Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

P1 P2 Pz




MU1 MU2 MUz

P1 P2

MU хл. MU кофе

−−−−−−−− = −−−−−−−−

Что произойдет, если снизится цена полоски? Приведенное равновесие нарушится. Чтобы его установить исходя из уже новой цены нужно, чтобы предельная полезность полоски хлеба уменьшилась или предельная полезность кофе увеличилась. Для этого, в соответствии с принципом убывания предельной полезности, потребитель сократит потребление кофе и увеличит потребления полосок хлеба, тем самым он будет действовать в соответствии с законом спроса. Таким образом, рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретаемый товар принес ему одинаковую предельную полезность, пропорциональную цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение – правило max и min полезности (условие равновесия потребителя).

−−−−−−−− = −−−−−−− =….= −−−−− - Условие равновесия потребителя

Недостатки теории предельной полезности:

- не существует объективных единиц полезности товаров;

- предельная полезность денежной единицы меняется с изменением дохода.

 

2. Порядковый (ординалистский) подход базируется на следующих аксиомах:

a) «Аксиома совершенной упорядоченности» заключается в том, что предпочтения уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы (с помощью >, <, или безразлично), т.е. с наборов А и В потребитель предпочтет А вместо В, или В вместо А, или одинаково будет удовлетворен обоими, исключая ответ «не знаю».

б) «Аксиома транзитивности» - если потребитель предпочтет любому А набор В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет набор А набору С.

в) «Аксиома ненасыщения»: все товары желанны, и если оставить в стороне цену, то потребитель всегда предпочитает большее количество меньшему.

г) «аксиома независимости потребителя»: отсутствие «внешнего эффекта».

Данные аксиомы образуют основу модели теории потребления.

Кривые и карты безразличия

 

Графически предпочтения представляют с использованием кривых безразличия. Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию 2-х товаров, что потребителю безразлично какую из них выбрать.

Кривые безразличия представляют совокупность потребительских наборов, каждый из которых обеспечивает одинаковый уровень удовлетворения, А=В=С. Набор А предпочтителен набору Е, т.к. он содержит больше одежды и пищи (аксиома ненасыщения). Набор D предпочтителен набору А; их можно сравнить, т.к. они содержат либо больше, либо меньше одежды и пищи. Но сравнение набора А с набором В и С невозможно без более полной информации об их оценке потребителей, т.к. В содержит больше одежды, но меньше пищи, а С – наоборот; эту информацию дает кривая безразличия. Если двигаться по кривой безразличия от В к А и С, то сокращается потребление одежды и увеличивается потребление пищи. Потребители всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами при неизменном уровне удовлетворения.

Чтобы количественно определить объем товара, который потребитель готов пожертвовать ради увеличения другого, используется мера, называется MRS – предельная норма замены. Т.е. при анализе кривых безразличия используют MRS, которая показывает насколько нужно уменьшить потребление товара y, что чтобы увеличить потребление товара X на 1 единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения остался неизменным.

 

MRS=tgἀ

tgἀ = ▲y/▲x = MRS

 

Предельная норма замены может принимать различные значения. Убывающая норма замены встречается наиболее часто, но возможны варианты:

 

 

U1: MRS=const

U2: MRS=0

U3: MRS↑ («эффект коллекционера»)

 

Свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия расположена выше и правее начала координат. Чем кривая выше и правее, тем более высокий уровень удовлетворения.

2. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон

3. Кривые безразличия не пересекаются

4. Кривые безразличия выпуклы в сторону начала координат

 

Равновесие потребителей при данных ценах и доходах.

 

Потребитель стремится на более высокую кривую безразличия, но ограничен в своих средствах. В двухпродуктовой модели «лжепотребителя» выглядит: M=Px*X+Py*Y.

Если потребитель расходует бюджет только на товар х, то он сможет приобрести его в количестве M/Px.

Если потребитель расходует бюджет только на товар y, то он может приобрести его в количестве M/Py. Это значит, что существует бюджетное ограничение, графически представленное бюджетной линией.

Уровень бюджетной линии: y=M-Px/Py

 

 

Наклон бюджетной линии измеряется обратным отношением цен: tgἀ=M/Py:M/Px=Px/Py

 

 

Выше бюджетной линии область недостижима для потребителя; ниже – область, которая неинтересна, т.к. расходуется весь бюджет. Точка, в которой потребитель достигает max удовлетворения соответствует точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (.)Е. Любая другая комбинация товаров дает ему наименьшее удовлетворение. Исходя из этого, условием равновесия потребителя (max удовлетворение) выступает равенство, при котором предельная норма замены равна обратному соотношению цен:

MRS=▲y/▲x=Px/Py – max удовлетворение на данный бюджет (порядковый подход)

MUa/Pa=MUb/Pb=…=Muz/Pz=

 

Поведение потребителя

Реакция потребителя на изменение цен и доходов

 

Рассмотрим, как рациональный потребитель будет перестраивать структуру потребления при ▲M и ▲P.

Пусть M=const, Py=const, Px↓

При Px↓, бюджетная линия будет перемещена из положения M1 в M3, т.е. изменять угол наклона. Потребителю будут доступны все более удаленные от начала координат кривые безразличия (1,2,3). Равновесная цена будет смещена из М1 в М3, мы получаем линию «цена потребления», которая показывает множество равновесных комбинаций товара x и y при изменении цены одного из них. На основе ее можно построить линию индивидуального спроса D.

