Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16 Избирательное право и избирательная система

Избирательные системы и их виды. Избирательная система - это система общественных отношений, связанная с выборами органов государственной власти. Избирательная система - это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Виды избирательных систем:

1. Мажоритарная система;

2. Пропорциональная система.

3. Смешанная система.

Мажоритарная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается кандидат, который получил установленное большинство голосов.

Виды мажоритарной системы:

1. относительного большинства;

2. абсолютного большинства;

3. квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше, чем любой из его соперников.

Мажоритарная система абсолютного большинства – избранным считается кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины голосов избирателей (50% +1голос).

Мажоритарная система квалифицированного большинства – избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, т.е. существенно превышающих половину – 2/3 или 3/4голосов избирателей.

Пропорциональная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип пропорциональности между поданными за партию (блок партий) голосами избирателей и полученными ими мандатами.

Смешанная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип большинства и принцип пропорциональности., т.е. присутствуют признаки как мажоритарной избирательной системы, так и пропорциональной избирательной системы.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Избирательное право. Институт избирательного права Республики Беларусь регулируется Избирательным Кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года.

Избирательное право следует рассматривать в двух смыслах - как объективное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления; как субъективное – это активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательные права.

Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования. Выборы бывают:

1.прямые и косвенные. Прямые выборы: избиратели непосредственно голосуют за кандидатов любого уровня. Косвенные выборы – вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими выборщики;

2.очередные и внеочередные. Очередные проводятся по истечении срока полномочий либо в срок, указанный в Конституции или законе. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска органа.

3.республиканские и местные. Республиканские проводятся по всей стране, местные - в определенной административно-территориальной единице.

Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, которые должны быть соблюдены при организации и проведении выборов.

Принципы избирательного права:

1. выборы являются всеобщими;

2. выборы являются равными;

3. выборы являются свободными;

4. выборы являются прямыми;

5. выборы являются косвенными;

6. тайное голосование.

Выборы являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Выборы являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.

Выборы являются равными: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.

Выборы являются прямыми. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно. Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.

Выборы являются косвенными: члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Тайное голосование: голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.

Гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата в депутаты Палаты представителей не может превышать 21 года, в члены Совета Республики - 30 лет, на пост Президента Республики Беларусь – 35 лет, в депутаты местных Советов депутатов – 18 лет.

Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Республике Беларусь устанавливается для кандидатов на пост Президента – 10 лет непосредственно перед выборами и в члены Совета Республики – 5 лет.

Ценз гражданства - требование закона, в соответствии с которым избирательное право предоставляется только гражданам Республики Беларусь.

Служебный ценз - положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, Избирательным Кодексом Республики Беларусь.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из стадий:

1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов и создание избирательных комиссий;

3) выдвижение и регистрация кандидатов;

4) агитационная кампания;

5) голосование;

6) установление результатов голосования.

7) опубликование результатов выборов.

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. В Республике Беларусь численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе не может превышать 10 процентов.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Подготовку и проведение выборов в Республике Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответствующие избирательные комиссии.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Избранным считается кандидат в получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

 


Тема 17 Референдум (народное голосование)

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» и обозначает – «то, что должно быть сообщено». Референдум – это голосование избирателей, по результатам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

1 которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

2 связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

3 о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

4 об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не могут выноситься вопросы:

5 которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

6 связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

7 о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

8 об амнистии, о помиловании.

9 которые связанны с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит

1 Президенту Республики Беларусь;

2 Палате представителей и Совету Республики;

3 гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска. В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим Кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

1 дата проведения референдума;

2 юридическая сила решения, принятого референдумом;

3 формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

4 иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.

Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

Местный референдум. Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:

в области и городе Минске - не менее 50 человек;

в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;

в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

 


 

Тема 18 Понятие и основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь

Понятие, виды и система государственных органов. Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Исходя из установленного Конституцией РБ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

1. Органы законодательной власти – Национальное Собрание РБ в составе двух палат. Основная их функция - осуществление законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер. Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

2. Органы исполнительной власти - это Правительство РБ. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти подразделяются на центральные, республиканские и местные и относятся к органам государственного управления.

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д. Органы исполнительной власти по объему компетенции подразделяются на: органы общей компетенции (Правительство РБ); органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, государственные комитеты). В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РБ единую систему исполнительной власти.

3. По Конституции РБ третьей отраслью власти по является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Cоздание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Конституционный Суд РБ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

4. контрольно-надзорные органы.

Органы с особым статусом не входят ни в одну из трех отраслей государственной власти, но тем не менее осуществляют значительные государственные функции и являются составной частью механизма осуществления власти. Прежде всего - это Прокуратура, которая представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени РБ надзор за соблюдением Конституции РБ и исполнением законов, действующих на территории РБ. Прокуратура РБ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

5.Органы местного управления и самоуправления

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов (далее – Совет) и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные принципы организации и деятельности органов государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.