Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные учебно-методические линии школьных учебников по литературе




Обзор

В настоящее время в практике школы используются следующие виды учебной книги по литературе:

- учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики, включаются художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);

- учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);

- хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);

- пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется во всех классах);

- учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется, начиная с 9 класса);

- сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – все это находит применение в современной школе.

 

В школах действуют следующие вариативные системы учебников по литературе.

 

1. Учебники к программе Г.И.Беленького:

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс: 5 кл.: в 2 ч. – М.:Мнемозина, 2009.

Снежневская М.А. Хренова О.М. Литература: 6 кл.: в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2009.

Беленький Г.И. и др. Литература: 7 кл.: в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2009.

Беленький Г.И. и др. Литература: 8 кл.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

Беленький Г.И. и др. Русская классика. Избранные стрвницы: Учеб.-практикум. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.

Эти учебники в 6, 7, 8 классах построены на проблемно-тематической основе, материал дается от древности до современной литературы в каждом классе.

 

2. Учебники к программе А.Г.Кутузова

Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 5 класс. Дрофа, 2001-2003

Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 6 класс. Дрофа, 2001-2003

Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 7 класс Дрофа, 2007

Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 8 класс. Дрофа, 2007

  1. Учебники к программе Р.Н.Бунеева

Авторский курс "Чтение и литература" (Начальная школа- "Капельки солнца", "Маленькая дверь в большой мир", "Водном счастливом детстве", "В океане света");5-й класс- "Шаг за горизонт", 6-й класс- "Год после детства", 7-й класс - "Путь к станции "Я", 8-й класс –«Дом без стен».

Весте с непрерывным курсом русского языка для начальной и основной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва) составляет серию "Свободный ум".

Учебники серии "Свободный ум" - составная часть комплекта учебников Образовательной системы "школа 2100" - непрерывных курсов по всем образовательным областям.

 

Рецензия
на комплект учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой по литературе (1–8 класс)

Предлагаемые учебники охватывают начальную и среднюю школу и, очевидно, представляют некий целостный замысел и единую концепцию формирования личности. Последовательность и продолженность воздействия, приходящегося на наиболее сензитивный период становления ребенка, заставляет отнестись к оценке предлагаемой программе с максимальной внимательностью и ответственностью, так как результаты внедрения программы будут еще более долговременны.

Прежде всего, если речь идет о столь масштабном и амбициозном проекте, требуется ответить на вопрос, какая именно концепция личности лежит в основе программы. Мозаичность подборки произведений, отсутствие временной, жанровой, стилевой последовательности создает ощущение хаотичности, бессистемности, которую можно трактовать как угодно и невозможно выделить ничего определенного. Так, в учебнике за 8 класс соседствуют Шекспир и Т. Толстая, А.П. Чехов и М.И. Веллер, в учебнике 7 класса непосредственно следуют друг за другом «Дневник наркоманки» и «Алые паруса» А. Грина.

Изменение пропорции отечественных и зарубежных произведений в пользу зарубежных, невыделенность родной литературы из мировой, уменьшение удельного веса классической отечественной литературы приводит к потере национальной идентичности, препятствует становлению патриотических чувств, очень важных на первом этапе самоидентификации. Родная литература всегда и везде была средством формирования ментальности народа, его идеалов и ценностей. Невыделенность родной литературы в программе, непрослеживание последовательности её развития не позволяет и ребенку последовательно развиваться в русле родной культуры. В книге для чтения в 1 классе вообще отсутствует русская классика и фольклор. В учебнике для 2 класса непредсказуемо смешаны сказки разных народов. Наравне с народны ми сказками, формирующими базовые алгоритмы поведения, приводятся философские авторские сказки (например, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), предполагающие иной уровень понимания и восприятия. В 6 классе один ряд ставятся героические образы разных времен, культур и народов. Смешиваются разные представления о благородстве, честности, добре. Принципиально разные модели личности и поведения аннигилируют друг друга. Изучая мифологию разных времен и народов, авторы почему-то не включают христианские притчи, ограничиваясь, как во времена советской педагогики мифами Древней Греции. Между тем, этот пласт культуры уже стал неотъемлемой частью воспитания и замалчивать это значит искажать реалии духовной жизни наших соотечественников.