 

 

С ростом дохода бюджетная линия смещается из M1 в М3. Потребитель получает возможность приобретать больше х и у, т.е. перемещаться на более высокую кривую безразличия: из U1 в U3. Если соединить точки равновесия, получаем линию «доход потребителя», ее конфигурация:

1) Луч, выходящий из начала координат. Если при росте дохода, покупки х и у увеличатся в той же пропорции.

2) Зависимость Энгеля. Если с ростом дохода покупки будут расти непропорционально друг другу. Тогда при росте дохода возрастает потребление товаров длительного пользования.

3) С ростом М увеличивается потребление качественных товаров.

 

Эффект замены и эффект дохода

 

Рассмотрим более подробно влияние изменения цены на потребителя: ▲P какого-либо товара, при сохранении неизменной P других товаров и количественного дохода, означает изменение реального дохода потребителя.

Номинальный доход – это доход в денежном эквиваленте, реальный доход – это набор товаров и услуг, который можно приобрести при данном уровне цен = ▲M/▲P.

Изменение цены на товар приводит к тому, что эффект, полученный в результате, распадается на два эффекта: эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода возникает в связи с тем, что снижение цены увеличивает покупательную способность (при прочих равных условиях) или реальный доход потребителя, и наоборот. Графически реальный доход изображается кривой безразличия. Эффект дохода – это изменение уровня удовлетворения.

Эффект замены ведет к увеличению потребления товара, цена которого снижается. Эффект замены есть изменение потребления товара, цена на который изменилась, при неизменном уровне удовлетворения.

 

Покажем графически разложение общего эффекта ▲Px на эффект замены и эффект дохода. KL и U1 определяют равновесие в (.)Е0, когда товар потребляется в объеме х0. При ↓Px бюджетная линия смещается в положение KL*, а точка равновесия – в (.)Е2. Потребление товара х увеличится до х2. Общий эффект от снижения Px выразился в увеличении товара х.

Построим дополнительную бюджетную линию К1L1, параллельную KL*, но касающуюся кривую безразличия U1. точка касания Е1 соответствует объему потребления х1. Дополнительная линия К1L1 характеризует тот уровень дохода, который был бы достаточен, чтобы при новом соотношении цен потребитель мог сохранить прежний уровень удовлетворения. Между Е0 и Е1 реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия.

Т.о. сдвиг от Е0 к Е1 есть эффект замены х0→х1, количественно он равен х1-х0. Эффект дохода составляет х1→х2 и количественно он равен х2-х1.

 

Компенсированные изменение цены

 

Разложение общего эффекта на эффект замены и эффект дохода имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, может быть использовано для обоснования компенсированного изменения цены. Рассмотрим в качестве примера предложенный в США проект по изменению цены на бензин: для ликвидации возникшего дефицита было предложено повышение цены, т.е.M=const, Py=const, Px↑. Для того, чтобы покупательная способность не снизилась, было предложено одновременно вернуть всю ожидаемую сумму в форме снижения подоходного налога. На графике по оси х объемы покупки бензина; по оси у – всех прочих товаров; исходная бюджетная линия – M; исходная комбинация товара: х0-у0. Повышение Px сдвигает бюджетную линию М в положение М1, и новая комбинация товаров составит х2-у2. Т.е. потребление бензина сократиться с х0 до х2, а уровень удовлетворения снизится с U1 до U2. Но снижение подоходного налога сдвигает бюджетную линию с М1 в положение М2, что позволит потребителю выбрать комбинацию товаров х1-у1. Т.о. компенсированное повышение цены позволяет снизить потребление бензина с х0 до х1, сохранив при этом исходный уровень удовлетворения. Компенсированное изменение цены позволяет изменить структуру потребления. Потребитель сокращает потребление товара, цена на который растет, даже если уровень удовлетворения остался прежним (психология потребителя).

 

Фирма и производство.

Фирма: сущность, виды, цели. Производственная функция.

 

Производство – это процесс преобразования факторов производства в готовую продукцию и услуги. Факторы производства – это земля, труд, капитал, уровень технико-организационных знаний (менеджмент).

А) Земля: это не только земная поверхность и полезные ископаемые, но весь комплекс природных условий на конкретной территории, включая климатические условия, пресную воду и т.п.

Б) Капитал – не финансовый, не акционерный, а реальный (физический) капитал – здания, строения, оборудование, сырье и материалы.

В) Труд – любое умственное и физическое усилие, прилагаемое людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Г) Уровень технико-организационных знаний – деятельность по организации факторов производства и контроля над ним.

Фирма – это некая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления продукции и услуг, которые она продает потребителям и другим фирмам. Существует 2 подхода в понимании «фирмы» во взаимосвязи с понятием «предприятие»:

1. Различие между предприятием и фирмой не проводится, эти понятия синонимичны.

2. Различие между понятиями строится на том, что фирма является основной предпринимательской единицей, тогда как предприятие – основная производственная единица; т.е. фирма включает в себя несколько предприятий. Эти термины совпадают, если фирма состоит из одного предприятия.

3. Фирма – самостоятельная единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами, использует в процессе производства организационно-плановые методы. Отношения с другими хозяйственными субъектами основаны на контрактах-соглашениях.

Титульное владение:

А) Хозяйственное ведение – означает право распоряжения движимым имуществом и доходами, хотя они не являются собственностью фирмы. Недвижимость используется только с разрешения собственника.

Б) оперативное управление – фирма распоряжается только доходами и отвечает по обяхательствам только доходами.

Классификация видов фирм

 

1. По типу собственности:

· частные

· государственные

· муниципальные

Преобладает смешанная форма собственности.

