Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товаров

Классификация физических свойств товаров

Тема №9 Физические свойства товаров

План:

1.Классификация физических свойств товаров

2.Назначение и краткая характеристика отдельных свойств

 

Как уже указывалось, количественные характеристики товаров выражаются через ряд физических величин, кото­рые определяются как физические свойства. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и про­изводных единицах измерения, устанавливаемых Между­народной системой единиц (СИ).

В процессе товародвижения, при проведении контроля и при реализации товаров количественному измерению подлежат как их единичные экземпляры, так и товарная партия целиком.

 

 

Схема 9.1 Классификация физических свойств

 


эластичность

       
   
 

 


2.Назначение и краткая характеристика отдельных свойств

К ним относятся размерно-массовые, теплофизичес­кие, оптические, структурно-механические, акустические и другие характеристики (свойства) единичных экземпляров и совокупных товарных масс (упаковочных единиц и товар­ных партий).

Размерно-массовые характеристики отдельных това­ров и товарных партий. Эти характеристики представлены массой, длиной, площадью, объемом, плотностью и др.

Масса товаров — количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производных ве­личинах (мг, г, ц, т и др.).

Единичные экземпляры товаров и товарные партий характеризуются абсолютной массой, которая индивидуальна для каждого из них и иногда используется для их идентификации.

Единицы измерения абсолютной массы довольно часто пользуются для указания стоимостной характеристики товара (цена за 1 кг) и указываются на этикетках, вкладышах и ценниках.

Приемка, отпуск и реализация товаров по количеству также осуществляются чаще всего по абсолютной массе.

Абсолютная масса служит одновременно показателем качества, который регламентируется стандартами и ТУ для многих видов потребительских товаров, особенно для пищевых продуктов. Например, масса орехов, кочанных капустных овощей, сыра, колбасных, кондитерских изделий, краски, стирального порошка.

Масса используется и для характеристики таких непродовольственных товаров, как ткани, бумага, обои, строительные материалы.

Иногда масса выражается а опосредованных единицах — количество штук в 1 кг или в 100 г. В этом случае устанавливается средняя масса единичного экземпляра товара. Обычно этот показатель применяется для мелких товаров, для поштучного измерения которых требуются более точные весы и большие затраты на измерения.

Средняя и абсолютная масса единичных экземпляров применяется как классификационный признак для характеристики некоторых товаров. Так, одним из крите­риев деления яиц на категории служит их абсолютная масса: к отборной категории относят диетические яйца массой не менее 60 г, к I — не менее 55 г, ко II —не менее 44 г. Пшеница со средней массой 1000 зерен 35— 45 г считается крупной, 30—40 г — средней, 20—25 г — мелкой.

Для упаковочных единиц и товарных партий применяется абсолютная масса, которая не только характеризует количество измеряемого объекта, но и служит идентифи­цирующим признаком (например, чай индийский в пачках массой 100, 50 и 25 г; масляная краска в банках массой 3; 2,3 и 1 кг). Массу партии в сертификатах соответствия указывают для идентификации принадлежности отобран­ных для испытаний образцов к конкретной партий:

Длина — основная физическая величина, выражаемая в м. Применяется как показатель качества отдельных това­ров (длина огурцов, овощной зелени, бананов и т. п.), а также как основная единица измерений при приемосдаточ­ном контроле по количеству тканей, стройматериалов из древесины, мебели, некоторых резинотехнических изделий, электропроводов, перевязочных материалов и т. п. Изме­рение товарных масс (упаковок, партий) также может про­изводиться по длине, особенно если измерение по массе невозможно или требует больших трудозатрат.

Стоимостная характеристика единицы длины — это цена товаров, которые при отпуске измеряются по длине. При этом в практике торговли часто применяется такая единица измерения величины, как погонный метр — условная единица длины, не зависящая от ширины изделия.

