Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок В2В




Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность измене­ния субъектом ранее намеченных программ деятель­ности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.

Конформизм(от иозднелат. conformis — подобный, сходный) — это осознанное или неосознанное подчи­нение личности влиянию группы, в которую она вклю­чена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемо­сти. Выше мы уже рассмотрели явление внушения, которое оказывает группа на индивида. Но люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушае­мости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произволь­ные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению груп­пы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.

Наличие установок рассматривается как неосозна­ваемая предрасположенность воспринимать и оцени­вать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений.

«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случай­ность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут рабо­тать в конкретной группе, поскольку хорошее не заме­чается, а недостатки утрируются.

«Эффект последовательности». На суждение о че­ловеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявлямые в первую очередь. Обычно недоб­рожелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправ­даться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.

«Эффект авансирования» — это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, кото­рое неадекватно сложившемуся о нем положительно­му представлению.

«Эффект проецирования на людей собственных качеств» вызывает установку на ожидание соответ­ствующего поведения. Этот эффект очень часто про­является в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

В качестве особого вида установки выделяют явле­ние аттракции. Аттракция ( букв, привлечение) - вид социальной установки на другого человека, в ко­торой преобладает эмоциональный компонент привле­кательности данного человека для других. На прояв­ление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров но общению, бли­зость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отно­шения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторо­на межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.

1 тип - это личная стихийная форма конфор­мизма, который осуществляется по схеме «Майский жук — Дюймовочка», описанной в сказке X. Андерсе­на. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаро­вался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявля­ет внутреннее и внешнее согласие с группой без пере­живания какого-либо конфликта.

2 типзащитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприят­ностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

3 тип - условный, чисто внешний сознатель­ный конформизм, осуществляющийся по схеме «Новое платье короля». В этом случае субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навя­зываемому мнению группы, чтобы заслужить одобре­ние или избежать порицания со стороны других вхо­дящих в группу лиц, успешнее сделать карьеру и т. п.

Экспериментально конформизм изучается «мето­дом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию оп­ределяется уровень конформизма личности.

Согласно имеющимся научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым от­носятся: возраст — дети и подростки более конформ­ны, чем взрослые; пол — женщины более конформны, чем мужчины; профессия — среди мужчин более кон­формны армейские офицеры и менее конформны тех­нические специалисты.

Согласно данным американских социальных пси­хологов, 80% людей в обществе являются конформи­стами разных типов.

Противоположное конформизму свойство - нега­тивизм (нонконформизм) (от лат. negatio — отрица­ние), т. е. немотивированное поведение субъекта, про­тивостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогла­сие, отрицание определенных требований, форм обуче­ния, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним прояв­лением негативизма является упрямство, конфликт­ность личности.

1. Когнитивная ригидность обнаруживается в труд­ностях перестройки восприятий, представлений, эта­лонов памяти в изменившейся ситуации.

2. Аффектив­ная ригидность выражается в косности эмоциональ­ных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций.

3. Мотивационная ригидность проявляется в малопо­движной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гиб­кости и изменения характера поведения.

Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимо­действием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т. п.

В отличие от конформизма и негативизма как не­осознанных стихийных проявлений личности в отно­шении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.

Коллективизм — это сознательная солидарность лич­ности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздей­ствий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-воле­вое качество личности.

Фрустрация — состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспектив­ность своего положения в группе и т. п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в по­ведении субъекта: может проявляться грубость, агрес­сивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве пре­пятствий, барьеров, так и в отношении всех окружаю­щих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фруст­рация проявляется в самоуничижении, приводит к не­рвной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности вооб­ражаемыми ситуациями. Так, сотрудник, не сумевший оправдаться перед руководителем в своей неудаче, из­меняет эту ситуацию в лучшую сторону в своем вооб­ражении. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Уме­ние создать перспективу для личности каждого сотруд­ника — важное умение руководителя.

Рассмотренная нами сложная динамика взаимодей­ствия личности и группы, а также наблюдаемых при этом специфических феноменов группового поведения представляет значительный практический интерес для руководителей социальных систем управления, по­скольку руководитель должен играть определенную роль в регуляции межличностных отношений, отно­шений между каждым членом группы и коллекти­вом в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.