Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В основной школе




ИЗУЧЕНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

 

1) Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике.

2) Приемы активизации учащихся при изучении эпических произведений.

3) Пути анализа эпического произведения.

4) Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий.

 

1.

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Беседа о прочитанном находится в прямой зависимости от принадлежности к тому или иному литературному роду и жанру.

В эпическом произведении присутствует сюжет со всеми присущими ему элементами. Анализировать такое произведение следует, исходя от этих сюжетных элементов, от конкретных эпизодов, персонажей. Например:

- Как поступает герой?

- Почему он поступает так, а не иначе?

- Как это характеризует данный персонаж?

- Какую идею помогает воссоздать данный эпизод?

Объявить в классе тему и идею произведений и продумать с классом, как она реализуется и воплощается.

Очень интересен при разговоре об эпическом произведении композиционный анализ, когда ученикам предлагается найти и проанализировать основные сюжетные элементы. В зависимости от того, где читатель увидел завязку, кульминацию, развязку будут складываться различные толкования произведения.

2.

Приемы при изучении эпических произведений:

  • Пересказ (выборочный, сжатый, подробный, творческий)

Выборочный пересказ заставляет школьника выбрать из текста требуемый материал.

Сжатый – очень сложная форма пересказа – выбрать самое главное.

Подробный – близко к тексту.

Творческий – сложный пересказ. Он должен включить в себя элементы, отсутствующие в рассказе. Это близко к сочинению: пересказать эпизод и дополнить его описанием природы, который в произведении отсутствует.

  • Анализ эпизода.
  • Анализ образов.
  • Композиционный анализ (поиск сюжетных элементов).
  • К омментированное чтение (при изучении исторических произведений комментарий помогает понять логику поступков героев, идею произведения).
  • Прием сравнения художественного произведения с его воплощением в других видах искусства (живописи, музыке, театре, кино). Такое сравнение дает возможность понять, что художественное произведение может по-разному прочитываться. Это позволяет проникнуть в творческую лабораторию писателя.

В работе над эпическим произведением обязательно следует обратить внимание на авторскую позицию, которая может быть или явной или скрытой.

3.

Рассмотрим пути анализа литературного произведения на основе планирования уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

I путь - Комментированное чтение

Этап – работа над текстом

1) Россия накануне реформы (гл. 1-3)

2) Идейно-политические взгляды Базарова и П.П.Кирсанова (аналитическая работа над текстом 5-10 глав).

3) Отношения Базарова и Одинцовой (гл. 11-21).

4) Второй круг странствий Базарова и его смерть (последние главы, эпилог)

 

Этап – работа по образам

5) Образ Базарова.

6) Изображение в романе идейных противников Базарова.

 

II путь - Проблемное изучение

Этапы

1) предварительная работа учителя (постановка проблемы, деление на подпроблемы)

Например, проблема «Нужны ли Базаровы России?»

Подпроблемы:

- Почему крестьянский вопрос был основным в это время?

1й урок «Изображение в романе революционной ситуации, которая возникла в России в 60-е годы 19 века.

Подпроблема: «Сложен или прост Базаров?»

2й урок «Базаров-демократ»

3й «Многогранность и духовная красота Базарова»

Подпроблема: «Можно ли Базарова назвать революционером-демократом?»

4й «Если Базаров нигилист, то он революционер»

Подпроблема: «В чем суть эстетического кредо Тургенева?»

5й «Пиши кратко, но емко».

 

4.

Работа над большим по объему эпическим произведением требует внимания к процессу организации повторного чтения в ходе анализа. Большую помощь в этом отношении могут оказать карточки с заданиями по тексту, предлагаемые в самом начале работы над романом-эпопеей для общих, групповых и индивидуальных заданий.

Например, задания по 4 тому романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

1-я карточка (общее задание)

Пьер в Москве, занятой французами;

Встреча с Платоном Каратаевым (т.4, ч. 1, гл. 12, 13, ч. 2, гл. 12, 13)

- Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2-я карточка (индивидуальное задание)

Гибель Пети Ростова (ч.3, гл. 11).

- Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?

3-я карточка (групповое задание)

Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч.4, гл. 11).

- В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 года и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

4-я карточка (индивидуальное задание)

Пьер после плена (ч. 4, гл. 12,13)

- Что нового в отношении Пьера к окружающим появилось после возвращения из плена?

5-я карточка (общее задание)

Встреча Пьера и Наташи (ч.4, гл. 15-20)

- Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

 

Использование карточек-заданий дает возможность реализовать индивидуальный подход к ученику, углубить работу читателя на уроках изучения большого по объему произведения.

Домашнее задание

Вопросы и задания

1.В чем специфика эпоса как рода литературы? Какие эпические жанры изучаются в школе? В чем их особенность и в чем своеобразие их восприятия и изучения?

2.Как организовать своевременное прочтение учениками изучаемых эпических произведений? Каково соотношение классного и домашнего чтения?

3.Каким образом выявляются, а затем учитываются уровень и характер восприятия текстов? Какие виды работ способствуют сокращению разрыва между первоначальным восприятием и анализом эпического произведения?

4.Как осуществляется идейно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа эпических произведений?

Какие приемы анализа эпических произведений наиболее эффективны? Какое место при этом уделяется самостоятельной работе учащихся над эпизодом?

5.Какие вопросы теории литературы и в какой форме рассматриваются в процессе анализа эпических произведений?

6.С какими трудностями сталкивается учитель при изучении большого эпического произведения в рамках историко-литературного курса? Приведите примеры.

7.Проанализируйте образцы планирования большого эпического произведения в работах М.Г.Качурина (Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Изучение русской литературы в 9 классе. 5-е изд. М., 1987. С. 56-82 (роман «Отцы и дети»); 169-211 (роман «Война и мир») и Т.Г.Браже (Браже Т.Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы. М., 1986. С. 98-104; Тургенев в школе. М., 1981. С. 118-135 (роман «Отцы и дети»); Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964. С. 18-119 (роман «Отцы и дети»); 120-276 (роман «Война и мир»).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анализ художественного произведения / Под ред. М.Л.Семановой. М., 1987.

2.Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М.Докусова. М., 1974.

3.Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М-Л., 1966.

4.Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т.Г.Браже. М., 1977. С. 107-137.

5.Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Браже. М., 1971.

6.Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Изучение русской литературы в 9 классе. М., 1987.

7.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

8.Маймин Е.А., Слинина З.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

9.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. М., 1971.

10.Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С.Н.Громцева. М., 1990.

11.Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М., 1985.

12.Пути анализа литературного произведения / Под ред. Б.Ф.Егорова. М., 1981.

Ознакомьтесь также с соответствующими тематическими главами в учебниках по методике преподавания литературы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.