Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры объема

Системы измерения, используемые в издательском деле

Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
Так уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type 1, и Microsoft Corp., создавшей формат TrueType. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.
При выборе шрифта следует исходить из его легкости для чтения и соответствия стилю публикации. Для строгих документов имеет смысл применять только классические шрифты и не больше двух на документ.
Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.

Объем печатной продукции журналисты считают в знаках, составляющих авторские и учетно-издательские листы.

Физический печатный лист - для журналов и книг выпускается листовая бумага следующих форматов:

60´84, 60´90, 70´90, 75´90, 70´100, 70´108, 84´108.

Условный печатный лист в газетном производстве равен физическому печатному листу формата А1. Для газет стандартом является бумага, относящаяся к форматам А:

А0 - 841´1189, А1 - 594´841, А2 - 420´594мм. И т.д.

Базовая линия - воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.

Начертание - это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Хотел бы развеять широко распространенное заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. Это разные начертания. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

И, пожалуй, было бы неправильным не упомянуть о такой характеристике шрифта, как комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг. Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

Интерлиньяж - расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110-120% кегля, но так бывает не всегда.

Спуск - понятие, которое вызывает особый интерес у начинающих. Дело в том, что когда-то спусковые полосы содержали в себе заставки. В силу различных причин сейчас заставки почти не употребляются. Но пробел перед началом новой части большого текста остался и является важной частью его внутренней иерархии.

 

 

Тема 2: «Понятие элемент оформления»

  1. Элемент оформления.
  2. Понятие «Комплекс».
  3. Декоративные элементы.
  4. Изобразительные элементы.

Понятие «элемент оформления» используется в широком и узком понимании данного слова.

В прошлом веке издательское дело традиционно делилось на две большие части – типографскую и редакционную, и понятие элемента было двояким. В одном случае речь шла о литерах, линейках, реглетах, клише и т.п., т.е., металлических элементах формы в высокой печати, а в другом - об элементах оформления, к которым относились например, линейки и ширина колонки, пробелы и колонтитулы, иллюстрации и страницы.

Весь помещенный на страницах книги материал – текст, иллюстрации и т.д. скомпонован в виде книжных полос, в определенном порядке следующих одна за другой. Их совокупность часто называют внутренними элементами книги, в отличие от ее внешних элементов.

Каждый номер газеты состоит из определенных постоянных элементов. К ним относятся: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки текстовых материалов, иллюстрации.

Существует такое понятие как «разноуровенность» элементов: разделение на колонки отвечает прежде всего утилитарным потребностям: читателю создается благоприятная обстановка для чтения, а тем, кто работает над номером, позволяет легко объединить в одно целое – макетразнородные элементыграфические изображения и текстовые материалы.

Следует разграничить составные части журнала и газеты по степени сложности.

К элементам оформления относятся: текстовый шрифт, межколонные пробелы, линейки.

Колонка текста представляет собой комплекс элементов, куда входят не только несколько строк текстового шрифта, но и пробельные элементы или линейки, заголовочные шрифты и т.д.

 

 

Тема 3: «Шрифт». Понятие «Кегль», начертание, размеры и виды шрифтов»

  1. Классификация шрифтов.
  2. Размеры шрифтов.
  3. Начертание шрифтов.
  4. Рисунок шрифта.

 

Классификация шрифтов

Слово «шрифт» - (schrift) немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв.
Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других
письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль.
Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы
письма.

В основу классификации шрифтов положены особеннсоти контрасности между
отдельными штрихами букв, наличие или отсутствие засечек, форма засечек.
Шрифт

Термин “шрифт” раньше означал более узкое понятие - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.
Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
Так уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type 1, и Microsoft Corp., создавшей формат TrueType. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.
При выборе шрифта следует исходить из его легкости для чтения и соответствия стилю публикации. Для строгих документов имеет смысл применять только классические шрифты и не больше двух на документ.
Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.

Базовая линия - воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.

Начертание - это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Хотел бы развеять широко распространенное заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. Это разные начертания. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

И, пожалуй, было бы неправильным не упомянуть о такой характеристике шрифта, как комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг. Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

Интерлиньяж - расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110-120% кегля, но так бывает не всегда.

Спуск - понятие, которое вызывает особый интерес у начинающих. Дело в том, что когда-то спусковые полосы содержали в себе заставки. В силу различных причин сейчас заставки почти не употребляются. Но пробел перед началом новой части большого текста остался и является важной частью его внутренней иерархии.

В основу классификации шрифтов положены особенности контрастности между отдельными штрихами букв, наличие или отсутствие засечек, форма засечек.
Все шрифты можно объединить в пять основных и одну дополнительную группу.
К 1-й группе относятся гарнитуры с умеренной контрасностью штрихов (1:3), с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. Данная группа шрифтов сложилась еще в античном мире. К этой группе относятся шрифты антиквы, а из русских образцов в нее вошли: петровская гражданская азбука и шрифты типографии Московского университета конца XVIII в. Из современных образцов - литературная, банниковская и др.

Ко 2-й группе относятся гарнитуры с контарсными штрихами (1:5), с длинными тонкими горизонтальными засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом (иногда с легким закруглением). Округлые буквы имеют вертикальные оси. В России эта группа шрифтов сложилась в середине XVIII в. К ней относятся такие гарнитуры, как елизаветинская, обыкновенная и др.

К 3-й группе относятся гарнитуры, имеющие малоконтрасные штрихи (1:5) с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Рисунки этих шрифтов возникли в конце XIX в. К этой группе относятся такие гарнитуры, как школьная, журнальная, пискаревская, новая журнальная и др.

