Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство»

Применение мер юридической ответственности в любом случае предполагает вторжение государства в правовой статус личности, в её личные, гражданские, экономические и другие права. Косвенно юридические санкции могут затрагивать интересы родных, друзей, сотрудников и партнёров наказываемого. Поэтому правоприменитель обязан строго соблюдать установленные принципы и правила применения юридических санкций.

Заключаются они в следующем:

- юридическая ответственность накладывается в точном соответствии с законом или другим нормативным актом за деяния, прямо запрещенные правовыми нормами и в пределах санкций соответствующей нормы;

- закон, устанавливающий или усиливающий меру юридической ответственности, обратной силы не имеет, и наоборот – зако, ослабляющий или отменяющий юридическую ответственность, имеет обратную силу;

- юридическая ответственность наступает только за виновные деяния. Если лицо: а) не предвидело, не могло и не должно было предвидеть последствия своего деяния, б) не желало их наступления или в) не могло руководить своими действиями, то юридическая ответственность не наступает.

- к юридической ответственности привлекаются только конкретный и непосредственный нарушитель правовой нормы, вина которого доказана, т.е. участник, соучастник или организатор правонарушения;

- правоприменитель обязан квалифицировать вид правонарушения точно, в соответствии с законом; нельзя за проступок привлекать к уголовной ответственности, нельзя за преступление ограничиваться административным или дисциплинарным воздействием;

- мера юридической ответственности должна соответствовать тяжести правонарушения, степени вины и учитывать личностные данные правонарушителя – его возраст, поведение до правонарушения и др.

- за одно правонарушение, как правило, накладывается только одно взыскание; дополнительные к основному взыскания (конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности, лишение специального или воинского звания) применяются только в соответствии с законом;

- правоприменители – компетентные органы и должностные лица – должны стремиться к неотвратимости юридического реагирования на правонарушения, имея в виду целесообразные формы реагирования: от самого строгого взыскания до публичного или индивидуального внушения;

- сроки привлечения к юридической ответственности нельзя затягивать, ибо в этом случае санкции теряют свою актуальность, могут перестать соответствовать самому правонарушению или потеряют право их применения ввиду истечения срока давности;

- и, наконец, применитель юридических санкций должен строго соблюдать установленные порядок и процедуры привлечения к юридической ответственности, не допуская при этом действий, унижающих достоинство привлекаемого к ответственности.

4. Содержание понятия юридической ответственности не может быть полным, если не принять во внимание обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Эти обстоятельства исключают не только юридическую ответственность, но и противоправность деяния, внешне похожего на правонарушение.

К таким обстоятельствам обычно относят:

1. Невменяемость, имеющая место тогда, когда лицо не может осознать свои действия.

2. Необходимая оборона, которая возникает при защите чьих-либо интересов от преступных деяний с причинением вреда нападающему.

3. Крайняя необходимость – может допускаться при устранении опасности, которая угрожает чьим-либо интересам, в случае если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, причиняющими меньший вред, чем вред предотвращенный.

Для существа обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, имеет важное значение принцип презумпции невиновности, который призван исключить необоснованное применение наказания к субъектам, обвиняемым в правонарушении. Данный принцип в силу его значительности закреплен в части 1 статьи 49 Конституции РФ 1993 года, т.е. «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Презумпция невиновности устанавливает, что при применении к лицу мер государственного принуждения (в уголовном или административном праве) необходимо исходить из предположения о том, что несмотря на наличие фактов о доказанности правонарушения, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном законом порядке не будет доказана и установлена судом его вина. Практически это означает для лица, привлекаемого к юридической ответственности, что оно не обязано доказывать свою невиновность, а обязанность доказывания вины ложится на компетентные государственные органы – следствия, прокуратуры, и лицо считается невиновным, пока вина не признана судом в обвинительном приговоре.

 

ПЛАН:

1. Законность и правопорядок.

2. Основные идеи законности.

3. Соотношение общественного порядка и правопорядка.

4. Гарантии законности и правопорядка.

 

1. Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе правовой надстройки. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований.

Законность – это требование соблюдать установленный порядок в обществе.

Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения и применения норм права участниками общественных отношений. Законность провозглашается как принцип, становится методом деятельности большинства участников общественных отношений и, в конечном счете, реализуется в особый режим общественной жизни.

Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. В цивилизованном государстве все равны перед законом и несут равные обязанности и ответственность в случае нарушения законности.

Для укрепления законности важное значение имеют принципы законности, т.е. основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

Можно выделить 4 ведущих принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования).

Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества, вариантов осуществления правотворческой деятельности. На практике недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

Реальность законности это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимость ответственности за любое их нарушение.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Без правовых норм не может быть законности, но без законности эти нормы не воплощаются в конкретное поведение людей, остаются нереализованными. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения, причем никаким другим путем добиться правопорядка невозможно.

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения государства и личности.

Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и другие. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее исполнение, т.е. достигает законности и тем самым добивается правопорядка.

Следует помнить, что правовые нормы регулируют самые важные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения, исполнения соответствующих норм зависит правопорядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности.

С позиции личности, гражданина законность и правопорядок выступают, в первую очередь, как средство защиты их прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, должностных лиц, от преступных посягательств со стороны других лиц.

От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность её прав и демократии. А поскольку в настоящее время интересы личности провозглашены приоритетными для государства, обеспечение законности и правопорядка являются важнейшей целью для государственной деятельности. Следовательно, в обществе законность и правопорядок составляют основу, ядро общественного порядка. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства. Без их укрепления невозможен сам процесс создания правовых начал в государстве. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка. Таким образом, законность выступает юридическим средством формирования правового государства. Движение к правовому государству предполагает развитие в правовых рамках наиболее важных сторон развития экономики, политики и других социальных процессов. Сохранение в обществе высокого уровня преступности, «войн законов и суверенитетов», бюрократического произвола и даже нарушения Конституции РФ говорит о кризисе законности, что является деструктивным фактором на пути движения к правовому государству.

 

2. Законность – явление сложное, потому для понимания её природы нужно выяснить её основные свойства, черты. Традиционно они сводятся к следующим характеристикам.

Всеобщность законности заключена в её всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Выполнение прав и обязанностей есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего, в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством.

Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территория РФ. Единство законности состоит в её единообразном понимании. Проявление местничества – противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

Верховенство закона - важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов.

Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно нарушение законности.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует и существует.

 

3. Общепризнано, что порядок – это форма упрочения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами – морали, обычаев, общественных организаций, права и других.

Общественный порядок – это сложившаяся система стабильных отношений между членами общества, утвердившаяся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающая идеи социальной справедливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.

4. Гарантии это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально наработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономические (материальные) гарантии – это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают в себя весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т.п.

Политические гарантии – это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как к социальной ценности.

Юридические гарантии - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений. К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать, исходя из интересов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем:

Во-первых, справедливое наказание за неисполнение норм права;

Во-вторых, законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

В-третьих, возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать её нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;

В-четвертых, законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти правовые способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушение законности, восстанавливают нарушенные права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений, добиваются перевоспитания правонарушителей. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.

Прокуратура – это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах заключения, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Её деятельность осуществляется в специфических формах:

- привлечение к уголовной ответственности;

- поддержание государственного обвинения в суде;

- разрешение жалоб граждан;

- выдача ордеров на арест и обыск;

-принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

-надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции;

-обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, т.к. «третьей властью» является вся система правосудия. Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый в нашей стране конституционный контроль.

В современных условиях особое значение имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все законные средства, включая, в первую очередь, деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: «правонарушение и юридическая ответственность» | ТЕМА: «Конституция РФ – основной закон государства»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.