Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Розглянемо як приклад такий текст

РОЛИ И ЯРЛЫКИ

В жизни мы играем множество ролей и подаем людям различные образы самих себя, в зависимости от того, с кем общаемся. Лев — тиран на работе — часто играет роль тихой мышки дома с женой.

Подавая себя другим людям, вы «наклеиваете» на себя ярлыки с названием этих ролей. Иногда эти ярлыки ог раничивают вашу приспособляемость. Женщине, которая всегда говорит детским голосом с придыханиями, будет очень трудно влиять на других людей, если на работе она занимает руководящее положение. Мужчине, облаченному в «униформу», состоящую из строгого костюма и по­лосатой рубашки, едва ли удастся убедить своего сына-подростка, у которого возникли проблемы, что он сможет его понять.

Роли, которые мы берем на себя, чаще всего связаны с ответственностью. Некоторые люди постоянно берут на себя больше, чем смогут одолеть, для того чтобы ублажить других людей. Другие любят играть роль лидера, потому что это укрепляет их независимость и индивидуальность. И наоборот, не желая проявлять свою независимость, вы можете избегать ответственности. Не исключено, что вы не хотите утверждать свою авторитарность, потому что не хотите выделяться и обижать тем самым других людей. Люди избегают ответственности также и потому, что не хотят быть как все, а хотят показать себя независимым, свободомыслящим, вольнолюбивым индивидуумом.

Ваш общий имидж является отражением этих ролей и того, насколько удачно вы с ними справляетесь. Некоторые из этих ролей навязаны вам с рождения: ваша раса, пол, возраст, физические характеристики, ваше место в семье. Другие роли вы создавали сами в процессе общественного и профессионального развития. У вас могут быть определенные роли, имеющие явные обозначения: на­пример, название выполняемой вами работы — директор, учитель, писатель. Ваши увлечения дополняют эти обозначения: например, футболист, любитель читать, любитель смотреть телевизор и т.д. Если вы живете с другими людьми, то вы играете определенную роль в этой структуре, например роль матери, иждивенца, кормильца, любовника, мужа.

Все эти роли мы должны наделять определенными характеристиками. Руководитель должен уметь управлять людьми, считаться с их мнением, вдохновлять тех, кто работает под его началом. У футболиста должно быть сильно развито чувство локтя, он должен обладать духом соперничества и быть физически сильным.

Мы «приклеиваем» к себе ярлыки и изнутри. В главе о критике я описывала общераспространенную тенденцию — тенденцию к самокритике. Наши внутренние голоса повторяют те установки, кото рые дали нам другие люди, большинство из них навязаны нам на­шими родителями. Этими установками могут быть или утверждения, например «ты ленивый» или «ты очень привлекательная», или команды «никогда не говори с незнакомыми людьми», или «жизнь — это трудная борьба». Так как мы постоянно слышим эти установки, особенно в годы формирования личности, они прочно «приклеиваются» к нам. Некоторые из них напрямую отражаются в том образе, который мы подаем окружающим. Едва ли стоит говорить о том, что тот, кому постоянно говорили «ты слишком толстый, тебе надо худеть», обычно всем своим видом, своим «языком тела» пытается стушеваться и как бы извиняется за свою фигуру. Тому, кому постоянно твердили «замолчи, ты мне действуешь на нервы», будет трудно общаться с незнакомыми людьми, он всегда будет испытывать чув­ство неловкости.

 

План тексту:

План для составления аннотации (назывные предложения) План для составления реферата (двусоставные предложения)
1. Различные роли, которые человек играет в жизни. 1. Люди в жизни играют множество различных ролей.
2. Ограничения, которые накладывают ярлыки этих ролей на поступки человека. 2. Ярлыки ролей накладывают определенные ограничения на поступки человека.
3. Чувство ответственности или безответственности, которое возникает в связи с выполнением этих ролей. 3. Роли иногда налагают на человека ответственность, а иногда, наоборот, избавляют его от ответственности.
4. Необходимость соответствия качеств человека той роли, которую он играет. 4. Качества человека должны соответствовать той роли, которую он играет.
5. Общий имидж человека как отражение ролей, которые он играет с рождения и которые появились в процессе жизни. 5. Общий имидж человека является отражением тех ролей, которые он играет с рождения и которые появились в процессе жизни.
6. Отражение в имидже человека тех установок, которые навязывают ему другие люди. 6. Те установки, которые навязывают человеку другие люди, являются «внутренними» ярлыками, что отражается на его имидже.

 

 

Зразок анотації до тексту:

Статья посвящена анализу различных ролей, которые играет один и тот же человек в своей жизни. В ней говорится об ограничениях, которые накладывают ярлыки этих ролей на поступки человека; чувстве ответственности или безответственности, возникающем в связи с выполнением этих ролей; необходимости соответствия качеств человека взятой им на себя роли; общем имидже человека как отражении ролей, которые он играет с рождения, которые появились в процессе жизни, которые навязаны ему окружающими.

Статья предназначена для людей, стремящихся создать собственный определенный имидж или улучшить его, и представляет интерес для широкого круга читателей.