«Размывание» национальной ментальности в данном проекте ничем не компенсировано. Не возникает никакой модели личности. Это связано и с тем, что наравне с ценностями зачастую выносятся на обсуждение антиценности без учета возрастных способностей ребенка к интегрированию и осмыслению противоположностей. Так, в учебнике для 1 класса «Капельки солнца» изложение правил вежливости следует непосредственно за «вредными советами» Г. Остера, что ставит ребенка, не вполне понимающего еще юмор и иронию, в ситуацию этического конфликта. В учебнике для 6 класса (детям 12–13 лет) предлагаются к изучению тексты Ги де Мопассана и Ме-риме, очевидно не детских писателей, в частности «Венера Ильская», где основные мистические события разворачиваются в первую брачную ночь. В учебнике для 8 класса в разделе «Самосоздание» предлагается тема: «Можно сделать себя и таким… (Ги де Мопассан»Милый друг«)

Знакомство с концепцией авторов, представленной, в частности, в методических рекомендациях для учителя «Уроки литературы в 8-м классе», заставляет предположить, что весь разработанный курс представляет собой не столько обучение литературе, сколько решение психологических проблем взрослых, болезненно переживающих крушение советской эпохи и возникающие в связи с этим сомнения, чувство вины, жажду самореабилитации.

Показательны названия разделов из учебника для 8 класса: «Воспоминание», «Сомнение», «Резонерство», «Разочарование», «Ностальгия», «Затмение», -темы, явно несвойственные подросткам. Однако в русле стремления к самореабилитации оказывается предлагаемая здесь же тема «Человек толпы» и «Человек в толпе».

Примечательно, что в поурочных разработках, авторы часто путают адресат, так что становится непонятно, к кому обращены размышления; к взрослому или ребенку? Например, после «Дневника наркоманки» следует текст: «…Мы не в состоянии защитить даже своих детей. И педагогическая проповедь оказывается бессильной. … Мне повезет, а тебя напоят, как нашу героиню, на вечеринке удивительным напитком, после которого жизнь станет необыкновенно полна и красочна — и ты на крючке. Я спасу свое дитя, а ты уже не спасешь…» («Путь к станции»Я«7 класс, с. 37). Если это покаяние предназначается детям, то следует иметь в виду, что признание взрослых в собственном бессилии психологически неуместно и травматично, оно деморализует ребенка, оставляя его один на один с ужасным.

Доктор филологических наук, к. психол. наук доцент ф-та журналистики МГУ

Несоответствие содержания программы возрастным потребностям и возможностям учащихся, мозаичность подбора литературных источников, отсутствие системы изложения свидетельствует о том, что литературный материал используется исключительно для подтверждения концепции авторов, проецирующих духовные коллизии и комплексы постсоветского периода (чувство вины, раскаяние, сомнения, потеря чувства идентичности, разочарование, растерянность и т.д.) на детскую аудиторию. Последствия такого проецирования собственных задач и способов их решения может иметь далеко идущие последствия в виде потери чувства культурной, национальной и гражданской идентичности, комплекса вины, этической дезориентации, неспособности выстраивать самостоятельную линию поведения, не говоря уже об отсутствии системных и глубоких знаний по литературе.

