Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №21. Рене Декарт. Философский дуализм




Философский дуализм – признание 2 равноправных субстанций: материальной и духовной. В рамках декартовской онтологии это выглядит следующим образом:

Человек рассматривается по модели психо-физического параллелизма (человек - сочетание 2 субстанций: материальной и духовной). Душа и тело – вечная проблема.

Человек изначально обладает свойствами субстанций, из которых состоит: материальная субстанция обладает свойствами телесности, а духовная – способность мыслить.

В гносеологии Декарта человек изначально обладает «врожденными идеями». Декарт – рационалист, по его мнению, источник знаний – сам разум. Он не отрицает чувства восприятия, но приоритет отдает разуму.

Альтернатива рационализму Декарта – сенсуализм нового времени, прежде всего, Дж. Локка: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, человеческое сознание подобно чистой доске, на которой мир ощущений оставляет свои знаки». Но у Локка есть схожие с Декартом моменты: Локк выделяет первичные и вторичные качества вещей (первичные качества присущи самим вещам – протяженность, число, фигура, а вторичные - это те качества, которыми субъект наделяет внешние предметы в силу особенностей своих органов восприятия - цвет, вкус, запах.

Схожесть между Локком и Декартом еще и в том, что у обоих существует модель изначальной наделенности субъекта некоторыми познавательными способностями (только у Декарта это врожденные идеи, а у Локка – врожденные вторичные качества).

Рационализм – источник знаний – разум.

Сенсуализм - источник знаний – чувства.

Критерий существования для Декарта: «Я мыслю, значит я существую». Декарт выделял 2 типа причинности: кауза ( естественная причинность) и рацио ( логическая причинность) и уравнивал их в правах. Декарт на новом уровне воспроизвел античную мысль: «Бытие и мышление – одно и то же». Кауза = рацио – это принцип единства бытия и мышления.

 

Вопрос № 22. Обоснование субъективного идеализма (Д. Юм, Дж. Беркли)

Д. Юм утверждал: «У субъекта нет средств ни для того, чтобы отрицать, ни для того, чтобы утверждать существование внешнего мира».

Данная формула является исходной для субъективного идеализма. С т.з. субъективного идеализма (возник в 17 веке), первичным является сознание (Дж. Беркли).

Английский епископ Дж. Беркли обосновал субъективный идеализм как:

1. реально только то, что дано нам в ощущениях, т.е. вещи. Понятие материи бесполезно, она как призрак, стоит за каждой вещью, но как таковая, вне вещей, в ощущениях не дана. Понятие материи – основание дляя бесплодных дискуссий, поэтому от него нужно избавиться.

2. в трех разговорах Геласса и Фелонуса, Беркли представил в обоснование субъективного идеализма ладошку с вишенкой. Вишня состоит из наших ощущений, если их убрать, то ничего не останется. Отсюда следует, что все вещи – это комплексы наших ощущений.

3. Беркли выделял 4 вида бытия:

- бытие объекта – нет объекта без субъекта, существовать, значит быть воспринимаемым. Вещи – комплексы ощущений.

- бытие субъекта – существовать, значит воспринимать (так же как и у Д. Юма: с его т.з. субъект – это пучок ощущений).

- бытие в воображении, мечтах – зыбкий вид бытия, но совершенно реальный, это – субъективная реальность. Для юристов это очень важно во многих аспектах, особенно в проблеме юридических фактов, т.к. в качестве них могут рассматриваться факты сознания.

- бытие Бога (в Боге) – логически по Беркли Бог инороден. Это понятие ничего не объясняет, но присутствует у Беркли как дань традиции (теория интроекции, т.е. Бог вкладывает в голову ощущения). Бог у Беркли – гарант о крайности солипсизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.