2. По формам хозяйственника – в основе лежит режим объединения использованных материальных ресурсов и труда:

· единоличные (собственник – предприниматель)

· партнерские (участники делают вклад, выступая при этом либо как предприниматели или работники, либо только как инвесторы (пайщики))

· корпорации (это акционерные общества, управляемые по поручению пайщиков)

3. По основной сфере деятельности:

· производственной (промышленность, с/х, строительство)

· оказание услуг (информационных, коммерческих, социальных, транспортных) и выполнением работ

· посредничеством (торговля, биржевая деятельность) и инновациями (исследования, разработки, ноу-хау)

· сдача в пользование имущества (кредит, лизинг, аренда, траст)

4. По целям деятельности: коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли с последующим распределением среди участников. Некоммерческие организации ориентируются на решение социальных задач (например, образование). При этом, если организация ведет коммерческую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а используется для развития самой организации, достижения социальных и и иных общественно-полезных целей.

5. По организационно-правовому статусу:

5.1. Коммерческие:

А) Хозяйственные товарищетсва

· Полные

· На вере (коммандитные)

Б) Хозяйственные общества:

ООО, ЗАО, ОАО

В) Производственные корпоративы

Г) Государственные и муниципальные унитарные предприятия (РЖД)

5.2. Некоммерческие – т.е. не имеют прибыль в качестве основной цели. Некоммерческие организации, выполняющие управленческие и социально-культурные функции, финансируются собственником имущества.

А) Учреждения

Б) Потребительские корпоративы (корпоративные дома)

В) Фонды

Г) Ассоциации

Традиционно принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль. Из всех альтернативных вариантов фирма выбирает наиболее выгодный. Между объемом производства факторами производства существует функциональная зависимость, выражающаяся производственной функцией:

Q=F(x1, x2, …, xn), где Q – max возможный выпуск при данной комбинации производственных фаткоров х1, х2, хn.

Факторы производства взаимодополняемы и взаимозаменяемы. Взаимодополняемость означает, что отсутствие одного из них или нескольких делает производство невозможным. В то же время, факторы производства в известной степени взаимозаменяемы, т.е. нехватка одного может быть возмещена дополнительным количеством другого – ресурсы могут комбинироваться.

Производственная функция заключает в себе технически эффективные способы производства, т.е. такие, при которых нельзя увеличить объем производства без роста затрат или уменьшить затраты не сократив выпуска.

 

 

Общий средний предельный продукт. Производственная функция в коротком периоде.

 

TP – общее количество продукта, которое возрастает и убывает по мере использования переменного фактора.

АР = TP/L - средняя производительность переменного фактора

МP =▲TP/▲L, ▲L=1 – предельная производительность труда - изменение общего продукта, вызванное дополнительной единицей переменного фактора.

Рассмотрим двухфакторную производственную функцию, где один фактор постоянный, а другой – переменный. Это значит, что мы рассматриваем функцию в коротком периоде. Типичная зависимость между выпуском продукции и количеством труда (L), применяемого с фиксируемым объемом капитала, изображена на рис.1. Небольшое количество используемого труда в начале производства как правило обеспечивает рост выпуска, отражающий рост количества используемого в производстве труда (график ТР загибается к оси ординат). Это продолжается до достижения технологически оптимального соотношения труда и капитала. При более интенсивном использовании данных производственных мощностей за счет дальнейшего увеличения количества применяемого труда (график ТР загибается к оси абсцисс), после достижения определенного уровня занятости общий выпуск сокращается.

Приращение общего выпуска при увеличении переменного фактора на единицу, есть предельная производительность переменного фактора. Графически это tg угла наклона касательной к графику ТР. При При применении L0, его предельная производительность равна tgἀ (рис. 2).

Предельная производительность труда увеличивается до т. А, затем начинает снижаться и в точке max выпуска (т. С) достигает нуля. Т.е. после достижения оптимального соотношения труда и капитала при отсутствии технического прогресса действует закон снижающейся предельной производительности переменного фактора.

Отношение общего объема выпуска к общему количеству используемого переменного фактора есть средняя производительность переменного фактора (АР). Графически это tg угла наклона прямой, соединяющей точки линии общего выпуска с началом координат (tgВ на рис.3).

Средняя производительность труда, по мере его роста с данным объемом капитала, сначала увеличивается до (.) В, затем снижение средней производительности переменного фактора начинается после того, как значение предельной и средней производительности сравняются в (.) В. Т.к. сначала предельная производительность превышает среднюю, то их равенство обеспечивается за счет снижения предельной производительности, что после достижения оптимального сочетания факторов, сопровождается продолжением роста средней производительности.

На основе графика общего продукта ТР, используя точки А, В, С, можно изобразить динамику предельной и средней производительности переменного фактора в коротком периоде.

 

Производственная функция в длительном периоде

 

Производственную функцию в длительном периоде можно представить в виде множества производственных функций короткого периода с различными фиксируемыми объемами капитала.

Типичной формой производственной функцией длительного периода является степенная функция вида:

 

 

Производственная функция, у которой называется производственной функцией Кобба-Дугласа

Для графического изображения производственной функции длительного периода в двухмерном пространстве используют линии равного выпуска продукта.

 

 

Линия равного выпуска продукта – изокванта – представляет собой множество различных комбинаций объема труда и капитала, при которых достигается один и тот же объем выпуска. Т.к. производственная функция выражает зависимость между количеством используемых факторов и max возможным выпуском, то изокванта – это множество сочетаний min необходимых объемов труда и капитала для каждого выпуска. Это означает, что эффективная часть изокванты не может иметь положительного наклона. Все точки изокванты, расположенные вне дуги АВ есть неэффективные варианты производства. (.) С соответствует варианту производства при использовании Кс и Lс. Но тот же объем с такими же затратами труда (Lс) можно произвести применяя лишь Кd единиц капитала.