Следует отметить, что ширина и высота - это тоже длина, но отличающаяся от доминирующей длины пространственным расположением. Для многих товаров (и упаковок) чрезвычайно важна количественная характеристика не только по длине, но и до ширине, высоте. Например, габариты мебели» бытовой техники, транспортных средств. При этом размеры по длине, ширине и высоте могут выражаться через основную единицу измерения (м) или — дольных (дм, см, мм) и кратных (км). Выбор единиц измерения определяется размерами товаровили товарных партий.

Многие товары с круглым или овальным сечением измеряют по диаметру, например для большинства видов свежих плодов и овощей в стандарте установлен размер по наибольшему поперечному диаметру, диаметром характеризуются посуда, тара с круглым дном. Производными величинами длины являются площадь и объем.

Площадь — производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длины и ширины). Эта величина чаще всего применяется для характеристики оборудования (занимаемая площадь), тары (площадь дна) складских помещений (полезная площадь). Для товарных партий пользуются производным показателем — коэффициентом загрузки, который рассчитывается как масса товаров, размещаемая на 1 м2.

Объем — производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длины, ширины и высоты). Это самая распространенная физическая величина, применяемая для характеристики жидких товаров (упаковочных единиц или товарных партий). Одновременно она служит мерой при отпуске товара потребителю, идентифицирующим признаком единичных экземпляров товаров совокупных упаковочных единиц (например, молоко в тетрапаках вместимостью 1; 0,5; 0,25 л; духи во флаконах вместимостью 16, 50, 100 мл). Для ряда непродовольственных товаров объем является важным показателем качества. Например, объем холодильной камеры холодильников, объем цилиндров двигателей автомашин.

Теплофизические свойства товаров. К общим теплофизическим свойствам относятся температура, теплоемкость и теплопроводность. Единичные экземпляры товаров и их товарная масса характеризуются неоднородной структурой, что обусловлено химическими свойствами и составом, строением, а также наличием аэропространства между ­отдельными товарами и/или упаковками в товарной. Это обусловливает общность и различия показателей, характеризующих теплофизические свойства.

Температура — основная физическая величина, которая характеризует термодинамическое состояние как единичных экземпляров товаров, так и их совокупностей — товарных партий. Температура товара и товарной партии зависит от температуры окружающей среды. При перемещении товаров из одной среды в другую возникают перепады температу­ры, что может вызвать выпадение конденсата на таре и товарах, а также их увлажнение. Вследствие этого могут увеличиться масса товаров, произойти нежелательные качественные изменения (микробиологическая порча, коррозия металлов и т. п.).

Температура товаров и товарных партий существенно влияет на их сохраняемость. При высокой температуре увеличивается интенсивность биохимических, микробиоло­гических и некоторых физических процессов (например, усушка), вследствие чего возрастают потери, ухудшается сохраняемость товаров, сокращаются сроки хранения. Низ­кие температуры, снижая интенсивность многих процес­сов, также могут вызывать негативные явления (замерзание, застуживание). Поэтому оптимальная температура товаров индивидуальна для каждой товарной группы или даже вида. Например, температура молока должна быть не выше 8° С, но не ниже 0° С.

Особенно важен этот показатель для скоропортящихся пищевых продуктов. Для некоторых из них даже регламен­тируется в стандарте температура самого товара (напри­мер, для молока). В большинстве случаев устанавливается температура не товара, а температурный режим хране­ния, что не всегда одно и то же.

Теоретически температура товара, товарной партии и окружающей среды (температурный режим хранения) должна совпадать, однако практически этого не всегда удается достигнуть, что обусловлено разной теплоемкостью и теплопроводностью единичных товаров, товар­ных партий и воздушной окружающей среды, влияющих на скорость выравнивания температуры всех указанных объектов.

Теплоёмкость количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенном интервале температур.

Показателем теплоемкости служит удельная теплоемкость, которая определяется количеством тепла, необходимым для повышения температуры 1 кг продукта на 1°С. Выражается показатель в Дж/°С или Дж/(кг*К), где К — градус Кельвина. Теплоемкость товаров зависит от их химического состава и температуры, а товарных партий — еще и от аэропространства внутри товарной партии. С увеличением влажности и температуры теплоемкость, как правило, увеличивается.

Теплопроводность — количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади вфиксированное время при разности температур на противоположных поверхностях в один градус.