 

Зразок реферату до тексту:

Статья из книги «Ваш абсолютный имидж» американского психолога Филиппы Дейвис посвящена анализу различных ролей, которые играет один и тот же человек в своей жизни. Автор считает, что ярлыки этих ролей накладывают определенные ограничения на деятельность человека. Например, женщине, которая всегда говорит детским голосом с придыханиями, будет очень трудно влиять на других людей, если на работе она занимает руководящее положение. По мнению Ф. Дейвис, роли иногда налагают на человека ответственность, а иногда, наоборот, освобождают его от ответственности. Некоторые люди в угоду другим постоянно берут на себя больше, чем смогут выполнить. И наоборот, человек может избежать ответственности, приняв на себя подчиненную роль, не желая проявлять свою независимость. Кроме того, отмечается, что качества человека должны соответствовать той роли, которую он играет. Руководитель должен уметь управлять людьми, считаться с их мнением, вдохновлять тех, кто работает под его началом, и т.п.

Как утверждает автор, общий имидж человека является отражением тех ролей, которые он играет с рождения и которые появились в процессе жизни. С рождения человеку «навязаны» раса, пол, возраст, физические характеристики, место в семье. Другие роли приобретаются в процессе общественного и профессионального развития: директор, учитель, писатель и т.д. Эти роли дополняются также и увлечениями: футболист, любитель читать, любитель смотреть телевизор и т.д. Кроме того, как считает Ф. Дейвис, те установки, которые навязывают человеку другие люди, являются «внутренними ярлыками», и это отражается на его имидже. Например, большинство из таких установок навязывается человеку его родителями, часто повторяющими «ты ленивый» или «ты очень привлекательная». В годы формирования личности они прочно «приклеиваются» к человеку. Тот, кому постоянно твердили «замолчи, ты мне действуешь на нервы», будет испытывать трудности при общении с незнакомыми людьми.

Статья предназначена для людей, которые стремятся создать собственный определенный имидж или улучшить его, и представляет интерес для широкого круга читателей.

 

Методика реферування одного джерела (реферат-конспект / реферат-резюме):

1. Визначити мету реферування (реферат-конспект чи реферат-резюме), з’ясувати функції та обсяг реферату відповідно до його мети і жанру реферованого джерела.

2. Здійснити бібліографічний опис джерела.

3. Опрацювати джерело, застосовуючи такі види читання, як оглядове, пошукове та суцільне. Відібрати інформацію для реферату – відбирають основну (ключову) інформацію джерела, малоінформативні смислові частини вилучають, подібну та близьку інформацію об’єднують та узагальнюють.

4. Визначити композицію реферату. Скласти план реферату як перелік основних тем і проблем джерела.

5. Розподілити опрацьовану та відібрану для основної частини реферату інформацію, усвідомивши:

- мету і зміст реферованого джерела;

- методи дослідження;

- конкретні результати (теоретичні, експериментальні, описові, нові та перевірені факти тощо);

- висновки і позицію автора в розв’язанні проблем, прийняті або спростовані ним гіпотези;

- сферу застосування, шляхи практичного впровадження результатів роботи.

6. Здійснити «згортання» змісту та мовну компресію відібраної для реферату інформації. У ході реферування, як і під час конспектування, вилучають необхідну інформацію, переформульовуюють її, а також наводять аргументи. Ступінь узагальнення та «згортання» інформації у рефераті-резюме вдвічі-втричі більший, ніж у рефераті-конспекті.

7. Скомпонувати відібрану інформацію та, використовуючи різні лексичні засоби організації зв’язного тексту і пам’ятаючи про мету реферування, підготувати письмово реферат. Лексичні засоби зв’язку спільні для всіх видів рефератів.

8. Перевірити реферат за:

- змістом (чи всю основну та нову інформацію джерел висвітлено);

- структурно-логічними зв’язками (чи немає повторів, непослідовності);

- мовним оформленням (чи немає помилок).

У разі потреби відредагувати текст реферату.

Методика реферування кількох джерел (реферат-огляд):

1. Визначити мету реферування кількох джерел.

2. Сформулювати тему оглядового реферату.

3. Здійснити бібліографічний опис джерел.

4. Опрацювати джерела, застосовуючи оглядове читання. Визначити з-поміж джерел базове за змістом, тобто те, у якому тему розкрито найглибше та найповніше.

5. Опрацювати базове джерело реферативним читанням, спочатку ознайомчо-пошуковим, а потім суцільним. Відібрати матеріал для реферату.

6. Скласти план базового джерела.

7. Опрацювати інші джерела (по черзі) і знайти в кожному нову (стосовно до базового джерела) інформацію за темою оглядового реферату. Відібрати матеріал для реферату. Щоб уникнути повторного конспектування, доцільно робити записи на окремих аркушах, обов’язково зазначаючи вгорі питання за загальним планом. Цитати треба супроводжувати вказівкою на автора й вихідні дані джерела (назва, рік, сторінка).

8. Деталізувати план базового джерела пунктами й підпунктами, отримавши загальний план кількох джерел за визначеною темою, тобто план реферату-огляду.

9. Порівняти позиції авторів (спільне, подібне, відмінне), застосовані ними методи дослідження, одержані результати, висновки.

10. Систематизувати відібраний матеріал відповідно до загального плану реферату та його структурної схеми.

11. Написати реферат, використовуючи різні види мовних трансформацій (перефразування, узагальнення, абстрагування тощо) та лексичні засоби організації зв’язного тексту.

12. Перевірити реферат за:

- змістом (чи всю основну та нову інформацію джерел висвітлено);

- структурно-логічними зв’язками (чи немає повторів, непослідовності);

- мовним оформленням (чи немає помилок).

У разі потреби відредагувати текст реферату.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Відповідність мовним нормам | ІІ. Рецензія та відгук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.