Степень выпуклости изокванты к началу координат в каждой ее точке зависит от соотношения предельной производительности факторов и характеризуется предельной нормой технической замены фактора (MRTS). MRTS показывает, на сколько единиц можно снизить объем капитала при увеличении применяемого труда на единицу, при сохранении выпуска неизменным.

 

 

Графически MRTS – tg угла наклона касательной к изокванте в точке, представляющей исследуемый вариант производства заданного объема продукции.

Выразим MRTS через предельную полезность факторов (MPL, MPК). При увеличении труда на ▲L выпуск возрастет на ▲L* MPL. При уменьшении капитала на ▲К выпуск сократиться на ▲К* MPК. Т.о. увеличение количества труда компенсирует уменьшение капитала, если выполняется равенство:

 

 

Это равенство позволяет сохранить объем выпуска const в процессе комбинации факторов производства.

При исследовании результатов производства различают короткий и длительный периоды. Результат в коротком периоде характеризуется показателями общего выпуска, средней и предельной производительностью переменного фактора и эластичностью выпуска по этому фактору. В длительном периоде при пропорциональном изменении факторов – эффективностью и эластичностью от масштаба.

 

Равновесие производителя

 

Рассмотрим правило, при котором предприятие (фирма) может наиболее эффективно распределить затраты (бюджет) между факторами производства. В условиях двухмерной модели бюджет фирмы можно представить:

- бюджетная прямая - изокоста

Данное уравнение есть уравнение прямой, все точки которой выражают те комбинации факторов производства, использование которых ведет к одинаково общим затратам (затраты полностью тратятся на факторы производства).

 

Бюджетная прямая – линия цен, т.к. ее наклон равен обратному соотношению цен двух факторов

 

Встает вопрос, как распределять факторы производства с учетом их цен, чтобы достичь max выпуска. На графике желаемый максимум представлен точкой касания изокосты и изокванты - (.) Е. Эта точка дает оптимальное распределение факторов и выступает точкой равновесия производителя. Читывая то, что в (.) Е изокоста и изокванта имеет одинаковый наклон, можно записать:

 

1 условие равновесия производителя

 

Производитель в (.) Е находится в равновесии, т.к. при отклонении от этого состояния он приходит к неэффективному распределению факторов производства. Это объясняется тем, что предельная производительность факторов, приходящаяся на денежную единицу, в оптимальном случае должна быть одинаковой для всех факторов производства. Если дополнительная единица одного фактора оказывается на 1 рубль затрат более производительной, то производитель будет перераспределять затраты в пользу более эффективного фактора до тех пор, пока предельная производительность ресурсов, приходящаяся на денежную единицу не выровняется. Когда улучшения уже невозможны, а выпуск при данных затратах наивысший выполняется:

 

2 условие равновесия производителя

 

Расширение производства. Отдача (эффект от масштаба).

 

Расширение производства возможно различными путями:

- дополнительные рабочие силы;

- увеличение используемой наличной мощности (закупка сырья);

- расширение производственной площади;

- установка дополнительного оборудования (увеличение мощность предприятия).

 

В коротком периоде можно увеличить объем производства, применяя лишь переменный фактор. Расширение производства в коротком периоде исследуется с помощью понятия «убывающей отдачи» переменного фактора.

В длительном периоде можно увеличить применение всех факторов. В этом случае увеличивают масштабы производства и, поэтому, для анализа используют понятие «отдача от масштаба».

Если выбран технически эффективный вариант, то увеличение выпуска возможно за счет пропорционального увеличения всех факторов производства, это и есть изменение масштабов производства.

Пусть первоначально соотношение между выпуском и переменными факторами описывается производственной функцией Q=F(K, L). Если увеличить объемы факторов производства (К, L), т.е. масштаб в n раз, то новый объем выпуска будет составлять Q=F(nK, nL).

 

1) Если выпуск увеличится также в n раз, т.е. Q = nQ, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.

 

2) Если выпуск увеличится менее, чем в n раз, т.е. Q < nQ то наблюдает убывающая отдача от масштаба

 

3) Если выпуск увеличится более, чем в n раз, т.е. Q > nQ то наблюдает возрастающая отдача от масштаба

 

Постоянная отдача от масштаба наблюдается в тех производствах, где ресурсы однородны и их количество можно изменять пропорционально. В таких производствах увеличение выпуска может быть достигнуто путем увеличения объемов всех факторов производства.

Убывающая отдача, как правило, связана с ограниченными возможностями управления крупными производствами.

Во многих случаях отдача от масштаба изменяется при достижении определенных пределов выпуска, т.е. рост производства может сопровождаться постоянной и даже возрастающей отдачей от масштаба, которая затем сменяется убывающей отдачей.

 

Затраты

Экономический и бухгалтерский подходы к пониманию затрат.

Использование любого фактора производства в процессе производства сопровождается затратами. Существует 2 подхода к пониманию затрат: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские затраты – затраты всех затраченных (купленных) факторов производства.

Экономические затраты – затраты всех используемых факторов производства.

Используемые и затраченные факторы могут не совпадать! Пример: для организации предприятия покупка зданий, сырья, наем работников, электричество – купленные затраты. Если же у организации уже есть здание в собственности – это используемый фактор. Однако по нему все равно есть затраты.