Показателем этого свойства является удельная теплопроводность, или коэффициент теплопроводности, который характеризуется количеством тепла, проходящего через массу продукта.

Поэтому чем больше в товарной партии аэропространство и ниже влажность товаров, тем меньше теплопроводность. Следовательно, сухие товары с высокой скважистостью медленнее охлаждаются. Поэтому заданные режимы с по­ниженной температурой для сухих товаров устанавливается дольше, чем t для влажных или для товаров, не имеющих аэропространства, но обладающих непрерывной вод­ной фазой. Так, маргарин, расфасованный в коробки моно­литом, охлаждается быстрее, чем маргарин в пачках, или сливочное масло в коробках.

Чрезвычайно важно учитывать теплопроводность пищевых продуктов, которые хранятся при пониженной температуре (мясо, рыба, плоды и овощи, молочные товары), а также товаров, выделяющих физиологическое тепло (мука, свежие плоды и овощи). В случае отсутствия единой холодильной цепи в процессе товародвижения теплопроводность необходимо принимать во внимание при определении предельного времени, нахождения товара на определенном этапе движения, а также времени достижения установленных режимов хранения. В противном случае могут произойти нежелательные изменения товара и в конечном счете — его порча.

Структурно-механические свойства — особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях. Эти свойства называют также реологическими. Они характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным внешним силам или изменяться под их воздействием. К ним относятся прочность, твердость, упругость, эластичность, пластичность, вязкость.

Прочность — способность твердого тела сопротивляться разрушению при приложении к нему внешней силы при растяжении и сжатии.

Это одно из важнейших структурно-механических свойств, прочность материала зависит от его структуры и пористос­ти. Материалы, имеющие линейное расположение частиц и меньшую пористость, более прочные. Чем прочнее изделие, тем меньше оно разрушается или деформируется. Прочность имеет важное значение для количественной характеристики таких продовольственных товаров, как макароны, сахар-рафинад, печенье, а также непродовольственных товаров— стройматериалы, посуда и т. п. Если пищевые продукты недостаточно прочные, увеличивается количество лома, крошки, а у непродовольственных това­ров — боя (посуда), разрывов (ткани, одежда и обувь), деформаций (деревянные стройматериалы).

Твердость — местная краевая прочность тела, которая характеризуется сопротивлением проникновению в него другого тела.

Твердость товаров зависит от их природы, формы, структуры, размеров и расположения атомов, а также сил межмолекулярного сцепления.

Твердость определяют при оценке степени зрелости свежих плодов и овощей, так как при созревании их ткани размягчаются. Уменьшение твердости косвенно влияет на сохраняемость плодов и овощей, особенно их устойчивость к микробиологическим заболеваниям.

По твердости сухарных и бараночных изделий судят о процессах черствения, в ходе которых происходят структурные изменения, вызывающие увеличение твердости.

Показатели твердости применяют при оценке качества металлических, фарфоровые фаянсовых, каменных и деревянных изделий, определяя их функциональные (для инструментов) и/или санитарно-гигиенические свойства (посуда).

Деформация — способность объекта изменять размеры форму и структуру под влиянием внешних воздейст­вий, вызывающих смещение отдельных частиц по отноше­нию друг к другу.

Деформация товаров зависит от величины и вида на­грузки, структуры и физико-химических свойств объекта.

Например, деформация хранящихся яблок, проявляющаяся в виде ушибов без потемнения, незначительна в силу статических нагрузок. При перевозке яблок возникают динамические нагрузки, которые вызывают появление значительных ушибов с потемнением, особенно если яблоки созрели и имеют небольшую твердость.

Деформации могут быть обратимыми и необратимыми. При обратимой деформации первоначальные размеры, форма и структура тела восстанавливаются полностью после снятия нагрузки, а при необратимой не восстанавливаются. Способность к обратимым деформациям характеризуется упругостью и эластичностью, разница между которыми заключается во времени, в течение которого восстанавливаются исходные параметры.

