Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Природа налога и принципы налогообложения

Конспект лекций по дисциплине

ДЗ на

· пн. способы разрешения споров по МЧП и все вопрос,

· заданные на лекции.

· Нью-орскую конвенцию,

· з-н о медиации.

· один на выбор из способов – мни докладчик (до судебные или вне судебные ПР: омбуцман и др)

 

 

«Налоговый менеджмент»

 

Ростов-на-Дону - 2012 г.
Оглавление

 

Раздел 1. Теоретические основы налогообложения ………………………………3

Тема 1. Природа налога и принципы налогообложения……………………………………3

Тема 2. Функции налогов и их классификация………………………………………………6

Раздел 2. Система налогообложения в РФ…………………………………………....8

Тема 3. Основы налоговой системы в РФ……………………………………………………8

Тема 4. Система налогообложения организаций и физических лиц………………………..9

Федеральные налоги

Налог на прибыль организаций ………………………………………………………………...9

Налог на добавленную стоимость ……………………………………………………………13

Акцизы …………………………………………………………………………………………..16

Единый социальный налог ……………………………………………………………………..18

Налог на доходы физических лиц ……………………………………………………………...21

Водный налог …………………………………………………………………………………....27

Налог на добычу полезных ископаемых ……………………………………………………….29

Государственная пошлина ……………………………………………………………………..30

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами

водных биологических ресурсов ………………………………………………………………..31

Региональные налоги

Налог на имущество предприятий ……………………………………………………………32

Транспортный налог …………………………………………………………………………...34

Налог на игорный бизнес …………………………………………………………………...35

Местные налоги

Земельный налог ………………………………………………………………………………...37

Налог на имущество физических лиц ………………………………………………………. 39

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей …………41

Упрощенная система налогообложения ……………………………………………………..43

Единый налог на вмененный доход …………………………………………………………...47

Тема 5. Налоговые доходы бюджетной системы…………………………………………….49

Раздел 3. Налоговый контроль организаций и физических лиц………………..53

Тема 6. Регистрация и учет налогоплательщиков. Налоговые агенты……………………..53

Тема 7. Налоговая декларация и налоговые проверки ……………………………………...55

Тема 8. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение ……………….58

Тема 9. Налоговые системы в федеративных и унитарных государствах………………….60

 

Раздел 1. Теоретические основы налогообложения

Налоги возникли еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов данного общества. Можно утверждать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Налогообложение было необходимо правителям, дабы иметь в казне средства для финансирования расходов по содержанию армии и обороне государства, обеспечению общественного порядка и управлению. С развитием государства, расширением его функций и углублением каждой из них казне требовалось все больше финансовых средств для выполнения своих обязанностей перед обществом. Для покрытия растущих потребностей казны власть вводила новые налоги, различные сборы, пошлины. Увеличение платежей по налогам и сборам было возможно только в связи сростом всеобщего благосостояния, основанном на развитии производительных сил страны.

Впервые принципы налогообложения сформулировал А.Смит. В сочинении «Исследование о природе и принципах богатства народов» он назвал 4 основных принципа, которые детализировались и различными способами интерпретировались в более поздних трудах экономистов:

- принцип справедливости (налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно);

- принцип определенности (обложение должно быть строго фиксировано, а не произвольно);

- принцип удобства для налогоплательщика (взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени);

- принцип экономичности взимания (издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов).

Дискуссии о принципах налогообложения продолжались в течение всего ХХ века. Их основные результаты можно сформулировать следующим образом: налоги должны платить все, имеющие доход, без всякого исключения и без налоговых привилегий. Используемые в налоговой практике России принципы налогообложения в зависимости от направленности действия и решаемых задач можно разделить на три группы: 1) реализацию Конституции РФ; 2) права налогоплательщиков; 3) интересы субъектов государственной власти РФ исходя их федеративного устройства государства.

Функционирующая система налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами – формирует налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений. Налоговый потенциал как составная часть финансового потенциала является производным от экономического потенциала страны и одновременно фактором его динамики. Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:

1) налоговые поступления в бюджетную систему страны;

2) недоимку по налогам и сборам (отчетного финансового года);

3) налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимки по налогам и сборам финансового года к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Уровень налогового бремени определяется бременем государства, т.е. совокупностью и содержанием функций, реализуемых властями, и зависит от уровня экономического развития, национальных традиций, принципов налогообложения, реализуемых в налоговой системе.

Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру налогоплательщиков, эффективность системы налогового администрирования. Уровень собираемости конкретного налога рассчитывается путем деления поступления по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу:

,

где: Усн – уровень собираемости налога;

Пн – поступление по налогу за отчетный год;

Нн – недоимка по налогу за отчетный год.

