Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды иллюстраций

Иллюстрационное оформление газеты

Иллюстрация выполняет в газете различные функции. Часто она лишь сопровождает, иллюстрирует текстовой материал— корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе— прояснять)— и неразрывно связана с текстом.

Все большее значение, однако, получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая иллюстрация обладает особой силой воздействия на читателей. Вместе с тем иллюстрация украшает газетную страницу.

Особенностями воздействия газетной иллюстрации на читателей объясняется тот факт, что постепенно она занимает все более важное место в номере. Растет количество иллюстраций на полосах, становится все более разнообразной их форма, все более ответственны задачи, которые они выполняют.

Это не значит, разумеется, что газета может постепенно превратиться в подобие иллюстрированного журнала. Текстовые материалы, несущие главную нагрузку, являются основой любой газеты, каждого ее номера. Из этого следует исходить, определяя оптимальную площадь, занимаемую иллюстрациями в газетном номере. Естественно, эта площадь может при необходимости изменяться от номера к номеру и зависит от объема газеты (ее формата, количества полос) и от ее типа. В развлекательных газетах иллюстрации должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что определяется возрастными и психологическими особенностями читателей.

Исходя из опыта оформления, накопленного советской и современной зарубежной прессой, в четырехполосной газете иллюстрации должны занимать примерно 15­20% всей площади номера. В специальных номерах (праздничных, юбилейных или тематических) занимаемая иллюстрациями площадь может быть больше.

   

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

Фотографии— это репортажные снимки, фотопортреты, фотомонтажи и фотоплакаты, фотоочерки, фотоэтюды и пейзажи, репродукции и т.д. Рассмотрим требования к различным видам фотографических иллюстираций.

Репортажный снимок должен выглядеть естественным. Плохая «инсценировка» приводит к фальши: читатель сейчас же почувствует неестественность и неправдивость показанного.

Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Важно, чтобы фотопортрет не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Иногда в газете применяются смонтированные групповые портреты: из нескольких индивидуальных портретов составляют групповой портрет, помещая его на каком-либо фоне. Сложность такого монтажного группового портрета заключается прежде всего в том, что имеющиеся в редакции индивидуальные портреты надо привести к одному масштабу. При создании группового портрета средствами монтажа, нужно иметь в виду одинаковое освещение: тени должны падать в одну сторону.



Фотомонтаж в наиболее сложном виде при мастерском его выполнении может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывает значение важных политических событий, смысл серьезных общественных явлений.

Монтаж нескольких фотоснимков может стать основой фотоплаката, который обычно помещают в специальных номерах газеты— праздничных, новогодних и т.п. Иногда в плакате совмещают фотографии и рисунок.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк, представляющий собой несколько посвященных одной теме фотоснимков, иногда объединенных с текстом. Он дает широкие возможности для раскрытия темы, для освещения какого-либо факта или события с разных сторон. Сегодня в печати используются разные виды фотоочерка, от простой тематической фотоподборки (нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера) до сложного, так называемого сквозного, фотоочерка, когда фотоснимки разбросаны по разным страницам номера и как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотографа. Кроме того, для фотоочерка всегда нужна большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, поскольку в него входит минимум три фотоснимка. Все эти особенности фотоочерка несколько ограничивают его использование в газетах.

Этюд и пейзаж являются хорошим средством освещения различных знаменательных событий. В качестве иллюстраций можно использовать и фоторе­продукции— с картин отечественных и зарубежных художников, с документов, плакатов и т.д.

Оригиналы нефотографических иллюстраций представляют собой рисунки или чертежи, выполненные карандашом, пером или кистью. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, диаграммы, карты, схемы, чертежи и пр.

Рисованный портрет при искусном исполнении может быть более выразительным, чем фотографический. Он хорошо выделяется на газетной странице и украшает ее. Иногда предпочитают помещать в газете портрет, перерисованный с фотооригинала.

Популярнейший вид рисованной иллюстрации— карикатура. Карикатура— острое и действенное средство. Как тут не вспомнить художников Алексея Меринова («Московский комсомолец») или Андрея Бильжо («Коммерсант-Daily»), карикатуры которых настолько узнаваемы, что их можно выделить в самостоятельный жанр.

Карикатура должна быть простой и ясной, сразу же понятной каждому читателю. В большинстве случаев карикатура представляет собой рисунок пером, карандашом, фломастером и т.д.— штриховое изображение.

Хотя шарж внешне имеет много общего с карикатурой (при его выполнении также пользуются методом гиперболизации какой-либо черты изображаемого лица), но принципиально отличается от нее. Карикатура— оружие сатиры, направленное против отрицательных явлений действительности; шарж же относится к области юмора, его задача— показать положительных героев, людей, пользующихся общественным признанием и уважением. Не случайно шарж называется дружеским: он должен вызвать доброжелательную улыбку. Поэтому в шарже не допускаются грубые искажения внешних данных героя, должно сохраняться портретное сходство с ним.

Диаграмма часто сопровождает газетный текст— статьи, обозрения на экономические темы, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важнейших цифровых данных.

Вместе с международными обзорами, статьями на международные темы и другими материалами, которые могут оказаться непонятными читателям без наглядного изображения местности, на которой происходят события, нередко помещают карты. Карта в газете, ввиду небольших размеров, должна быть максимально разгружена по сравнению с картами, помещаемыми в атласах, учебниках, энциклопедиях и т.п. Вместе с тем на такой карте обязательно показывают все населенные пункты, упоминаемые в тексте материала. В последнее время нашел применение вид карты, на которой показывается местоположение описываемой страны среди других стран того или иного континента, а затем эта страна дается в увеличенном масштабе, позволяющем указать названия населенных пунктов, рек, озер и т.д.

Чертежи и технические рисунки встречаются в отраслевых газетах. Чертеж как газетная иллюстрация должен быть доступен пониманию читателя, не умеющего читать техническую документацию. В связи с этим в газете лучше помещать объемную схему, на которой детали изображаемого предмета имеют вид, наиболее близкий к подлинному предмету и лишенный присущей чертежу условности. Для большей доступности чертежа с него должны быть удалены все детали, усложняющие изображение и не имеющие существенного значения для понимания действия механизма.

Обозначения тех или иных деталей механизма могут быть даны в двух вариантах: либо в виде цифр, которые расшифровываются в наборной подписи под чертежом, либо в виде надписей названий деталей на самом чертеже. Если чертеж несложный, не имеет много надписей, то названия деталей лучше давать на самом чертеже; если же обозначений много, то лучше применять цифровые надписи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Виды иллюстраций

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.58.81
Генерация страницы за: 0.101 сек.