Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизический инфантилизм

ЗПР с цереброастеническим синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с негрубыми нару­шениями течения беременности и родов, истощающими соматическими заболеваниями и черепно-мозговыми трав­мами впервые годы жизни ребенка.

Наряду с причинами биологического характера, час­то отмечаются и социальные причины: неблагоп­риятные внутрисемейные отношения, педагогическая за­пущенность.

При неврологическом обследовании у детей часто обнару­живают симптомы д и с ф у н к ц и и вегетативной не­рвной системы, в ряде случаев — рассеянную микро­симптоматику очагового характера.

Электроэнцефалографические исследования часто выяв­ляют диффузные изменения биоэлектрической активнос­ти; дисфункцию срединных структур головного мозга и негрубые локальные изменения коры головного мозга.

Цереброастенический синдром проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, неспособности к длительному психическому напряжению.

У детей с этой формой ЗПР отмечается сужение объема зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховой и зрительной памяти.

Нарушения памяти проявляются и в процессах «рядообразования». У детей наблюдаются трудности запоминания последовательности движений, воспроизведения серии гра­фических изображений, ритмических рисунков. Эти дети затрудняются в запоминании времен года, дней недели, ме­сяцев, стихотворений.

Нарушения познавательной деятельности про­являются и в особенностях восприятия, мышления.

В дошкольном возрасте у детей отмечается отставание в развитии устной речи. С первых этапов школьного обу­чения обнаруживаются трудности в овладении чтением, письмом, счетом (дислексии, дисграфии, дискалькулии).

В учебной деятельности особенно резко проявляются чер­ты цереброастенического синдрома. У детей отмечается бы­страя утомляемость и отвлекаемость. Вследствие быстрой утомляемости дети становятся пассивными, вялыми, рас­сеянными либо раздражительными, капризными.

Эта форма ЗПР проявляется в трех вариантах.

1) Гармонический психофизический инфантилизм.

Этиология этого варианта психофизического инфанти­лизма связана с наследственными факторами и истоща­ющими заболеваниями в раннем периоде.

В дошкольном возрасте, как правило, отставание в пси­хическом развитии этих детей не замечается окружающи­ми, так как проявляется в легкой форме. Эти дети общи­тельны, эмоциональны, доброжелательны и приветливы. У них не возникает проблем в отношениях со взрослыми и детьми.

У детей с этой формой ЗПР обнаруживается отставание как физического, так и психического развития на 2-3 года. Особенности телосложения, пропорций тела, моторики ха­рактерны для детей более младшего возраста. Эмоциональ­но-волевая сфера характеризуется незрелостью.



В школьном возрасте у этих детей продолжают домини­ровать игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность.

Вместе с этим, у детей с психофизическим инфантилиз­мом не обнаруживается существенных нарушений познава­тельной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, па­мяти). Прогноз психического развития благоприятный.

2) Дисгармонический психический инфантилизм.

Причинами этой формы инфантилизма являются негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития.

В ряде случаев у этих детей наблюдается отставание фи­зического развития, черты эмоциональной незрелости. Характерными для этих детей являются черты цереброастенического синдрома. Это проявляется в том, что дети ока­зываются неспособными к длительному интеллектуальному напряжению. На фоне переутомления у них обнаруживается невозможность концентрации внимания, повышенная переключаемость внимания, патологическая инертность. У этих детей обнаруживается ограниченный объем кратковремен­ной памяти, невозможность длительно удерживать инфор­мацию различной модальности. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают за­медленно и вызывают определенные затруднения.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Обращают на себя вни­мание и особенности поведения этих детей: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих слу­чаях у детей наблюдается эгоистичность, отсутствие само­критичности. По причине указанных особенностей личнос­ти эти дети не имеют друзей.

Прогноз психического развития этих детей менее благо­приятный, чем при гармоническом психофизическом ин­фантилизме.

3) Психофизический инфантилизм при эндокрин­ной недостаточности.

Темп психического развития этих детей отстает от нормы. Телосложение характеризуется диспластичностью. В мотор­ной сфере выявляется неловкость, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательно­сти движений.

У этих детей отмечается повышенная внушаемость, пас­сивность, робость, застенчивость, наивность в суждениях. Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонерство, хва­стливость.

Психическая деятельность этих детей характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным тем­пом, быстрой истощаемостью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Психофизический инфантилизм

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.231.176
Генерация страницы за: 0.083 сек.