Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы государственного и муниципального кредитования




 

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются креди­торами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и представлены Российской Фе­дерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международ­ным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнитель­ной власти заключает кредитный договор, в соответствии с ко­торым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

- срок предоставления или получения кредита;

- обязанности сторон;

- условия обеспечения возврата ссуды;

- размер процентной ставки за пользование ссудой и другие условия.

Функции государственного и муниципального кредитов.

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредитов – перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Их источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части
которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональным и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами.

2. Государственный и муниципальный кредиты выполняет регулирующую функцию. В условиях ограниченности
бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кредитование создает мультипликатив­ный эффект. У государства появляется дополнительная воз­можность для стимулирования развития определенных отраслей и предприятий путем выделения целевых бюджетных средств. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Важными функциями государственного и муниципального кредитования являются учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяе­мого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

- контроль за движением денежных потоков, осуществляемый через органы Федерального Казначейства или уполномоченные банки;

- контроль за соблюдением условий кредитного договора;

- контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

- контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

Цели государственного и муниципального кредитов:

- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

- проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

- поддержание муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Государственный и муниципальный кредиты напрямую связаны с такими финансовыми категориями, как государственный и муниципальный долг.

8.10. Государственный долг: понятие и значение

 

Государственный долг – это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов, договоров и соглашений о предос­тавлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых дет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательст­вам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

В зависимости от района размещения и валюты займа государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от срока погашения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 го­да), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

В РФ состав, принципы управления, контроль за состоя­нием и порядком обслуживания государственного долга опре­деляются Бюджетным кодексом РФ и другими правовыми ак­тами.

В состав государственного долга России включаются:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государ­ствами и международными финансовыми организациями в пользу перечисленных кредиторов;

- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключен­ные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации дол­говых обязательств России прошлых лет.

В России в составе государственного долга наряду с феде­ральным долгом выделяют долги субъектов РФ, представленные совокупностью их долговых обязательств. Последние существуют в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

- договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств тре­тьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых им законов;

- соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обяза­тельств субъекта РФ прошлых лет.

Сроки погашения долговых обязательств субъектами РФ не могут превышать 30 лет.

Все расходы по обслуживанию долговых обязательств Рос­сии и субъектов РФ, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в федеральном и региональных бюдже­тах как расходы на обслуживание государственного долга. В эти расходы, закладывается и резерв по исполнению обяза­тельств по государственным гарантиям при наступлении га­рантийного случая. Погашение долга РФ учитывается в феде­ральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обяза­тельств из суммы поступлений источников финансирова­ния дефицита федерального бюджета и отражаются:

- по внутренним заимствованиям – в Программе государственных внутренних заимствований РФ;

- по внешним – в Программе государственных внеш­них заимствований. Погашение государственного долга учитывается в расходной части регионального бюджета расходы на погашение государственного долга.

 

8.11. Муниципальный долг: понятие и значение

 

Муниципальный долг – это общий объем долговых и других обязательств органа местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами, возникший из муници­пальных заимствований, принятых на себя органом местного Самоуправления поручительств и гарантий, а также обяза­тельств третьих лиц.

Муниципальный долг в соответствии с Бюджетным кодек­сом Российской Федерации может быть только внутренним. В зависимости от сроков погашения он подразделяется на:

- краткосрочный (до 1 года);

- среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочный (от 5 до 10 лет).

Согласно Бюджетному кодексу России в состав муници­пального долга входят:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные муниципальным образованием;

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

- договоры о предоставлении муниципальных гарантий и поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицам; долговые обязательства юридических лиц, переоформлен­ные в муниципальный долг на основе правовых актов ор­ганов местного самоуправления.

Муниципальный долг полностью и без всяких условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составля­ющим муниципальную казну. Ни сама РФ, ни субъекты РФ не несут ответственности по долговым обязательствам муници­пальных образований, если эти обязательства не были ими га­рантированы. Аналогично и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ и субъектов РФ.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления, который организует обслуживание и погашение долга в соответствии с бюджетным кодексом РФ и правовыми актами органов мест­ного самоуправления. Предельный объем муниципального долга не может превышать размера доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Все расходы на погашение и обслу­живание долговых обязательств (включая дисконт по дисконт­ным ценным бумагам) отражаются в местном бюджете как рас­ходы на погашение и обслуживание муниципального долга. В расходы по обеспечению долга закладывается тот же резерв на исполнение обязательств по муниципальным гарантиям при наступлении гарантийного случая.

Если в ходе исполнения местного бюджета обнаружится, что муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств и при этом расходы по обслуживанию муниципального долга превы­шают 15% расходов его бюджета, а заемные средства превы­шают предельный их объем (равный 15% объема доходов ме­стного бюджета на текущий финансовый год без учета финан­совой помощи из вышестоящего бюджета и без учета привле­ченных в текущем финансовом году заемных средств), то уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ может принять следующие меры:

- назначить ревизию местного бюджета;

- передать исполнение местного бюджета под контроль ор­гана, исполняющего бюджет субъекта РФ;

- принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Информация о заимствованиях и других обязательствах муниципального образования вносится эмитентом в муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3-х дней с момента возникновения соответствующего обязательства. Внесенная в муниципальную долговую книгу информация подлежит обязательной передаче лицу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем лицу, которое ведет Государственную долговую книгу РФ, в порядке и сроки, установленные лицом, ведущим данную книгу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.