Экономические затраты – совокупность явных и неявных затрат. Явные затраты тождественны понятию «бухгалтерские» и представляют собой платежи за покупаемые факторы, и составляют себестоимомость продукта. Неявные затраты – стоимость ресурсов (факторов производства, которые используются в процессе производства, но не являются покупными, т.е. выступают собственностью фирмы).

С точки зрения фирмы, неявные затраты равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за использованные ресурсы при наилучшем из возможных способов их применения. Неявные затраты – затраты упущенных возможностей. Например, затраты по зданию: здание можно сдавать в аренду и получать доход.

Степень различия экономических и бухгалтерских затрат зависит от объема и видов ресурсов. В корпорациях редко учитывается неявный заработок, но корпорации вкладывают больше средств в капитальное оборудование и землю. По этим затратам учитывают неявный (упущенный) процент с вложенных средств и неявную арендную плату. Классификация затрат важна для понимания прибыли.

Экономические затраты:

Явные = бухгалтерские

Неявные = затраты упущенных возможностей, связаны с собственностью

Нормальная прибыль, покрывающая явные и неявные затраты, удерживает экономиста в отрасли. Экономист учитывает и явные и неявные затраты!

 

Экономическая прибыль

Экономист понимает под прибылью то, что выше бухгалтерских затрат.

Нормальная прибыль обеспечивает фирме полное возмещение издержек и доход на единицу вложенных средств не меньше, чем в других доступных областях. Эта прибыль достаточна, чтобы удержать предпринимателя в данном бизнесе в качестве собственника и руководителя фирмы.

В развитых странах эта прибыль составляет 15-20% к стоимости активов. В ряде отраслей и стран норма существенно выше, однако вложение капитала обычно отграничено монополией на месторождения, земельные участки, патенты и т.д., либо связана с повышенным риском.

Экономическая прибыль – прибыль сверх нормы прибыли, возникающая в результате нововведений в технике, технологии, организации производства и управления монопольных цен, либо в качестве компенсации з повышенный риск.

При экономической прибыли равной нулю (нормальная прибыль), фирма получает обычный для данной отрасли доход от всех принадлежащих к ней факторов. Вложив свои ресурсы в другой бизнес, предприниматель получил бы примерно такой же доход, поэтому нет смысла менять профиль деятельности. Для получения сверхприбыли необходимо найти свою нишу.

 

Затраты в коротком периоде

 

Величина затрат на производство продукта зависит от объема выпуска и выступает его функцией: С=F(Q). Разные части затрат по-разному реагируют на изменение Q. Для короткого периода совокупные затраты можно разделить на 2 вида: FC (постоянные затраты) и VC (переменные затраты).

Постоянные затраты не зависят от величины выпуска - это стоимость тех ресурсов, которые не могут быть изменены в процессе их применения. Постоянные затраты связаны с существованием производственного оборудования (здания, станка) и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит (амортизация). Как правило, это оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, выплаты персоналу и будущим специалистам, которые обучаются за счет фирмы.

Переменные затраты – стоимость ресурсов, изменяющихся в зависимости от изменения величины выпуска (чем больше производим, тем больше необходимо сырья): затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, большую часть трудовых ресурсов.

FC+VC=TC – общие или совокупные затраты

 

На основе общих затрат можно рассчитать средние затраты (АС), т.е. приходящиеся на одну единицу продукции.

 

 

В начальный период производства средние затраты велики, т.к. выпуск незначительный, а постоянные затраты произведены (купили здание или станок). По мере роста выпуска постоянные затраты распределяются на все большее количество продукции (т.е. на станке работа не в 1, а в 3 смены). Поэтому средние затраты быстро снижаются, когда постоянные затраты приходятся на большее количество продукции, они перестают оказывать существенное влияние на средние затраты. И в этих условиях решающее воздействие начинает оказывать переменные затраты.

Графически VC представляет собой параболу

 

Производителя интересует, при каком объеме производства он получит max прибыль. Возникает вопрос о предельных затратах (MC), связанных с изменением количества выпускаемой продукции. Предельные затраты показывают на сколько изменяются общие затраты (ТС) при выпуске дополнительной единицы продукции.

 

 

На величину МС влияют только VC (т.к. FC не изменяются с изменением объема выпуска)!

Линия МС пересекается с линией средних затрат в (.) их минимумы.

 

Затраты в длительном периоде

 

Кривые затрат в длительном периоде показывают минимальные затраты производства любого объема продукта, когда все факторы являются переменными (нет деления на постоянные и переменные затраты). В длительном периоде можно изменить не только интенсивность производства, но и размеры, и количество предприятий.

Пусть в какой-то отрасли существует 5 предприятий разных размеров. Размеры каждого позволяют работать с минимальными краткосрочными средними затратами (SAC), при объемах, отличающихся на 10000 единиц. Менеджер при выборе предприятия должен определить минимальный уровень SAC для каждого возможного уровня выпуска, чтобы найти точки, принадлежащие долгосрочной кривой издержек (LAC). В длительном периоде он имеет возможность использовать различные предприятия для достижения минимальных затрат при производстве любого заданного объема.

Для любого объема, меньше 15 тысяч наименьшие АС будут на первом предприятии. При производстве 12 тысяч, АС=22 на первом предприятии. Производство такого же объема на втором предприятии обойдется в 30 единиц.

Если этот объем будет производиться на двух предприятиях, то большая часть оборудования останется неиспользованным. Дешевле производить 12 тысяч на меньшем предприятии, хотя этот же объем выпуска и превышает уровень 10 тысяч, при котором SAC на данном предприятии наименьшее.