Доктор филологических наук, к. психол. наук,
доцент ф-та журналистики МГУ,
Е.Е.Пронина


 

 
Классы Принцип организации материала  
  Историко-литературный Литературоведческий Тематический  
  Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)   Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина»)   Меркин Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)   Ладыгин (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев (Дрофа)   Kутузов и др. В мире литературы. 5 класс. Учебник («Дрофа»)   Маранцман (ред.) Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль») Бунеев, Бунеева Шаг за горизонт 5 класс. Учебник-хресто-матия «Баласс»)  
  Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») В.Полухина Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») М.Снежневская, О.Хренова (под ред. Г.Беленького) Литература. 6 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») Г. Меркин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») М.Ладыгин Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») А.Kутузов и др. В мире литературы. 6 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль») Р.Бунеев, Е.Бунеева Год после детства. 6 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)  
  Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») В.Kоровина Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») Г.Беленький. Литература. 7 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») Г.Меркин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») М.Ладыгин Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») А.Kутузов и др. В мире литературы. 7 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») Р.Бунеев Е.Бунеева Путь к станции «я». 7 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)  
  Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») В.Kоровина, В.Журавлев, В.Kоровин Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия («Просвещение») Г.Беленький Литература. 8 класс. Начальный курс. Учебник-хрестома-тия. («Мнемозина») Г.Меркин Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово») А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») А.Kутузов и др. В мире литературы. 8 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») Р.Бунеев, Е.Бунеева Путь к станции «я». 8 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)  
  Т.Kурдюмова (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Дрофа») В.Kоровина, И.Збарский, В.Kоровин Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») Г.Беленький Русская классика. 9 класс. Учебник-хрестоматия. («Мнемозина»)   А.Есин, М.Ладыгин, Н.Нефедов, Т.Тренина Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев («Дрофа») А.Kутузов и др. В мире литературы. 9 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение») Р.Бунеев, Е.Бунеева, О.Чиндилова. История твоей литературы. 9 класс. Учебник-хрестоматия «Баласс»)  
  А.Архангельский, Ю.Лебедев Русская литература. 10 класс («Дрофа») В.Kоровин (ред.) Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Просвещение») Г.Ионин Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник («Мнемозина») Ю.Лыссый Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум. («Мнемозина») В.Сахаров, С.Зинин Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)   А.Kутузов и др. В мире литературы. 10 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия («Просвещение»)    
  В.Агеносов Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Дрофа») В.Журавлев (ред.) Русская литература XX века. 11 класс. Учебник («Просвещение») Ю.Лыссый Русская литература. XX век. 11 класс Учебник-практикум. («Мнемозина») В.Чалмаев, С.Зинин Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Русское слово»)   А.Kутузов и др. В мире литературы. 11 класс. Учебник («Дрофа») В.Маранцман (ред.) Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия («Kлассикс-Стиль»)    
                   

Лабораторное занятие № 2.

Учебники по литературе

Вопросы для анализа учебника

  1. Кто авторы учебника?
  2. В какой мере учебник реализует концепцию программы?
  3. Каковы принципы построения и структура учебника? Аппарат учебника.
  4. Разделы учебника. Содержание разделов.
  5. Каков характер вопросов и заданий к текстам? Какие способы освоения текста рекомендует учебник?
  6. Каковы принципы введения сведений по теории литературы?
  7. Насколько учебник способствует формированию знаний, умений, навыков, аналитических, читательских и литературно-творческих способностей, развитию речи учащихся, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.?
  8. Какова роль иллюстративного материала?

Практическое задание

  1. Выполнить анализ одного из учебников (см. список учебников) (письменно).
  2. Ответить на вопрос: "Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?" (устно).
  3. Познакомиться с рецензиями на учебники по литературе ("Литература" - приложение к газете "Первое сентября" (индивидуальные задания).

Литература

  1. Качурин М.Г. О работе с учебником литературы // Литература в школе, 1978, № 6.
  2. Коровина В.Я. Вводные уроки в курсе литературы 4 - 6 классов (Работа с учебниками-хрестоматиями по литературе) // ЛВШ, 1985, № 4.
  • Учебники

1. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.

2. Хренова О.М., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 6 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.

3. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. 7 кл. Ч.1, 2. / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1998 - 2000.

4. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч.1, 2. 8 кл. / Под ред Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2001.

5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.

6. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.

7. Полухина В.П. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.

8. Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.: Просвещение, 2001.

9. Беленький Г.И. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.

10. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл.

11. Учебник-хрестоматия, М.: Просвещение, 2001. Серия "Читаем, думаем, спорим" 6, 7, 8, 9 кл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.