Упругость — способность объекта мгновенно восстанавливать форму или объем. Этим свойством характеризуются такие товары, как, например, резиновые надувные изделия (шины, игрушки и т. п.).

Модуль упругости — расчетное напряжение, при котором упругое абсолютное удлинение тела становится равным первоначальной длине.

Модуль упругости характеризует жесткость материа­ла. С увеличением жесткости уменьшается деформация тела по одной и той же длине.

Эластичность — способность объекта постепенно восстанавливать форму или объем. Это свойство используется при оценке качества хлеба (состояние мяки­ша), мяса и рыбы, клейковины теста. Так, эластичность мя­киша хлеба, мяса и рыбы служит показателем их свежести, так как при черствении мякиш утрачивает эластичность; при перезревании мяса и рыбы или их порче мышечная ткань сильно размягчается и также утрачивает эластичность.

Эластичность кожи, тканей имеет важное значение при эксплуатации изделий из них. Чем выше эластичность, тем больше срок носки одежды и обуви, меньше сминаемость.

Пластичность — способность объекта к необратимым деформациям, вследствие чего изменяется первоначальная форма, а после прекращения внешнего воздействия сохраняется новая форма. Типичным примером пластичных материалов служат воск и глина.

Пластичность сырья и полуфабрикатов используется при формовании готовых изделий. Так, благодаря пластич­ности пшеничного теста можно придавать определенную форму хлебобулочным, мучным кондитерским, бараночным и макаронным изделиям. Пластичностью обладают горячие карамельные, конфетные, шоколадные и мармеладные массы. После выпечки и остывания готовые изделие утрачивают пластичность, приобретая новые свойства (эластичность,, твердость и т. п.).

Вязкость (внутреннее трение) — свойство тел, обусловливающее сопротивление относительному перемещению под действи­ем внешних сил. Для твердых тел вязкость рассматрива­ется как сопротивление развитию остаточных дефор­маций.

Применяется для оценки качества товаров с жидкой и вязкой консистен­цией (сиропов, экстрактов, меда, растительных масел, оли­фы, лакокрасочных материалов и т. п.).

Вязкость зависит от химического состава (содержания воды, сухих веществ, жира) и температуры товара. При повышении содержания воды и жира, а также температуры снижается вязкость сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, что облегчает их приготовление. Так, при формо­вании корпусов конфет из помадных масс или пралине боль­шое значение имеет их вязкость.

Вязкость косвенно свидетельствует о качестве жидких и вязких товаров, влияет на потери при их перемещении из одного вида тары в другой. Чем выше вязкость, тем больше частиц продукта остается на стенках тары и обо­рудования, а следовательно, выше потери.

Оптические свойства — свойства, обусловленные способностью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К основным оптическим свойствам относятся цвет, прозрачность, преломляемость света, блеск, зависящие от отражательной, поглотительной или пропускающей способ­ности объектов.

Цвет — способность отражать, поглощать и пропускать световые лучи. Это один из важнейших показателей качества, который может быть охарактеризован количественно. Каждой длине волны (НМ) соответствует определен­ней цвет: красный — 760—620; зеленый — 530—500; оранжевый — 620—590; голубой — 500—470; желтый —590— 160; синий — 470—430; желто-зеленый — 560—530, фиолетовый — 430—380. Указанные цвета называются основными. Их сочетания и переходные оттенки составляют все многообразие окраске товаров. Их названия иногда указывают на сочетания основных цветов (красно-оранжевый, зелено-голубой) или имеют самостоятельные названия (пурпурный — красно-фиолетовый, вишневый — темно-красный с фиолетовым оттенком и т. п.).

Цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон зависит от спектрального состава света попадающего на сетчатку глаза, чувствительные элементы которой воспринимают три основных цветовых тона: красный, синий, желтый. Остальные цвета являются пере­ходными: оранжевый — переходный между красным и желтым, желто-зеленый — между желтым и зеленым, фиолетовый — между синим и красным.

Яркость характеризуется количеством световой энергии, которую товар излучает, а светлота — количеством световой энергии, которое товар отражает. Например, товары, имеющие розовый, бледно-желтый, бледно-голубой цвета, отражают меньше световой энергии, чем интенсивно красный, желтый или голубой цвет.

