Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм написания конспекта урока по литературе

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

РАБОТА НАД КОНСПЕКТОМ УРОКА

1. Проверка домашнего задания (теория).

2. Практическая работа (групповая)

 

1 группа

Составить вопросы и задания для анализа главы «Вожатый» («Капитанская дочка» Пушкина в 8 кл.)

Обосновать характер вопросов и заданий.

2 группа

Составить систему вопросов по анализу эпизодов рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (8 кл.). Выделить те из них, которые способствовали выявлению авторского отношения к изображаемому.

3 группа

Продумать пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов повести Горького «Детство» (7 кл.) Подготовить общие, групповые и индивидуальные задания.

 

3. Запись конспекта урока

Тема урока

Цели: 1) образовательные (должна быть реализована тема урока)

Проанализировать главу «Вожатый» из повести Пушкина «Капитанская дочка», которая помогает раскрытию характера героя и авторского замысла или проанализировать эпизоды из рассказа Л.Толстого «После бала», раскрывающие авторское отношение к изображаемому; познакомить учащихся с системой образов повести М.Горького «Детство».

2) развивающие – формировать навыки анализа отдельных глав (эпизодов), проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа, выразительного чтения и т.п.

 

3) Воспитательные – приобщить учащихся к чтению русской классики, воспитывать высокие нравственные качества личности, образное мышление, культуру речи.

 

Ход урока

I. Орг.момент

II. Изложение нового материала

1) Слово учителя (Раскрытие целей и задач урока, формулировка темы).

2) Беседа (система вопросов, в скобках предполагаемые ответы).

3) Групповые и индивидуальные задания.

III. Закрепление изученного.

(должны быть реализованы образовательные цели, например,

- Как глава «Вожатый» помогает раскрыть характер Гринева и авторский замысел?

- Как сам Л.Толстой относится к героям рассказа «После бала», на чьей он стороне?

- Какова основная мысль рассказа?

- Какие герои повести «Детство» вам понравились, чем они вам понравились?

- Для чего Горький показывает большое количество персонажей повести?

-Как они повлияли на становление характера Алеши Пешкова?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание

Подготовить и провести урок в группе.

 


  1. Определите общие дидактические основания преподавания литературы: авторитарные, коммуникативные; традиционные, личностно-ориентированные; статус школы, класса, программы.
  2. Выберите принципы обучения и принципы, регламентирующие образовательный процесс.
  3. Определите место урока в данной теме, в курсе, в программе по литературе.
  4. Сформулируйте тему урока.
  5. Определите литературоведческую концепцию урока. Отберите историко-литературный материал.
  6. Определите цель и задачи урока, основные вопросы урока.
  7. Определите форму проведения урока.
  8. Определите главный вопрос урока, сформулируйте его как проблемный.
  9. Определите основные учебные ситуации урока, их последовательность (опрос, работа с текстом, домашнее задание и др.).
  10. Разработайте учебные ситуации. Сформулируйте выводы по каждой учебной ситуации.
  11. Особое внимание обратите на выбор способов освоения изучаемого художественного произведения: виды чтения, пути анализа и интерпретации, на то, какие специальные умения вы будете формировать в ходе урока.
  12. Продумайте способы организации эмоциональной атмосферы урока.
  13. Определите возможности формирования читательских и литературно-творческих способностей учащихся.
  14. Выберите методы, формы, приемы и средства обучения.
  15. Разработайте программу развития речи, устной и письменной, диалоговой, полилоговой, монологической.
  16. Определите объем и характер изучения теоретико-литературных понятий.
  17. Определите роль учителя и учащихся в уроке, объем и виды деятельности учителя и учащихся, объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности, формы сотрудничества.
  18. Продумайте задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы на уроке.
  19. Определите объем и виды самостоятельной работы учащихся.
  20. Продумайте пути актуализации базовых знаний учащихся.
  21. Продумайте возможности использования педагогического диагностирования.
  22. Определите общий объем знаний, умений, навыков.
  23. Продумайте способы активизации деятельности учащихся. Разработайте несколько проблемных ситуаций, продумайте пути их разрешения.
  24. Продумайте возможности использования внутрипредметных и межпредметных связей, других видов искусства.
  25. Продумайте оборудование урока.
  26. Определите систему отслеживания и контроля результатов обучения.
  27. Определите те виды деятельности учащихся, которые будут оценены Вами.
  28. Определите пути формирования осознанного отношения к учению, предложите учащимся специальные задания.
  29. Определите предполагаемый темп урока.
  30. Продумайте домашнее задание. Не забывайте, что задания должны быть не только закрепляющими, обобщающими, углубляющими, но и опережающими.
  31. Ответьте на главный вопрос урока.
  32. Продумайте "переходы" от одной учебной ситуации к другой для того, чтобы урок приобрел композиционную значимость.
  33. Оформите конспект урока литературы.

NB! В конспекте обязательно должны быть указаны: класс, программа, тема, цель и задачи, оборудование.

Лист при написании конспекта делится на три графы:

Учебные ситуации урока Деятельность учителя Деятельность ученика
     

 

 


 

Схема комплексного анализа урока литературы

  1. Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
  2. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
  3. Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
  4. Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
  5. Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
  6. Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
  7. Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.
  8. Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
  9. Тип урока.
  10. Форма проведения урока.
  11. Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
  12. Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
  13. Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
  14. Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
  15. Использование возможностей катехизирования.
  16. Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).
  17. Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
  18. Формирование читательских способностей учащихся.
  19. Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.
  20. Формирование литературно-творческих способностей учащихся.
  21. Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
  22. Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
  23. Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.
  24. Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.
  25. Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
  26. Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.
  27. Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
  28. Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
  29. Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
  30. Способы актуализации базовых знаний учащихся.
  31. Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.
  32. Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
  33. Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
  34. Формирование рефлексивных способностей учащихся.
  35. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
  36. Темп урока.
  37. Эмоциональная атмосфера урока.
  38. Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
  39. Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
  40. Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
  41. Учет статуса класса.
  42. Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
  43. Пути оптимизации учебного процесса.
  44. Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
  45. Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В основной школе | Драматических произведений в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.