Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции




Воля.

Понятие «воля» как и понятие темперамента, очень давно использовалось в психологии и его можно обнаружить в трудах многих древнерусских философов. Рассуждая на тему о природе человека и его отличиях от животных, философы с древности приписывали человеку волю и разум и когда нужно было объяснить поведение человека – ссылались на его волю. Тем не менее, сама по себе воля как психологическое явление учеными не изучалось и до сих пор, в связи с проблемой воли в психологии, остается много нерешенных вопросов. Такое положение дел объясняется следующими причинами:

а) очевидно, что воля представляет собой не который вид психологической энергии, который выделяет сознание человека и которую он может направлять как самого себе, так и на окружающий мир. Однако до сих пор никто из ученых не может сказать о том, что представляет собой данная разновидность психической энергии.

б) очевидно так же, что воля человека, каким то образом связанна с работой его мозга, в частности коры головного мозга. Тем не менее, никто из ученых не может сказать о том, где в мозге человека локализуется воля человека, а какие процессы происходят в мозге связанные с волей. Это практически закрывает путь и естественному научному изучению воли.

в) проявление воли не имеет никаких объективных внешних признаков, по которым можно волю изучать и оценивать.

г) все официально существующие религии возражают против естественного изучения воли человека. Свой запрет представляет следующим образом: полной свободой воли обладает только Бог и он наделил человека частичной свободой воли, продолжая контролировать его жизнь и поведение, поэтому попытки ученых изучать волю человека есть не что иное, как изучать Бога.

Такое положение дел сохранялось до начала 20-го века. В это время была уже признана теория эволюции Ч. Дарвина, признающая существование у человека не только воли и волевого поведения, но и безвольного поведения или инстинктов. В связи с этим ученые вынуждены были искать ответ на вопрос о том, чем волевое поведение отличается от безвольного. В связи с этим начинаются научные исследования воли, но они оказываются направленными не на изучение воли, а на исследование специфических волевых действий человека.

Волевое действие, осуществляемая человеком, отличается от действия в регуляции, которого воля не участвует, отличается следующими признаками:

а) человек вынужден прилагать усилия

б) человек преодолевает внутреннее или внешние препятствия

в) выполнение такого действия связано с «борьбой мотивов» (ситуация, в которой человек имеет два или несколько равносильных, но разнонаправленных мотивов, каждый из которых блокирует проявление другого мотива). В такой ситуации человек вынужден принимать решение о том, как действовать и далее усилием воли реализовывать его.

По причине трудности, связанного с изучением воли немногие психологи занимались ее изучением. В нашей стране известно только два ученых: В.И.Селиванов и В.А.Иваненко. Оба ученых представили и описали структуру волевого действия, а так же его выполнение.

Структура волевого действия:

На первом этапе его выполнения человек сталкивается с каким-либо препятствием и ставит задачи его решения. Поиск ответов на этот вопрос является первым этапом. На втором этапе человек принимает разумное решение. На третьем этапе волевое действие непосредственно выполняется. На четвертом этапе оценивается его результат.

Если поставленная цель достигнута, то на этом волевое действие прекращается, а если цель не достигнута, то действие повторяется вновь во всех описанных выше его этапах.

В ходе опытного изучения ученые определили условия успешного выполнения:

а) у человека должно быть сильное желание достичь поставленной цели

б) иметь представление как добиться поставленной цели

Новорожденный младенец волей не обладает, поскольку все совершенные им достижения носят рефлекторный характер. В регуляции таких достижений воля не участвует. Первые признаки наличия воли проявляются в 2-3 года, когда ребенок проявляет настойчивость и отказывается от помощи предлагаемой ему людьми. «Я сам» - свидетельствует о наличии у ребенка воли. Однако ничего определенного о том, когда и при каких условиях в период от рождения до 2-3 лет воля проявляется у детей и включается в регуляцию их поведения мы ничего сказать не можем. Мы можем проследить развитие воли у детей после 2-3 лет:

а) в дошкольном детстве, в возрасте от 2-3 до 6-7 лет воля развивается в играх

б) в младшем школьном возрасте от 6-7 до 10-11 лет воля в основном развивается в учебной деятельности

в) в возрасте от 11-12 до 14-15 лет воля развивается в совместной неучебной деятельности.

Именно подростковый возраст имеет решающее значение в становлении воли. Подростки начинают сознательно развивать у себя волю, они подвергают себя разного рода испытаниям, а их кумирами становятся старшие по возрасту волевые люди. Если к 14-14 годам у человека сформировалась воля то она сохраняется у него в течение всей последующей жизни, если подросток вырос без вольным человеком, то таким он останется и дальше.

 

Это психическое состояние, окрашенное в приятные или неприятные тона и связанное у людей с удовлетворением их жизненно важных потребностей. Эти состояния возникают у человека вместе с множеством ощущений, которые человек получает при восприятии окружающего мира.

Субъективно нелегко отделить эмоции от ощущений. Между эмоциями и ощущениями имеются следующие различия:

а) в ощущениях человека отражены физические и химические свойства объективно существующих предметов и явлений. Эмоции отражают необъективные свойства предметов и явлений.

б) ощущения выполняют познавательную функцию, т.е. обеспечивают человека знаниями об окружающем мире. Эмоции познавательную функцию не выполняют.

в) ощущения имеют только модальность. Эмоции окрашены в приятные или неприятные тона.

г) ощущение связанно с работой органов чувств и ц.н.с. Эмоции соотносятся с процессами происходящие внутри организма.

