Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтологическая проблематика в античной философии




Структура философского знания.

Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.

 

1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): "материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь.

2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия:

а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации).

б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия).

3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом:

а) Платон выделял два вида бытия

б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя.

Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д.

Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие "Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи.

Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.