Если выпуска продукции меньше 15 тысяч, то долгосрочной кривой средних издержек LAC будут принадлежать точки, расположенные на SAC-1. Только те точки на краткосрочных кривых средних издержек, которые расположены ниже точек пересечения этих кривых принадлежат также долгосрочной кривой LAC.

Долгосрочная кривая издержек имеет плавный вид в том случае, когда размеры предприятия можно изменять так, чтобы объем продукции, производимый при минимальном SAC, был на 1 единицу больше, чем на предыдущем предприятии.

Кривая длительного периода оказывается касательной к кривым короткого периода в точках их минимума.

 

Совершенная конкуренция.

Классификация рыночных структур.

 

Если за основу классификации брать количество экономических субъектов, выступающих на стороне спроса и стороне предложения, то различают:

1) совершенная (чистая) конкуренция

2) монополия

3) олигополия

4) монополистическая конкуренция

 

Совершенная конкуренция – большое число продавцов, причем доля каждого в общем объеме выпуска не более 1%. Продавцы не могут оказывать влияние на цену своей продукции. Она складывается на рынке под воздействием совокупного спроса и совокупного предложения товара в данной отрасли. Большое число покупателей. Характерная черта – однородный продукт.

- информация о ценах, технологиях и вероятной прибыли доступна;

- отсутствие барьеров для входа и выхода с отрасли.

 

Монополия – один продавец, занимающий доминирующее положение на рынке, оказывает влияние на цену своей продукции. Много покупателей.

- продукция не имеет близких заменителей;

- барьеры для входа в отрасль;

- недоступность информации (существует промышленный шпионаж).

Ограниченная монополия – один продавец, несколько покупателей;

Двусторонняя монополия – один продавец, один покупатель;

Монопсония – один покупатель, много продавцов;

Ограниченная монопсония – один покупатель, несколько продавцов.

 

Олигополия – несколько продавцов, много покупателей

- однородный или разнородный продукт

- барьеры на вход в отрасль

- ограниченный доступ к информации

Двусторонняя олигополия – несколько продавцов, несколько покупателей;

Олигополия спроса – несколько покупателей, много продавцов

 

Монополистическая конкуренция - большое число продавцов и покупателей

- дифференциация продукта и услуги

- отсутствие существенных барьеров на вход в отрасль

- доступность информации

Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей обслуживания, розничной торговли, сферы технического обслуживания, финансово-банковского обслуживания, производства одежды, обуви…

Совершенная конкуренция и монополия наиболее абстрактные структуры. Совершенная конкуренция характерная для рынков стандартизации с/х продуктов: зерно, птица, молоко и т.д. монополия связана с невоспроизводимыми условиями производства (залежи полезных ископаемых, плодородные почвы), а также характерная для предприятий общественного пользования (энергосети, водоканал, метрополитен).

Различие между совершенной и несовершенной конкуренцией – возможность оказывать влияние на цену своей продукции. В условиях совершенной конкуренции производитель не может влиять на цену, и она складывается на рынке.

 

Самые близкие структуры – совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция.

 

Общая, средняя, предельная выручка в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Каждая фирма стремится максимизировать прибыль, т.е. максимизировать разность между общей выручкой (доходом) и общими затратами: П=TR-TC, П – прибыль

Общая выручка (TR) – сумма дохода, поступившая от реализации произведенного продукта: TR=P*Q

 

Предельная выручка (MR) – прирост общей выручки, при увеличении продаж на 1 единицу.

 

Средняя выручка (AR) – доход, получаемый от продажи 1 единицы продукции. AR представляет собой цену одной единицы продукции.

 

Рассмотрим выручку в условиях несовершенной конкуренции, т.е. когда кривая спроса на продукцию отдельного производителя имеет отрицательный наклон (т.е. существует обратная зависимость между объемом и ценой).

 

 

Когда кривая спроса имеет отрицательный наклон, цена товара (AR) больше предельного дохода. Чтобы увеличить сбыт на единицу товара, цена должна снизиться, и вся проданная продукция (а не только дополнительная) приносить меньший доход.

График показывает зависимость между TR, AR и MR. По мере движения вниз по кривой спроса P снижается, а Q возрастает. TR увеличивается или снижается в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен в верхней части кривой (Q<Q1) и здесь MR>0, т.к. увеличение объема реализации увеличивает также и TR. Спрос неэластичен в нижней части кривой, когда MR<0, т.е.при росте реализации продукции сократился доход: P=AR, P>MR (характерно для несовершенной конкуренции).

Рассмотрим выручку в условиях совершенной конкуренции, т.е. когда цена для отдельной фирмы является величиной заданной и она всегда постоянная по отношению к любому количеству проданной отдельной фирмой продукции (цена формируется в результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения). Т.к. решения отдельных фирм не влияют на уровень рыночной цены, кривая спроса отдельной фирмы имеет горизонтальное положение.

 

Кривая спроса отрасли складывается при взаимодействии на рынке всех производителей и потребителей и имеет отрицательный наклон. Когда отдельная фирма сталкивается со спросом, выраженном горизонтальной линией, то она может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены. В итоге, TR увеличивается на величину, равную цене. Но цена равна:

 

1)P=AR 2)P=MR

 

1) В условиях несовершенной конкуренции TR имеет вид:

 

 

2) В условиях совершенной конкуренции TR имеет вид:

 

 

Вывод: Если при реализации большого количества продукции фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса (среднего дохода AR) будет иметь отрицательный наклон, а кривая предельного дохода (MR) окажется ниже кривой среднего дохода. Когда цена не зависит от продаваемого количества (совершенная конкуренция), кривая спроса фирмы, ее среднего и предельного дохода представляют собой горизонтальную линию.

