Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗПР с психопатопадобными синдромами

ЗПР с невропатоподобным синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с легкой органической недостаточностью мозга, которая возникает в результате воздействия патологических факторов на раннем этапе онтогенеза.

Электроэнцефалографическое исследование выявляет у этих детей негрубые изменения биоэлектрической активности го­ловного мозга. При неврологическом исследовании выявляют­ся признаки дисфункции вегетативной нервной системы.

В клинической картине отмечается задержка развития ряда психических функций на фоне симптомов, сходных с невропатией («врожденной нервностью»).

Раннее психомоторное развитие этих детей проходят в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей их поведения: крикливость, излишняя возбудимость, под­вижность, склонность к капризам. У многих детей наблю­даются соматовегетативные нарушения: срыгивание, рвота, нарушение чередования сна и бодрствования, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризует­ся неустойчивостью эмоций, повышенной истощаемостью, впечатлительностью, обидчивостью, плаксивостью, склон­ностью к невротическим реакциям.

Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истощаемость произвольного внимания приводят к трудностям ус­воения знаний, к конфликтам с учителями, которые могут провоцировать аффектные реакции в виде крика, плача. Школьная неуспеваемость усиливает невротические реак­ции детей, вызывает страхи, нежелание посещать школу.

Познавательная деятельность характеризуется недораз­витием ряда психических функций. Особенности психичес­кого развития приводят в школьном возрасте к возникно­вению дисграфии и дискалькулии.

Прогноз психического развития этих детей благоприя­тен при условии своевременной и целенаправленной психо­лого-педагогической помощи.

При раннем поражении структур головного мозга на­рушения психического развития могут комбинироваться и с искаженным формированием личности. Наиболее ха­рактерными вариантами этой формы ЗПР являются следу­ющие:

1) ЗПР с синдромом гиперактивности

Особенности поведения и эмоционально-волевой сфе­ры этих детей проявляются в гиперактивности. При этом движения и действия этих детей непоследовательны, ха­отичны.

В конфликтных ситуациях эти дети проявляют агрес­сивность, но без жестокости, однако быстро успокаиваются. В поведении этих детей наблюдается также упрямство, аффективная напряженность.

Особенности познавательной деятельности проявляются, прежде всего, в нарушении концентрации внимания при осуществлении интеллектуальных операций, в быстрой отвлекаемости внимания при относительной сохранности про­цессов памяти и мыслительных операций.

Школьная неуспеваемость этих детей обусловлена таки­ми особенностями мыслительной деятельности, как недо­статочная системность, упорядоченность, отсутствие четкой направленности и планомерности при решении интеллек­туальных задач и при усвоении школьных знаний. Неуда­чи ребенка в школе вызывают негативное отношение к шко­ле, к обучению, школьную фобию.

В дальнейшем, после прохождения подросткового пери­ода, происходит либо постепенное сглаживание симптома­тики, улучшение поведения и отношения к школе, либо усложнение деформации личности.

2) ЗПР с синдромом гипоактивности

С раннего возраста у таких детей отмечается замедлен­ный темп моторного и психического развития.

Движения и действия этих детей замедленны. Они не сразу включаются в различные виды деятельности, нерешительны при выборе и прогнозе предстоящих действий, не сразу реагируют на поведение других детей в процес­се игры.

У этих детей отмечается замедленность восприятия и по­нимания речи. Формирование других психических функ­ций также характеризуется более замедленным темпом.

Многие психические процессы характеризуются пассив­ностью, инертностью. Исследования мышления обнаружи­вают у этих детей шаблонность, стереотипность, отсутствие творческой активности, гибкости, оригинальности.

3) ЗПР с аутистическим синдромом

Нарушения психомоторного развития наблюдаются у этих детей с раннего возраста. Развитие моторики часто отстает от нормы. У детей отмечается неловкость движений, нали­чие двигательных стереотипов.

В речи этих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, просодических компонентов речи, обилие речевых штампов.

С раннего возраста проявляется аутичность. Эти дети ве­дут себя так, как будто они одни, не стремятся к общению и игре с другими детьми, иногда предпочитают избира­тельно контактировать с некоторыми взрослыми людьми.

Круг их интересов избирателен и ограничен. Чрезвычай­но трудно вовлечь этих детей в деятельность, которая им не нравится.

Учебная деятельность их не интересует и вызывает боль­шие трудности.

При этой форме ЗПР отмечается диспропорция в разви­тии различных видов мышления. При относительной со­хранности вербального мышления имеет место задержка в развитии невербального интеллекта (наглядно-образного, в частности, конструктивного мышления).

Школьная неуспеваемость этих детей осложняется не­достаточной сосредоточенностью и целенаправленностью.

В связи с имеющимися особенностями психической дея­тельности, у детей обнаруживаются нарушения чтения, письма и счета.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психофизический инфантилизм | ЗПР при тяжелых дефектах слуха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.