Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы планирования деятельности предприятия




Цель, задачи и сущность планирования

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Планирование служит началом целенаправленной экономической деятельности предприятия в процессе производства и потребления материальных благ.

Эффективное управление автотранспортным предприятием возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности.

Планирование – это важнейшая функция процесса управления производством на автомобильном транспорте, приводящая возможности предприятия в соответствие с условиями рынка.

Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов автотранспортного предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени.

Данная цель достигается решением комплекса задач:

- формирование и корректировка производственной программы автотранспортного предприятия с учетом изменяющейся рыночной среды и запросов потребителей;

- налаживание взаимоотношений с субъектами рынка, обеспечивающими эффективность деятельности предприятия;

- реализация возможностей повышения качества транспортных услуг и конкурентоспособности предприятия;

- обеспечение производственного процесса необходимыми видами ресурсов;

- применение эффективных технологий организации перевозочного процесса и ТО и Р автомобилей;

- реализация возможностей роста трудового потенциала предприятия;

- улучшение финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем эффективных результатов.

Планирование как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором.

Планирование – один из экономических методов управления. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей.

Принципы планирования – это основные теоретические положения, которыми руководствуются при формировании, обосновании и организации разработки планов предприятия.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной отечественной науке и практике планирования широко известны следующие принципы: системность, целенаправленность, комплексность, эффективность, научность, сбалансированность, приоритетность и др. Характеристика основных принципов представлена в табл.1.

 

Таблица 1.1

Основные принципы планирования

Название принципа Характеристика
   
1. Принцип необходимости   Данный принцип означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана связано с ошибочными действиями, которые ведут к снижению эффективности функционирования предприятия. Соблюдение принципа необходимости соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ресурсов предприятия.

Продолжение табл. 1.1

   
2. Принцип единства Принцип единства предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия наряду с планами производства, материально технического обеспечения, себестоимости и другими. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.
3. Принцип непрерывности Принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно, без остановки. Непрерывность планирования предполагает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а затем к оперативным, а также взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. В условиях изменяющейся внешней и внутренней среды появляется возможность постоянного контроля, анализа и модификации планов. Данный принцип позволяет сблизить фактические показатели с плановыми.
4. Принцип гибкости Принцип гибкости предполагает возможность корректировки и уточнения плановых показателей в связи с изменяющимися рыночными условиями, изменениями в области техники и технологии.
5. Принцип точности Планы должны составляться с такой точностью, которой желает достичь предприятие с учетом его финансового положения. Степень точности планов при краткосрочном и оперативном планировании должна быть более высокая, при стратегическом планировании можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.
6. Принцип комплексности Данный принцип гласит, что принимаемые плановые и управленческие решения должны быть комплексными, обеспечивающими учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах деятельности предприятия. Изменение хотя бы одного из факторов (уровень развития техники, использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применяемая система мотивации труда и др.) приводит, как правило, к соответствующему изменению других экономических показателей.
7. Принцип эффективности Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который обеспечивает при имеющихся ресурсах получение наибольшего экономического эффекта. Оценить эффект в процессе планирования можно, сравнив ожидаемые показатели с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными.
8. Принцип оптимальности Данный принцип говорит о необходимости выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из всех возможных. В качестве критерия оптимальности может быть: минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты.

 

Продолжение табл. 1.1

   
9. Принцип участия Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Сотрудники предприятия должны производительно участвовать в процессе планирования, для этого они должны иметь необходимые профессиональные знания, должны быть соответствующим образом мотивированы.
10. Принцип координации Принцип координации гласит, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

 

Таковы важнейшие принципы осуществления плановой деятельности на предприятии, в том числе автотранспортном. Их использование позволяет определить производственные возможности предприятия, улучшить эффективность производственно-хозяйственной деятельности с оптимальным использованием всех имеющихся ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.