высшее образование)

4. Реферат Т. №6 Э.Ф. Шенявская Д.Д., Астадурьян З.В. 2008.

Доцент кафедры экономика – 08.

 

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам и признакам, по которым и ведется их классификация. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, т.е. один и тот же субъект хозяйствования может относиться к различным классификационным группам.

Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам с обственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации под­разделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим от­носятся организации, преследующие извлечение прибыли и качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, произ­водственных кооперативов, государственных и муниципальных уни­тарных предприятий.

Некоммерческие о рганизации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др.

По сфере деятельности различают:

- предприятия, действующие в сфере материального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транс­порта, торговли).

Предприятия, функционирующие в сфере нематериального производства (созда­ют любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохране­ния и др.)).

По отраслевой принадлежности делят­ся:

- предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.),

- сельского хозяйства (животноводческие, овоще­водческие и т.д.),

- транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиа­ционные, речного и морского флота, трубопроводные),

- торговли (оп­товые базы, розничные магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д.

По виду и характеру деятельности различаются:

- предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.),

- перерабатывающие (мяс­ные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.),

- обраба­тывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

По структуре производства (уровню специализации) предприятия делятся на:

- специализированные, т.е. выпускающие ограниченную номенклатуру продукции;

- универсальные (многопрофильные) – изготавливают широкую номенклатуру продукции(металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и др. комбинаты);

- комбинированные (смешанные) – занимают промежуточное место между специализированными и универсальными.

 

По приверженности к инновационной стратегии развития предприятия могут быть квалифицированы как:

- новаторы;

- имитаторы.

К первой категории относятся предприятия, первыми реализующие инновации. Инновация – это конечный продукт инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса.

 

Ко второй категории относятся предприятия, имитирующие эти инновации.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия.

Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры, определяемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.

В соответствии с критерием численности работников выделяют:

малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек);

крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Однако есть и другие градации. Так, по нормам Европейского со­общества, которые распространены (хотя с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считаются те, на ко­торых число занятых составляет более 250 человек; средними — от 50 до 249 человек; малыми - от 10 до 49 человек; сверхмалыми — от 1 до 9 человек.

1 января 2008 г в России вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно названному законодательству:

1) средняя численность работников не должна превышать следую­щего предельного значения:

• от 101-250 чел. включительно - для средних предприятий;

• до 100 чел. включительно — для мелких предприятий;

• среди мелких предприятий выделяются микропредприятия - до 15 чел.;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на
добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­
точная стоимость основных средств и нематериальных активов)
не должна превышать предельных значений, установленных для субъктов малого и среднего предпринимательства.

Этим же законом статус малого не предоставляется предпри­ятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. Другими словами, малыми считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решения­ми других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства непосредст­венно связано с государственной политикой в области развития ма­лого и среднего бизнеса в стране.

Основными целями ее являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в целях формирования конкурентной среды в экономике Россий­ской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и средне­
го предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринима­тельства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг),
результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предприни­мательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозаиятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового
внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего
предпринимательства налогов в налоговых доходах федерально­го бюджета, бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов.

В целях реализации государственной политики л области разви­тия малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативным» правовыми актами предусматриваются следующие меры:

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения
налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по
отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых
предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3. Упрощенный порядок составления субъектами малою и средне­
го предпринимательства статистической отчетности;

4. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства.

В целом уровень развития малого предпринимательства в России по сравнению с промышленно развитыми странами, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в европейских странах – не менее 30. Численность работников малых предприятий составляет около 9 млн. чел., или примерно 12% всего занятого населения.

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины занятого населения. Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. Для сравнения: объем выпуска продукции малых предприятий России составляет менее 7% от всего объема выпуска.

Из сказанного следует, что на сегодняшний день Россия по-прежнему остается страной крупного и среднего бизнеса, потенциальные возможности (преимущества) малого бизнеса для развития экономики России. использованы далеко не полностью.

Преимущества малых предприятий:

- повышенная мобильность, гибкость, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

- ускорение реализации идей, научно-технических новшеств (новых товаров и услуг, технологий);

- возможность включения малых предприятий через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные компании

- возможность создания новых рабочих мест;

- содействие экономическому и социальному развитию малых городов и населенных пунктов;

- возрождение подсобных производств и ремесел;

- высокая приспосабливаемость (адаптация) к местным условиям;

- поддержание и развитие конкурентной среды;

- невысокие расходы по управлению;

- небольшие первоначальные вложения в основной и оборотный капитал и доступность многим гражданам открыть свое дело;

- высокая оборачиваемость капитала и др.

 

Организационная структура – это состав (перечень) отделов, служб и подразделений в ап­парате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управле­ния фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различ­ным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Многообразие функциональных связей и возможных спосо­бов их распределения между подразделениями и работниками оп­ределяет разнообразие возможных видов организационных струк­тур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функци­ональным, дивизиональным и адаптивным.

Рассмотрим наиболее простые и распространенные организационные струк­туры управления – линейную и функци­ональную




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.