Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия




Библиографический список

1. Антология даосской философии. М., 1994. 448 с.

2. Васильев Л. Культы, религии, традиции в Китае / Л. Васильев. М.: Нау­ка, 1970. 354 с.

3. Древнекитайская философия: сб. текстов в 2 т. М.: Наука, 1972. T. I. 362 с.

4. Древнекитайская философия: сб. текстов в 2 т. М.: Наука, 1972. Т.2. 384 с.

5. История китайской философии: пер. с кит. М.: Прогресс, 1989. 552 с.

6. Малявин В. Конфуций / В. Малявин. М.: Молодая гвардия, 1992. 335 с.

7. Мень А. У врат молчания / А. Мень. М., 2005. Ч. 1.

8. Философия древнего и средневекового Китая // История фило­софии в кратком изложении: пер. с чешского. М.: Мысль, 1991. С.42-65.

9. Философский энциклопедический словарь: изд. 2-е. М.: Советская энциклопедия, 1989. Статьи: даосизм С. 144, конфуциан­ство С. 278, легизм С. 303, моизм С. 374.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 1981.366с.

11. Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее / М.Т. Степанянц. М., 2005.

12. Огурцов А.П. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления / А.П. Огурцов. М., 2005.

13. Классическое конфуцианство: в 2 т. СПб., Т. 1. – 2000, Т. 2. – 2004.

14. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и и Конфуций: философия Дао / А.Е. Лукьянов. М., 2001.

2.3.1. Раннегреческая философия: от Фалеса до Гераклита

 

Известно, что первые ростки философского знания появляются в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае. Сокровищница религиозно-философской мысли человечества немыслима без таких величайших духовных прозрений Востока, каковыми по праву считаются буддизм, конфуцианство и даосизм. Однако традиционно возникновение европейской философии связывается с мощным всплеском познавательной активности древних греков.

Этому способствовало полисное устройство греческих городов, которое требовало свободы каждого гражданина. Полисная демократия Древней Греции незыблемым правом каждого гражданина считала право отстаивать свою точку зрения, что, в свою очередь, требовало умения критически мыслить и обосновывать свою точку зрения. В античной Греции ценностью стало знание «само по себе», без учета каких-либо практических результатов - в этом своеобразный рационализм греческой культуры, способствующий освобождению человеческого духа и ставший истоком европейской философии.

Слово «философия» приписывается по традиции Пифагору (2-ая половина VI - начало V в. до н.э.). Характерной чертой античного мировоззрения было представление о мире как космосе в котором подчеркивается целостность и гармоническое единство мира, совершенная упорядоченность мировых связей.

Вот почему специфической чертой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Идея космоса имела для древнего грека жизненный смысл, давала ему ощущений уверенности, причастности к бытию. Греки пришли к потребности выразить своё переживание мира как гармоничного и совершенного космоса в терминах философской мысли.

Первых греческих философов называли «физиками» (phisis – природа). Главным вопросом раннегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Так начинается поиск субстанции – порождающего основания, обнаружив которую, можно объяснить мир как единый во всём его многообразии.

Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа. Её основателем был выдающийся общественный деятель, философ, математик, астроном Фалес (VI в. до н.э.), которого причисляют к полулегендарным «семи мудрецам». К милетской школе принадлежали также Анаксимандр и Анаксимен. Эти философы искали первоначало всего сущего и усматривали его в простых материальных стихиях. Фалес в качестве первоначала мира, субстанции называет воду: «начало всего есть вода». Именно из воды, как считает древний философ, происходит и всё многообразие вещей. Весь мир – это проявление единого и вечного начала – воды. Это первая в истории человеческой мысли попытка обосновать мир на основе субстанции, или ответить на вопрос «что есть все?». По своей форме она очень похожа на те сюжеты, которые присутствуют в мифах. Но вода у Фалеса – не мифологическое существо, которое может превратиться во что угодно, и не та вода, которую мы наблюдает в повседневности. Вода здесь присутствует как первооснова, субстрат всех вещей, из которого выводится всё многообразие мира. Позднее Гегель так определил философское значение этого утверждения: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собой начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее.

Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

Анаксимандр предложил взять в качестве субстанции такое начало, которое в отличие от воды, не обладает материальной определенностью, и назвал его – «апейрон» (беспредельный) - неопределённое, вечное бесконечное, постоянно находящееся в движении. Анаксимандр «объясняет возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности». Гегель в «Истории философии» отмечает, что «из самого этого единого, согласно Анаксимандру… выделяются содержащиеся в нем противоположности». Таким образом, у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

Анаксимен предложил в качестве первоначала взять нечто, обладающее определёнными качествами – воздух. А все вещи получаются в результате его сгущения и разряжения. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматери и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Поставленную милетской школой задачу попытался разрешить философ Гераклит из Эфеса. Первоначалом, которое способно объять собой весь космос и его жизненность, он избрал огонь, воплощающий в себе всю изменчивость и подвижность мира. На уровне чувств мы фиксируем, что мир находится в постоянном движении, изменении. Огонь – это и есть субстанция бытия, которая, видоизменяясь, всегда пребывает равной самой себе, то есть неизменна во всех превращениях. Мир есть упорядоченный Космос, вечный, бесконечный, живой огонь, мерами воспламеняющийся и мерами затухающий. На основе превращений огня Гераклит строит свою космологию, где говорится о том, что все вещи или явления возникают из огня, а, разрушаясь, снова превращаются в огонь. Здесь у Гераклита появляется очень важная для философской мысли идея – все изменения мироздания происходят в соответствии с определёнными закономерностями, подчиняясь судьбе или необходимости. Эту необходимость он называет Логос – всеобщий закон мироздания, основа мира, его порядок и гармония. Логос существует вечно, и всё в мире происходит согласно этому Логосу. Иными словами, Логос в философии Гераклита есть выражение структуры космоса, которую можно постичь непосредственным живым созерцанием. Космос и есть живое воплощение этого порядка. Все есть огонь, мерами возгорающий и мерами затухающий. Гераклит выделяет меру воспламенения этого огня. Логос выступает таковой мерой, порядком, законом, который организует мир как единство.

Философия Гераклита строится на основе стихийной диалектики. Мир в его учении представляет собой упорядоченный Космос. Он образуется на основе всеобщей изменчивости явлений и вещей. Именно Гераклиту принадлежит изречение: «все течёт, всё изменяется» и образ реки, в которую нельзя войти дважды. Вся природа постоянно изменяет своё состояние. Источником всякого возникновения он считал борьбу противоположностей – войны и гармонии. По утверждению Гераклита, всё в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Так возникает диалектика как учение о борьбе противоположностей, которое объясняет всякое изменение и развитие. Признав в качестве основной характеристики бытия борьбу противоположностей, Гераклит в то же время поясняет, что борющиеся противоположности не просто сосуществуют, они переходят одна в другую так, что при этом сохраняется общая для обеих тождественная основа и прекраснейшая гармония.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого познания, цель которого – постичь сущность, т.е. логос. Последнему подчинено и человеческое сознание – душа (психе). Философия Герклита является вершиной диалектического понимания мира и в досократовской философии и в античной философии в целом.

Деятельность Эмпедокла протекала в Акраганте (Агригенте) на берегу Сицилии. Философскую подготовку он получил в школе элеатов. Основной вопрос, занимавший Эмпедокла – вопрос о сущности истинного бытия или, иными словами, вопрос о начале мира. Эмпедокл пришёл к выводу о множестве несводимых друг к другу материальных элементов. Их четыре: огонь, воздух, земля и вода и философ назвал их «корнями всех вещей». Чтобы объяснить возникновение всех вещей природного мира, необходимо допустить существование противоположных друг другу движущих сил, благодаря которым вещи сходятся и распадаются. Эти силы есть Любовь (Дружба) и Вражда (Ненависть, Раздор). Жизнь природы состоит в количественном и качественном смешении и разделении вещественных элементов, которые сами по себе всегда неизменны.

Замечательный греческий мыслитель Анаксагор (V в. до н.э.) считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые названы «семена вещей» (гомеомерии). Материя, по Анаксагору, несотворима и неуничтожима. Новое возникает потому, что «семена вещей» содержаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо как гибель и упадок. Причину, приводящую их в движение, Анаксагор определяет термином Нус – ум, разум, мировой закон. Нус – это то, что участвует в процессе образования мира.

Таким образом, характерной чертой раннегреческой философии является совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны довольно чётко прослеживается субстанциалистский подход, с другой, субстанция бытия отождествляется с конкретной стихией, явлением природы как первоначалом всего сущего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.