Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего Китая




Библиографический список

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учеб. пособие / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

2. Философия: учеб. пособие / под ред В.Д. Губина. 3-е изд. М.: Гардарики, 2005.

3. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Ч.1., T.1. с. 290.

4. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия / О.А. Донских, А.Н. Кочергин. М.: Изд. МГУ, 1993. 240 с.

5. История философии в кратком изложении: пер. с чешского. М.: Мысль, 1991. 592 с.

6. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации / К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов. М.: Мир, 1992. 260 с.

7. Радхакришнан С. Индийская философия / С. Радхакришнан. М.: Просвещение, 1957. 280 с.

8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира / А.Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 2003.

2.2.1. Особенности формирования древнекитайской
философии

 

Духовная культура Китая представляет собой явление стабильное, практически не меняющееся на протяжении нескольких тысячелетий. Длительный предфилософский период, повышенный интерес к мифологии, строгие моральные законы, замкнутость и отдаленность от европейской цивилизации послужили предпосылками развития древнекитайской философии и помогли утвердить самобытные взгляды на человека, природу и общество.

Китай характеризуется деспотически-монархическим государственным правлением. В основе социального строя - семья во гла­ве с отцом, система государственного устройства представляла собой аналогию семейно-кланового подчинения. Во главе государст­ва - всевластный ван, "отец" своих подчиненных, послушание ему не вызывает сомнений. Говоря о внешней стороне жизни китайца, нельзя не отметить ее устойчивый консерватизм, преклонение пе­ред традициями, обязательность ритуалов. Система ритуалов оли­цетворяла собой "постоянство неба, порядок на земле". Ритуал - "это устои верхов и низов … Он дает жизнь народу" /4, с. 13/.

Религиозные откровения в Китае были с древности подчинены авторитету мудрецов; разработанная ими система норм, обычаев, об­рядов и традиций вышла на первый план. Эта система официальной идеологией всегда ставилась выше собственно религиозных верова­ний, которые зачастую расценивались как примитивные суеверия невежественных масс, недостойные высокообразованных представи­телей социальных верхов. Мораль в Китае с древности считалась первичной, и в соответствии с этим вырабатывалась система ду­ховных ценностей. Малейшее нарушение морали, даже ничтожное отклонение от выработанных традиций, пренебрежение к ритуалам сурово преследовалось и осуж­далось общественным мнением и властями.

Ритуалы отражали систему воображаемых отношений между жи­выми и мертвыми. Вся жизнь живых проходила как непрерывный отчет перед предками. Культ предков, вместе с культами Земли, Неба и плодородия, были главными в жизни древнего китайца. Другими словами, не разрыв и стена между человеком и божеством, миром лю­дей и загробным существованием, а напротив, "тесная взаимосвязь индивида и коллектива, микрокосма личности и макрокосма вселен­ной, простых смертных и божеств, равно как и основанный на этой связи идеал социальной и небесной гармонии - вот характерные черты китайского восприятия мира" /2, с. 18/.

Особенности религиозной системы создавали определенную пустоту в сфере веры, требующей как известно, жертвенной само­отдачи. Эта пустота заполнялась культом легендарных героев и мудрецов древности, культом хорошо вознаграждаемой добродетели. Вот почему так приветствовался труд чиновников-историографов, в чьи функции входило записывать и воспевать деяния мудрых и добродетельных. Результатом их деятельности было создание осно­вы для первых в Китае канонических книг - "Книги истории" /Шу-цзин/ и "Книги песен" /Ши-цзин/. Эти книги заложили фундамент древнекитайской мысли, определили характер менталитета китайцев, и вместе с более поздними "Книгой перемен" /И-цзын/, "Книгой обрядов" /Ли-цзин/ и летописью "Чунь-цю" составили древнеки­тайское "Пятикнижие" - основу мировоззрения образованного ки­тайца.

Философское мировоззрение в Древнем Китае включает в себя как зачатки науки, так и элементы мифологии. Мифологические представления происхождения мира имеют немаловажное значение для развития философского мировоззрения. Согласно мифу, до начала мира существовал безличный первобытный хаос, из которого возникают два космических божества - Ян и Инь. Они разделяют хаос на небо и землю, создают из грубых частиц животных, а из легких - людей. В начальный период формирования философия рассматривает Ян и Инь как олицетворение, соответственно, света и тьмы, теп­ла и холода, упорства и податливости, мужского и женского нача­ла. Мироздание представляется как арена вечной борьбы этих про­тивоположных начал: они были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали. Результатом этого плодотворного взаимодейст­вия стало считаться все сущее. Таковы элементы первобытной ди­алектики китайского мировоззрения. Взаимодействие Ян и Инь по­рождает пять элементов: "первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево, четвертое - металл и пятое - земля" /3, с. 105/.

 
Таким образом, тесная связь, неразличенность природного, физического и нравственного, человеческого, характерная для мифологического мировоззрения, сохраняется и в первичных формах философского мировоззрения. Но тогда же зарождается философское представление о единой субстанции - "ци", имеющей различные состояния. "Ци" принимает две главные противоположные формы - ян-ци и инь-ци - легкая и тяжелая субстанции. Зарождается и представление о безличном мировом законе, космическом и нрав­ственном - "дао".

Расцвет китайской философии приходится на период Чжаньго - "Борющихся царств" (V-III в. до н.э.), называемый зачастую "зо­лотым веком китайской философии"[1]. Анализ философских школ позволяет выделить две важные черты китайской философии. Во-пер­вых, древнекитайская философия имела достаточно ярко выраженную прагматическую направленность: большинство философских школ учили китайцев жить. Поэтому и мировоззренческая функция филосо­фии выражена слабо, упор делается на постановку и освещение со­циально-этических проблем. Во-вторых, китайская философия ха­рактеризуется слабым логическим аппаратом, она малосистемна. Эти черты особенно ярко представлены в первой и наиболее важной для Китая системе взглядов - конфуцианстве, со временем во многом определившем параметры китайской цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.