 

 

Условие максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Изучение видов затрат и выручек необходимо фирме для выяснения вопроса – при каком оптимальном количестве выпуска обеспечивается максимальная разность между TR и TC.

 

Рассмотрим, что происходит при выпуске 1, 2, 3… единиц продукции. Каждая последующая единица продукции приводит к изменению TR и TC. Это изменение (▲TR, ▲TC) выступает как MR и MC. Если MR>MC, то каждая дополнительно произведенная единица дает ▲TR >▲TC, в результате чего разность между TR и ТС (т.е. прибыль) увеличивается, и наоборот. Это будет продолжать до тех пор, пока MR и МС не выровняются.

 

Вывод: максимизация прибыли достигается, когда наступает равенство между MR=MC.

При совершенной конкуренции: MR=P

 

В результате на рынке такого типа фирма расширяет свое производство до точки, в которой МС уравниваются с ценами на продукт, т.е. MR=P=MC. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия, из которого она не выйдет до тех пор, пока не изменятся условия равновесия, т.е. цена или структура затрат.

 

При небольших объемах выпуска прибыль (П) имеет отрицательную величину, т.к. доход недостаточен, чтобы возместить постоянный и переменный затраты (FC и VC). По мере увеличения выпуска прибыль растет, пока объем не достигнет Q*. Выше Q* наблюдается опережающий рост совокупных затрат (ТС). Прибыль максимизирована при Q*, где MR близка к МС.

Доход фирмы – это прямая, выходящая из начала координат. Ее угловой коэффициент (tgἀ) представляет собой отношение изменения дохода к изменению объема выпуска, т.е. равен предельному доходу.

 

 

Когда прибыль максимизирована, расстояние между TR и ТС (А-В) самое большое. В этой точке tgἀ кривой TR равен tgἀ кривой МС, следовательно, прибыль максимизирована, когда MR=MC.

 

 

Поведение фирмы в коротком периоде в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим, как ведет себя фирма в зависимости от установившегося уровня цены в коротком периоде. Если фирма будет следовать правилу максимизации прибыли (MR=MC), то это даст возможность определить минимальный объем производства, при котором она сможет работать без убытка, а также оптимальный объем, дающий наибольший доход.

 

 

1) (P=MR) > AC

Кривая МС пересекается с кривой спроса в (.) В. Равновесный выпуск при этом составляет Q*. Если фирма должна выпустить больше Q*, то МС>MR и прибыль будет снижаться. При данном уровне цены фирма находится в состоянии равновесия.

 

2) (P1=MR) = AC

При этой цене выпуск, который максимизирует прибыль, равен Q1, для которого МR=MС. Т.к. P1=AC, прибыль на единицу продукции равняется 0. Т.е. экономическая прибыль равняется 0. При этой цене лучшее, что фирма может сделать в поисках максимизации прибыли – это покрывать экономические затраты. Если фирма решит производить другой объем продукции (а не Q1), для которого P1=MC, она понесет убытки.

 

3) (P2=MR) < AC

Когда цена падает ниже минимума АС, фирма будет не в состоянии получить достаточного дохода для покрытия экономических затрат. Фирма не может избежать потерь, т.к. цена меньше минимальных средних затрат. Если цена ниже минимально возможных АС, то устанавливается объем выпуска, соответствующей (.) P2=MC, можно минимизировать потери.

 

Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет 2 альтернативы:

- фирма может продолжать выпуск на уровне P=МС

- фирма может прекратить выпуск; выбирая закрытие, менеджер уменьшает переменные затраты до 0, однако потери происходят из-за постоянных затрат

В коротком периоде фирма выбирает продолжение деятельности в убыток, если P > min AVC (средних переменных затрат), т.к. это позволяет получить некоторый доход для покрытия хотя бы части FC.

 

4) P3 = min AVC

Если цена упадет так низко, при выпуске P=MС потери на единицу продукции будут раны средним постоянным затратам. Фирма находится в точке прекращения деятельности.

 

Линия предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с частью ее кривой предельных затрат, лежащей выше линии средних переменных затрат.

 

Поведение фирмы в длительном периоде в условиях совершенной конкуренции.

Нулевая экономическая прибыль у типичной фирмы отрасли означает, что отрасль находится в состоянии равновесия. Равновесие отрасли означает, что отсутствуют побудительные мотивы для изменения количества фирм в этой отрасли.

Т.к. типичная фирма не имеет экономической прибыли, нет стимула для перехода новых фирм в эту отрасль. Но т.к. типичная фирма не имеет и убытков, то нет стимулов для сокращения фирм в отрасли. В длительном периоде количество фирм в отрасли будет оставаться постоянным.

Пусть в результате увеличения спроса при неизменности выпуска растет цена и типичная фирма стала получать экономическую прибыль, и тем самым стала привлекательной для притока в нее новых фирм. Приток новых фирм в эту отрасль приведет к увеличению предложения и, следовательно, снижению цены, и исчезновению экономической прибыли. Приток новых фирм прекратиться.

В длительном периоде изменение количества фирм в отрасли приведет к тому, что типичная фирма отрасли не может получать экономической прибыли, следовательно, равновесная цена в длительном периоде устанавливается на уровне min AС типичной фирмы, состояние равновесия в (.) Е1.

Несовершенная конкуренция.