Насыщенность цвета — способность объекта избирательно пропускать или отражать свет в разной степени. Чем выше степень избирательного отражения света, тем яснее выражен цветовой тон. Например, наибольшей степенью отражения характеризуется идеально белый цвет. С уменьшением степени отражения появляются многочис­ленные оттенки белого (более 30), а затем и серого цвета. Чем ближе отражательная способность к наименьшему пределу, тем темнее цвет товара. Идеально черный цвет имеют товары с наименьшей отражательной способностью.

При определении товарных сортов пшеничной муки, отличающихся разной степенью насыщенности белого цвета, также применяют специальные эталоны, цвет которых наиболее достоверно отражает сорт муки.

Насыщенность цвета некоторых напитков определяют косвенным путем по аналогичной окраске растворов веществ. Например, цвет пива выражают в мг 0,01N раствора йода, пошедших на титрование чистой воды, путем срав­нения насыщенности цвета обоих растворов.

Прозрачность обусловлена пропускающей способностью товара. Наибольшей пропускающей способностью обладают истинные растворы. Жидкие прозрачные напитки, парфюмерные товары, изделия из стекла отличаются высокой пропускающей способностью. Взвешенные (дисперсные) частицы в напитках или изделиях вызывают опалесценцию из-за отражения части световых лучей, вследствие чего появляется помутнение. При большом количестве взвешенных частиц объект становится непрозрачным. Например, осветленные и неосветленные соки отличаются разной степенью прозрачности, а соки с мякотью непрозрачные, что обусловлено разным содержанием дисперсных частиц.

Прозрачность товаров определяют визуально или по количеству и размеру дисперсных частиц.

Восприятие цвета и его характеристик зависит от длины светового луча, величины световой энергии, характера поверхности, фона, освещенности окружающей среды.

Так, объект красного цвета, освещенный зелеными лучами, кажется черным. При электрическом освещении, когда желтые лучи преобладают над синими и голубыми, желтые цвета становятся более насыщенными, красные приобретают оранжевый оттенок, а синие темнеют. Люминесцентные лампы дают аналогичное восприятие цвета с дневным светом.

Преломляемость — способность объекта преломлять световые лучи, зависящая от содержания растворимых веществ, различных включений, состояния поверхности и других факторов.

Преломляемость используют для определения концент­рации растворимых веществ. Чем больше содержание растворимых веществ, тем больше коэффициент преломления. На этом свойстве основан рефрактометрический метод, которым определяют массовую долю растворимых сухих веществ в соках, пюре, пастах, напитках.

Акустические свойства — способность товаров издавать (излучать), поглощать и проводить звук. К ним относятся звук, звукопроводность и звукоизоляция.

Звук – воспринимается ухом человека и на слуховую перепонку воздействуют колебания, создаваемые в упругой среде акустического поля.

Основными характеристиками акустического поля являются: частота упругих колебаний, спектр и скорость звука.

Звукопроводность – способность проводить звуковые колебания. На эту способность влияют материал, состав, структура и температура изделия.

Звукоизоляция - характеризуется низкой звукопроводностью или высокой способностью отражать звуковые колебания. Благодаря этому такие товары как вата, войлок, асбест их используют как звукоизоляторы. Хорошими звукоотражающими свойствами обладают металлы и стекло.

Косвенная оценка некоторых показателей качества отдельных пищевых продуктов основана на их способности издавать и пропускать звуки. Например, звонкий звук при встряхивании или постукивании замороженных продуктов (пельмени, плоды, овощи, мясо и рыба) свидетельствует об их твердой консистенции и хорошей заморозке. Глухой звук при постукивании арбуза считается показателем незре­лости, а звонкий — достаточной степени зрелости, хотя эти признаки не всегда достоверны.


Раздел 3. Обеспечение качества и количества

Тема №10 Технологический цикл товародвижения

Тема №11 Формирование и сохранение качества и количества

Тема №12 Товарные потери


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Размерные характеристики, назначение | Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.