Современная налоговая система включает, кроме непосредственно налогов, различные сборы, пошлины и отчисления, природа и суть которых не совпадают с экономической природой налогов, хотя с правовой точки зрения и те и другие являются источниками финансирования мероприятий, осуществляемых государством. Для правильного разграничения понятий налога, сбора и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки, которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории:

- при его уплате происходит отчуждение части собственности плательщика в пользу государства;

- законность его установления и введения;

- принудительный порядок изъятия средств в его уплату (при отступлении от установленных законом правил налогообложения);

- уплата налога в бюджет осуществляется в денежной форме;

- безвозмездный характер налога;

- налоги поступают в распоряжение субъектов государственной власти и управления;

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налоговую систему России, кроме налогов, входят приравненные к ним сборы, Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В НК РФ понятие «сбор» имеет обобщенное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины, которые классифицируются в качестве вида сборов, ибо они взимаются при совершении актов государственной регистрации. На сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Не признаются налогами или сборами: взносы, вклады, добровольные пожертвования и иные платежи, а также платежи в виде штрафов или иных денежных санкций за нарушение законодательства.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие называются элементами налога. Согласно п.6 ст.3 Налогового Кодекса РФ «при установлении налогов должны быть точно определены все элементы налогообложения». В соответствии со ст. 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся следующие:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Эти основные (обязательные) элементы составляют первую группу и всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но в какой либо форме должны присутствовать при установлении налога:

- субъект налога, или налогоплательщик;

- единица обложения;

- налоговые льготы и др.

Дадим краткие пояснения элементам налога:

- с убъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары, добавленная стоимость); часто название налога вытекает из его объекта, Н: земельный налог, подоходный налог и т.д.

- единица обложения – количественная мера измерения объекта обложения; может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара) Н: единицей обложения по уплате транспортного налога по несамоходным транспортным средствам является валовая вместимость в регистровых тоннах);

- налоговый период – согласно НК понимается календарный год или иной период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;

- налоговая база – часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка; Н: объектом обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговая база – мощность двигателя в л.с.;

- налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения (могут быть твердыми или процентными; процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными);

- налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.) Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога;

- порядок исчисления налога методические правила расчета величины налога;

- порядок и сроки уплаты налога:

Порядок уплаты налога - это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Основными методами взимания налога являются:

- кадастровый - п редполагает использование кадастра, т.е. реестра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога;

- у источника выплаты дохода - исчисляется и удерживается тем юридическим лицом, которое выплачивает доход субъекту налога (Н: подоходный налог удерживается бухгалтерией организации до момента выплаты дохода сотруднику организации);

- п о декларации -изъятие налога после получения дохода предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Сроки уплаты налога - конкретно по каждому налогу устанавливаются НК РФ.

Контрольные вопросы

  1. Раскройте принципы налогообложения, сформулированные А.Смитом.
  2. Раскройте сущность налога как экономической и правовой категории.
  3. Раскройте понятие сбора и сформулируйте его отличительные признаки.
  4. Что такое налоговый потенциал экономики и в чем его отличие от налогового бремени экономики?
  5. Что такое собираемость налога и как рассчитать ее уровень?
  6. Охарактеризуйте основные элементы налогообложения.

Тема 2. Функции налогов и их классификация

 

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения. Среди российских экономистов нет единого мнения по поводу количества функций налогов. Вместе с тем никто не оспаривает наличие у налогов фискальной и регулирующей функции.

Фискальная является основной. Характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. С ее помощью на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача данной функции – обеспечение устойчивой доходности базы бюджетов всех уровней.

Регулирующая (экономическая, распределительная) призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Позволяет регулировать доходы различных групп населения, финансово-хозяйственную деятельность производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – рынок спроса и предложения. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Система налоговых ставок, права органов государственной власти Субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территории страны.

Ряд ученых помимо основных функций отмечают еще три функции: стимулирующую, контрольную, социальную.

Классификация налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, т.е. их систематизация, группировка по заранее установлен­ным признакам, имеет большое экономическое значение, посколь­ку дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринима­телями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регули­ровании. В настоящее время используют следующие классификации налогов:

1. В зависимости от характера использования налоги подразде­ляются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и по­ступают в общий доход государства на финансирование общегосу­дарственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго опреде­ленное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

2. В зависимости от государственного органа, который устанав­ливает налог (сборы) и в распоряжение которого они поступают (по уровню управления), различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

- федеральные (ст. 13 НК) (на уровне РФ) установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на территории всей страны;

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

9) государственная пошлина.

- региональные (ст. 14 НК) (на уровне субъекта РФ) перечень региональных налогов установлен НК, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом;

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог;

- местные (ст. 15 НК) (на уровне органа местного самоуправления) порядок введения аналогичен порядку введения региональных налогов, с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

В налоговой системе РФ особо выделены специальные налого­вые режимы (ст. 18 НК РФ):

(1) система налогообложения для сельскохозяйственных произ­водителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

(2) упрощенная система налогообложения (УСНО);

(3) система налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

(4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся
на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика Среди прямых налогов выделяются:

(1) реальные, которыми облагается продажа, покупка или вла­дение имуществом, их взимание не зависит от индивиду­альных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.;

(2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогопла­тельщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налого­вую сумму в цену и тариф, оплаченную потребителем, и перечисля­ет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и госу­дарством опосредована товаром или услугой.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

-на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);

-универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги:

-с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество с физических лиц);

-с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

- смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридиче­скими лицами (транспортный налог, земельный налог).

5. В зависимости от уровня бюджета:

- закрепленные налоги – непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;

- регулирующие налоги – поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

 

Контрольные вопросы

  1. Раскройте содержание функций налогообложения и их взаимосвязи.
  2. По каким признакам (критериям) классифицируются налоги?
  3. Перечислите действующие в РФ налоги и специальные налоговые режимы.

 

Раздел 2. Система налогообложения в РФ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 3. Основы налоговой системы в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.