Монополии. Понятие, классификации.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы являются несовершенно конкурентными. Правило выбора конкурентного объема выпуска P=MC не годиться для максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

Под чистой (абсолютной) монополией принято

- единственный производитель дополнительных товаров, олицетворяющий собой отрасль;

- продукция не имеет близких заменителей;

- доступ в отрасль закрыт естественными и искусственными барьерами;

- производитель сам определяет цену и объемы поставок.

В реальности такое сочетание признаков практически недостижимо. Рыночные структуры могут в большей или меньшей степени соответствовать этой идеальной модели, но не совпадать с ней.

 

Классификация монополии

 

1. С учетом степени охвата экономики:

а) в масштабе определенной отрасли – чистая монополия

б) в масштабе национального хозяйства – абсолютная монополия

в) монопсония – один покупатель ресурсов/товаров

 

2. В зависимости от характера и причин:

а) Естественные монополии

Возникновение естественной монополии (фирма, которая обеспечивает весь рыночный спрос на какой-либо товар/услугу с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если несколько фирм поставляли на рынок такое же количество данной продукции). Естественной монополией обладают собственники, хозяйственный организации, имеющие в распоряжении редки и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, метрополитен). Часто существование естественной монополии оправдывается тем, что они дают экономический выигрыш от большинства масштабов производства (которые связаны с изменением всех факторов производства). Конкуренция в таких условиях экономически нецелесообразна и часто технически невозможна.

 

б) Искусственные монополии

Это монополии, возникшие на базе роста конкурентного производства. Возникнув в конкурентной борьбе, они представлены, как правило, предприятиями, оснащенными современной техникой с низкими издержками производства. Но сущность таких монополий носит приходной характер, по своей природе нестойкий.

Искусственные монополии преднамеренно изменяют структуру рынка:

- возникают барьеры для входа в отрасль новых фирм;

- ограничивают аутсайдерам доступ к источникам сырья и энергоносителям;

- создают очень высокий технологический уровень;

- применяют более крупный капитал, дающий большой эффект роста масштаба производства;

- «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, трест, коммерческие конгломерат…

 

в) Легальные монополии – образуются на законодательном основании (защищены от конкуренции)

- патенты

- авторские права

- торговые знаки

 

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны потребителя – монопсония. Монопсонист заинтересован иметь возможность покупать товары по более низкой цене.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда монополисту противостоит монопсонист. Такая ситуация называется двухсторонняя монопсония. Ее можно встретить, когда фирма занимает монополистическое положение на рынке, ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по вопросам найма работников, т.е. купли-продажи рабочей силы (небольшой город – 1 шахта, можно устроиться только туда).

Условия максимизации прибыли монополистом. Ущерб, наносимый монополистом обществу.

 

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема, при котором MR=MC.

 

Линия D – линия рыночного спроса (линия цен) – является кривой среднего дохода монополиста (рис. 1). Цена продукции, которые получит монополист является функцией объема производства (в отличие от совершенной конкуренции).

 

монополия: P=f(a)

 

совершенная конкуренция P≠f(a)

 

 

MR=MC при Q*

 

С помощью кривой спроса можно определить равновесную цену P*, которая соответствует данному количеству продукции.

Почему именно при Q* максимизируется прибыль?

Если взять Q1, т.о. можно производить меньший объем продукции по более высокой цене. В этом случае MR>MC. И если бы монополистический производитель произвел большее количество продукции, чем Q1, он получал бы дополнительно добавленную прибыль MR – MC, и тем самым повышал бы совокупную прибыль вплоть до Q*, при котором дополнительная прибыль получаемая от выпуска дополнительной единицы продукции равна 0.

Поэтому меньшее количество не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При Q1 совокупная прибыль будет меньше на величину заштрихованной фигуры.

Q2>Q* также не максимизирует прибыль, т.к. MC>MR и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль на MR – MC. Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q* (т.е. прибыль увеличивается на величину заштрихованной фигуры).

График показывает: П(Q)=TR(Q) – TC(Q).

По мере увеличения объема прибыль возрастает, затем снижается. Тот уровень Q максимизирует прибыль, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равна 0, т.е. ▲П/▲Q=0

 

MR-MC=0

MR=MC, P>MC – при несовершенной конкуренции (монополия)

 

MR=MC=P – при совершенной конкуренции

 

Ущерб, наносимый монополией обществу

Рис. 2. Монополист максимизирует прибыль при производстве Q1, при котором кривая MC пересекает кривую MR. Монополист устанавливает цену P1 (т. L лежит на линии спроса D).

Именно такую цену согласны заплатить покупатели при объеме Q1. Если бы монополист при определении объема производства руководствовался бы правилом, используемым в условиях совершенной конкуренции (P=MC), он выбрал бы объем производства Q2, и при этом цена была бы P2. Стремясь к максимизации прибыли, монополист выбирает меньший объем, чем тот, который был бы в условиях совершенной конкуренции и назначает более высокую цену.

 

Оценка ущерба, наносимого монополией обществу

За 1 дополнительную единицу сверх Q1, покупатели готовы заплатить P≈Q1L. В то же время дополнительные затраты С≈Q1N (длина отрезка). Т.о., общественный выигрыш от увеличения производства на единицу сверх Q1 приблизительно равен длине отрезка NL.

Аналогично рассуждая относительно дальнейшего увеличения Q, приходим к выводу, что оптимальный с общей точки зрения объем производства равен Q2, при котором MC=P.

А чистый ущерб, наносимый обществу монополией равен фигуре NLE. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей – равно фигуре P1LMP2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.525 сек.