Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права ЕС

Система источников права ЕС имеет собственную специфику и включает 3 больших раздела:

-источники первичного права

-источники вторичного права

-источники прецедентного права

Лиссабонский договор 2007 г. подтверждает и сохраняет эту систему источников в целом, в то же время он подвергает реформированию ее отдельные элементы. Ядром первичного права теперь выступают 2 учредительных документа: договор о ЕС и договор о функционировании ЕС. В них включено большинство положений и проекты конституций.

Судебная практика отныне формируется судом ЕС при сохранении преемственности в отношении старых прецедентов, сформулированных за истекшие полвека судом ЕС. Ранее изданные правовые акты институтов ЕС, в которых сосредоточена наибольшая часть норм права ЕС, также останутся в силе. С другой стороны система правовых актов, которые будут создаваться институтами ЕС от лица нового союза, претерпело некоторые изменения, а именно стало более простой и логичной. Это упрощение произошло благодаря ликвидации структуры 3-х опор, характерные для старого ЕС. В качестве ПА нового ЕС выступает 5 видов документов, которые ранее издавались в рамках первой опоры старого союза, т.е. от лица ЕС и Евроатома. В соответствии со ст. 288 договора о функционировании ЕС, к ним относится:

- регламент - НА, который имеет общее действие, является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах. Посредством регламентов института ЕС производится унификация, т.е. производство правил поведения в конкретной сфере жизни или по отдельным вопросам. Сами регламенты выступают как законы ЕС в материальном смысле этого слова.

-директива. Она имеет обязательную силу для каждого государства-члена, кому она адресована в отношении результата, которого требуется достичь. При этом за национальными инстанциями сохраняется компетенция в отношении формы и способов достижения результата, предписанного директивами. Директивы ЕС служат инструментом гармонизации национального права государств-членов, т.е. установление общего права правового регулирования в определенной сфере общественных отношений, но без введения полного единообразия.

Если сравнивать директиву с регламентом-законом, то ее можно уподобить основам законодательства, которые действуют не напрямую, а нуждаются в трансформации во внутренне право государств-членов. Трансформация директивы представляет собой привидение государствами-членами. Процесс трансформации директивы должен быть завершен путем указания на календарную дату. В случае неисполнения обязанности о трансформации директивы государства-члены привлекаются Европейской комиссией к ответственность перед судом Европейского союза в наложении на них денежных санкций. Могут отстаивать свои интересы с государственными органами и учреждениями, а также требовать компенсации причиненного вреда.

- Решение – юридически обязательный акт институтов ЕС. Однако оно имеет иное предназначение, чем регламент или директива. Оно не предназначено служить инструментом унификации или гармонизации национального права. С учетом практики старого ЕС, а также ввиду ликвидации структуры 3 опор в новом Союзе Лиссабонский договор 2007 года несколько расширил определение рассматриваемого вида правовых актов по сравнению с характеристикой решения, которое содержалось в первоначальной редакции Римского договора 1957 года. С одной стороны, как и ранее, в сообществе решения от лица нового союза в качестве индивидуальных актов, т.е. источников предписаний, адресуемых конкретным субъектам государствам-членам или частным лицам (Например, решение Европейской комиссии о наложении штрафов на предприятие). С другой стороны, посредством решений отныне могут оформляться иные юридически обязательные предписания, в том числе нормативные, не направленные на унификацию или гармонизацию национального права, в частности, на основе подобных решений должна осуществляться все меры в свете новой политики и политики безопасности вместо издававшихся в старом Евросоюзе общих стратегий, позиций, акций. В решениях также могут содержаться положения о финансовых и иных практических мероприятиях ЕС.

-Рекомендации и заключения ЕС. В отличие от вышеперечисленных фактов они не обладают юридически обязательной силой. Рекомендация служит инструментом для выдвижения предложений. В зависимости от во-первых, субъектов или институтов, издающих регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения ЕС; во-вторых, юридическая сила этих документов, которая может быть обязательная или рекомендательная; в-третьих, процедура их принятия, правовые акты нового ЕС классифицируются на законодательные и не законодательные акты. ПА нового союза относится к категории законодательных, если он отвечает 3 признакам в соответствии со ст. 289 Договора о функционировании ЕС. Следует иметь в виду принимающих субъектов – Европейский парламент и Совет ЕС. Если документ издан в форме Регламента, директивы или решения, но каким-либо другим институтом (Европейским советом, Комиссией или Европейским ЦБ), то он не считается законодательным актом.

Правила использования этих документов определяет единолично Совет ЕС, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой после консультаций с Европейским парламентом. Напротив, Европейский парламент или Совет ЕС принимает меры по вопросам, не предусматривая меры по законодательной процедуре. Среди не законодательных актов учредительных документов дополнительно выделяют 2 специальные подкатегории документов, принимаемых на основании, в дополнение или во исполнение законодательных актов (делегированные акты, юридически обязательные акты общего действия). Должны быть установлены общие правила подобных исполнительных планов комиссии. В наименовании исполнительных или делегированных актах ЕС в обязательном порядке должно использоваться слово «делегированный или исполнительный». Разграничивая 2 категории правовых актов, учредительные документы ЕС в редакции Лиссабонского договора 2007 года как и ранее проект Европейской Конституции 2007 года не устанавливает правила регулирования отношений над не законодательными актами этих и других институтов как в отношении того или иного акта, на основании которого они приняты. Однако он не может быть применен к законодательным актам, если они издаются непосредственно на основании учредительных документов союза (Например, решения Европейского совета или ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности). Отсюда не исключена ситуация, когда законодательный регламент или законодательная директива, принятая Европарламентом и Советов Евросоюза будут отменены судом Евросоюза на том основании, что они противоречат, например, регламенту или решению, изданному Европейским Центральным банком или Европейским Советом в рамках своих полномочий, предусмотренных договором о ЕС или договора о функционировании ЕС. В качестве официального печатного органа ЕС по прежнему выступает официальный журнал ЕС (Официальный Вестник ЕС). Новая Лиссабонская редакция учредительных документов ЕС также оставила открытым вопрос об актах иных, чем институтов, органов и учреждений Союза, т.е. тех элементов, механизмы управления ЕС которые не являются частью его институционального механизма и потому не уполномочены издавать от его имени правовые акты (европейские омбуцманы, комитеты регионов, Европола, европейских агентств и т.д.). Как и в старом Союзе постановления этих инстанций по прежнему будут оформляться решениями с Югинрес. В настоящее время это резолюция Европейского парламента и Совета Евросоюза.