В древности все эмоции назывались аффектами и считалось, что они присущи людям. Все психологические явления делились на две большие группы: мышление (все познавательные процесс человека) и аффекты (разного рода переживания людей). В середине 19в. появилась теория эволюции. Она сблизила людей и животных, а сам Дарвин доказал, что аффекты имеются и у животных. Понадобилось разделение эмоционального переживания на группы. В начале 20в. появляется современная классификация эмоций, которая включает в себя: нестроение, простые и биологические эмоции, аффекты (в узком понимании), чувства, страсти, стрессы.

Настроение – слабовыраженное, но длительное время существующая эмоция, отражающий общий тонус или настрой человека. Человек всегда (пока бодрствует) находится в определенном настроении. Настроение считается полуосознаваемой эмоцией (означает, что человек осознает в каком настроении он сейчас находится и может описать словами, однако ответить о причинах своего настроения он не может).

Простейшие эмоции – связанные с удовлетворением органических потребностей человека. Эти эмоции являются общими и имеют периодичный характер.

Аффект – сильное, кратковременное бурно протекающее переживание, связанное с удовлетворением более важным человеком потребностей. Возникают тогда, когда соответствующие потребности полностью удовлетворяются или в тех случаях, когда на пути возникают труднопреодолимые препятствия. Аффекты могут сопровождаться заметной изменением работоспособности организма и ярко выраженной экспрессией (жесты, мимика, пантомимика). Могут быть положительными и отрицательными.

Чувства – сложный комплекс разнообразных эмоций переживаний, связанных у людей с событиями, людьми или предметами. Чувства характерны только для людей и являются главным или основным видом эмоций.

Чувства делятся на группы:

-) моральные и эстетические

-) возвышенные и низменные

-) гармоничные и противоречивые

-) предметные и межличностные

Моральные чувства – связаны с соблюдением или нарушением людьми норм морали (совесть, стыд и т.д.)

Эстетические чувства – возникают у человека при восприятии и оценке как близкого к идеалу или совершенству.

Возвышенные чувства – связанные со стремлением человека творить добро.

Низменные чувства – связанные со стремлением творить зло.

Гармоничные чувства – эмоции одного и того же знака.

Противоречивые чувства – положительные и отрицательные эмоции в одном человеке.

Межличностные чувства – человек переживает по отношению к людям.

Страсть – чрезмерное, очень выраженное чувство, которыми человек уже не в состоянии управлять; эти чувства управляют поведением человека подчиняя его себе.

Стресс – сложное психофизиологическое состояние, которое возникает у людей при значительных нервных, физических нагрузках или перегрузках.

Такие состояния характеризуются: резким снижением работоспособности, состоянием усталости, тяжелое эмоциональное состояние, в деятельности человек начинает допускать много непроизвольных ошибок, наблюдается заметное нарушение всех органических систем (функциональные заболевания)

Г.Силье («Стресс без дистресса») описал динамику возникновения стрессового состояния:

-) человек испытывает нервные и физические нагрузки, но еще справляется с ними. Ему требуется срочный отдых, который он не может получить. Характерных симптомов для стресса нет.

-) человек продолжает испытывать большие нагрузки и начинает допускать много непроизвольных ошибок. Поэтому поводу человек переживает неприятные эмоции.

-) появляется серьезное нарушение в работе организма, но эти заболевания не лечатся медикаментозными средствами.

-) полное истощение организма.

Эмоции в жизни людей выполняют много разных функций:

а) комуникотивная

б) сигнальная

в) мотивационнорегулирующая

г) защитная

Комуникотивная – с помощью этой функции люди обмениваются информацией, передавая отношение к происходящему с ними и вокруг них

Сигнальная – внутренние или психологические сигналы в состоянии процесса и удовлетворения.

Мотивационнорегулирующая – принимает участие в мотивации и поведении человека.

Защитная – предохраняет человека от угрожающей ему опасности.

Самую первую теорию эмоций предложил Ч.Дарвин, поэтому предложенная им теория носила его название «Эволюция эмоций Ч.Дарвина» (1871).

Основными положениями были следующими:

-) представляет собой остатки развернутых приспособлений, движений совершаемых организмом и позволяющих ему успешно приспосабливаться к окружающему миру (страх как эмоция моментально готовит организм к бегству)

-) чем выше на эволюционной лестнице стоит живой организм и чем лучше он приспособлен, тем богаче и разнообразней его мир эмоций.

Следующая теория эмоций явилась миру в нач.20-го века. Уильямс Джемс, К.Ланге «Теория эмоций Джемса-Ланге».

Основными положениями были:

-) эмоции являются субъектом отражения в голове человека тех процессов, которые происходят в его организме.

-) для того чтобы возникла эмоция сначала должны произойти изменения в организме.

-) характер эмоций зависит от того, с какими органическими изменениями она связана

В ходе проверки выяснилось, что ряд положений экспериментально не подтверждается. Было доказано, что эмоция и соответствующие изменения в организме возникает одновременно, а это значит, органические изменения не могут предшествовать эмоциям. Если блокировать нервные пути проводящие информацию, то никакой реакции внутренних органов на стимул не будет и эмоция согласно теории Дмемса-Ланге не возникнет. Тем не менее, эмоции возникают и в этом случае не понятно каким путем. Под влиянием критики пришлось продолжить разработку теории эмоций соавторами, которыми стали Уолтер Кеннон, П.Бард. Информация по эмоциогенном стимулу, воспринятая органами чувств, в начале попадает в таламус и там происходит первичная обработка чувств. Из таламуса информация поступает в кору головного мозга и одновременно с этим к внутренним органам, поэтому всякая эмоция сопровождается изменениями органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.