4-я группа - это группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с малоконтрасными штрихами с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Шрифты этой группы начали применятся в начале XIX в. на рекламных объявлениях, в газетных заголовках и т. д. К брусковым шрифтам относятся шрифты: египетский, итальянский. Гарнитуры имеют названия: брусковая, балтика, реклама. каждая буква и цифра состоит из штрихов, представляющих собой прямые линии. Засечки имеют толщину, равную примерно 1/2 от толщины основного штриха

5-я группа - рубленые шрифты с контарсностью штрихов 1:1. Засечки отсутствуют. Шрифты получили название "гротеск". Начали широко применятся в начале XIX в. в заголовках рекламных объявлений. К этой группе относятся плакатные гарнитура, журнальная рубленая, газетная рубленая. Эти шрифты получили широкое распространение в современных массовых иллюстративных журналах "Огонек", "Крокодил" и др. Отсутствие засечек и одинаковая толщина всех штрихов характеризует эту группу шрифтов.

6-я группа - дополнительная. К ней относятся все шрифты, которые не могут быть включены в указанные выше группы. К ним относятся: рукописные, различные каллиграфические шрифты, рисунок который выполнен с помощью ширококонечного пера (рондо) или кисти.

Первые три группы шрифтов носят название "антиква", что в переводе с латинского является ярко выраженная контрасность вертикальных и горизонтальных штрихов. Эти группы делятся на старую и новую антиквы. Старая антиква примерно соответствует первой группе, а новая - второй и тертьей. Поскольку первые создатели этих групп шрифтов остались неизвестными, то разновидности их стали называться просто антиква, академический шрифт, шрифт зодчего (архитектурный) и т. д. Более поздние шрифты, включая современные, носят названия своих авторов-создателей, например, шрифт Чехонина, шрифт Телингатера, шрифт Тоотса и др

Буквы каждого шрифта делятся на три группы: узкие, нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, З, И, К, Л, Н, П, Т, У, Х, Ц, Ч, Я, а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Щ, Ы, Э, Ю (рис. 27). Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы делятся на прямоугольные и округлые.

Удобочитаемость шрифта
Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты. На удобочитаемость влияют следующие факторы [1]:

  • форма шрифтовых знаков (рисунок или тип шрифта, размер, пропорциональность отношения ширины знака к его высоте, ритм формы, насыщенность, цвет);
  • шрифтовая композиция (длина строки (надписи) или ширина шрифтового поля (колонки), пробел вокруг строки или шрифтового поля, интервал между строками, шрифтовыми полями, форма строк, шрифтового поля, ритм строки и композиции текста, цветовое решение);
  • четкость шрифта (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона - носителя знаков, фактура, качество выполнения); ясность шрифта (узнаваемость знаков, их дифференцированность, оправданная простота форм, представление содержания).

 

Тема 4: «Понятие «комплекс элементов»

  1. Понятие «комплекс элементов».
  2. Основные комплексные элементы.
  3. Поясняющие комплексные элементы.
  4. Текстовой комплекс.

Разновидности комплексов элементов имеют нарицательное название – заголовок, абзац, эпиграф, колонцифра.

Первый признак, который позволяет разделить все комплексы на две большие группы – их назначение, функция. По назначению разделяются служебно-вспомогательные комплексы и основные.

К основным относятся заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки), текстовые комплексы.

В группу вспомогательных элементов входят: титульный комплекс, колонтитулы, колонцифры, выходные и выпускные данные.

 

 

Тема 5: «Заголовок. Использование заголовка как одного из основных элементов оформления»

  1. Понятие «заголовочный комплекс».
  2. Композиция заголовочного комплекса.
  3. Классификация газетно-журнальных заголовков.

Самый сложный комплекс в газете – заголовочный. Включает в себя не только название публикации, иллюстрацию и врезку, но и все виды заголовков от шапки и надзаголовка до рубрики и подзаголовка, эпиграф, рамки и т.д. Простые комплексы представляют собой собственно заголовок, состоящий из одной, двух и более срок. Сложные заголовки несколько напоминают сложные текстовые комплексы, т.е. сохраняется два принципа их построения: речь идет о комплексах одного и того же вида – заголовочных (или текстовых), а кроме этого, для выделения части заголовочного комплекса приходится прибегать к шрифтовым выделениям. Заголовочный включает в себя кроме собственно заглавия, еще подзаголовок или рубрику или надзаголовок или то и другое. Иначе говоря - это объединение на плоскости заголовков нескольких видов. Если же дизайнер конструирует комплекс так, что туда еще вписывается и иллюстрация, врезка и т.д. – составной заголовок.

Классификация заголовков

  1. Открытая верстка: клише установлено вверху или внизу полосы, а текст расположен под или над клише, либо, кроме того и сбоку.
  2. Верстка вразрез: клише поставлены между строками текста с открытыми полями.
  3. Закрытая верстка: клише закрыто текстом с трех сторон.
  4. Глухая верстка: клише в двух- и многоколонной полосе закрыто текстом со всех четырех сторон.
  5. Верстка с выходом на поле: клише вынесено частично за формат полосы.
  6. Верстка на полях: клише заверстаны вне текста, на полях.
  7. Верстка «под обрез»: клише занимает всю полосу и одно, два, три или все четыре поля.

Тема 6: «Использование иллюстрации на полосе газеты»

  1. Иллюстрационное оформление газеты.
  2. Виды иллюстраций.
  3. Норма и размер иллюстраций.
  4. Особенности иллюстрирования газет разных типов.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меню программы AutoCAD | Виды иллюстраций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.