Документы способны обладать только рекомендательными действиями. Они могут порождать обязательные юридические последствия в случае, если это прямо предусмотрено в учредительных документах или ПА ЕС. Данное условие выполняется в частности применительно к ориентирам Европейского ЦБ. Ориентиры Европейского ЦБ могут содержать нормы права, но подобно директивам адресуются государствам-членам. Точнее национальны банкам государств-членов, перешедших на евро, для которых имеют обязательную силу. Особый статус имеют внутренние регламенты, устанавливающие внутренние правила организации и деятельности коллегиальных институтов органов и учреждений Евросоюза. В отличие от обычных регламентов ЕС, т.е. общеобязательных НА прямого действия, положения внутренних регламентов не могут возлагать обязанности на третьих лиц, но могут наделять их правами по отношению к соответствующему институту, органа, учреждения (например, правами в области доступа к их документов).

Межинституциональные соглашения – договорные акты институтов ЕС. Подобные соглашения, как правило, имеют трехсторонний характер. Они заключаются между Европейским парламентом, Советом ЕС, содержат правила, регулирующие их взаимодействия в разных сферах деятельности ЕС.

 

Тема: Институты ЕС.

1.Понятие системы институтов органов и учреждений ЕС.

Залогом успешного развития интеграционных процессов в рамках ЕС и одновременно причиной отдельных трудностей и сбоев его функционирования служит наличие у ЕС уникального наднационального механизма управления, который построен на сочетании элементов Международной межправительственной организации и государственноподобного квазифедеративного образования.

Неслучайно вопрос институционального механизма ЕС играл главенствующую роль во всех реформах правовых устоев ЕС, проводимых на протяжении последнего десятилетия 20 века. Он являлся центральной дискуссией при подготовке проекта Европейской Конституции 2007 года и вновь стал предметом серьезного обсуждения при подготовке Лиссабонского договора 2007 года. Найденный в итоге компромисс заключается в следующем: в новом преобразованном Лиссабонском договоре ЕС сохраняется вся сложившаяся ранее система руководящих и иных инстанций, которая будет теперь иметь трехуровневый характер: 1.высший уровень занимают институты ЕС, образующие ядро всего механизма управления ЕС. Согласно ст. 13 договора о ЕС, институциональный механизм ЕС включает 7 элементов (институтов):

1.Европейский парламент

2.Европейский Совет

3.Совет Европейского Союза

4.Европейская комиссия

5.Суд ЕС

6.Европейский ЦБ

7.Счетная палата

По сравнению со старым союзом количество институтов увеличилось на 2 за счет признания 2-х инстанций, которые играют центральную роль в управлении ЕС:

1.Европейский Совет – с 1974г.

2.Европейский ЦБ – ст. 1997г.

Наиболее важные положения о ЕС. Дополнительные, уточняющие и развивающие правила содержатся в договоре о функционировании ЕС. На основании указанных норм каждый институт, будучи коллегиальным органом, разрабатывает внутренние правила своей организации деятельности, именуемый внутренний регламент или процессуальный регламент. Кроме того, в протоколах учредительных документов вынесены детальные правила, регулирующие функционирование судебной системы ЕС:

-протоколы статута ЕС, а также Европейского ЦБ вместе с образованной вокруг него системой ЦБ государств-членов (протокол об уставе европейской системе ЦБ и европейского ЦБ).

2 группа. Другие инстанции ЕС, не получившие ранг института, именуются его органами. В отличие от институтов, количество органов не является фиксированным. Последние могут создаваться как учредительными документами ЕС.

Органы ЕС:

1.Экономический и социальный комитет и комитет регионов

2. консультативные органы

3.Европейский омбуцман – существует для расследования нарушений порядка управления в деятельности других институтов органов и учреждений ЕС.

4.Евопейское бюро по борьбе с мошенничеством – образованное в 1999 году Европейской комиссией для проведения административных расследований, мошенничества и других правонарушений, посягающих на финансовые интересы ЕС.

 

3 группа.

Учредительные документа ЕС впервые выделяют в отдельную категорию – Учреждения ЕС. В старом союзе они считались разновидностью органов. Термин «учреждение» используется для обозначения тех ведомств с союзом, которые созданы для выполнения специальных функций и обладают специальной правосубъектностью в качестве ЮЛ. Другие элементы механизма управления ЕС статусом ЮЛ не обладают, за исключением Европейского ЦБ. Аналогично органам ЕС система его учреждений является открытой и постепенно расширяется. Создание учреждений может предусматриваться непосредственно в учредительных документах – Европейский инвестиционный банк, европейское полицейское ведомство.

Гораздо чаще случается появление новых учреждений – создание новых институтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы становления ЕС | Вопрос. Европейский парламент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.