Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автократичный Демократичный Либеральный




Стили управления проектом.

 

Традиционная схема дифференциации стилей управления представлена множеством форм руководства, из которых выделяются три
основных — автократичный, демократичный и либеральный. Хорошо иллюстрирует перечисленные стили руководства широко используемую модель известного американского ученого Дугласа Мак--
Грегора (см. рис. 4.1).

 


СТИЛИ РУКОВОДСТВА

 


Рис. 4.1. Модель Дугласа Мак-Грегора

 

О том, какой стиль должен выбрать руководитель в своей работе,
можно сказать лишь после анализа многих факторов, определяющих
безупречное функционирование проекта — концепции
проекта, личности руковдителя, психологии исполнителей и др.

В научной литературе существует множество подходов к этому
вопросу. Начнем с самого понятия руководства. Прежде всего, это
способность оказывать влияние на отдельных лиц или группы, побуждая их направлять свою работу на достижение определенных целей.

Если при толковании данного понятия исходить из деятельности
самого руководителя, то это процесс перенесения целей руководите-
ля на подчиненных ему лиц. Тут возможны два крайних варианта—
стиль, сосредоточенный на работе (цели организации, прежде всего,
человеческие потребности второстепенны) и стиль, сосредоточенный
на человеке (цели организации не вступают в конфликт с целями че-
ловеческой личности).

Анализируя литературу, посвященную этой проблеме, отметим
поведенческий подход как наиболее подходящий для взаимоотношений, складывающихся в отрасли. Он заклю-
чается в толковании стиля управления как системы способов, мето-
дов и форм практической деятельности руководителя, привычная мане-
ра поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацелен-
ная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. -
Причем степень делегирования полномочий руководителя и его заботы
о человеческих отношениях и выполнении задачи отражает стиль
руководства, характеризующий данного лидера.

Кроме перечисленных факторов, отражающих стиль руководства
руководителя проекта, огромную роль играют ситуации, складывающиеся в том или
ином проекте.

Ситуационные факторы включают в себя потребности партнеров
и участников творческой команды, исполнителей; комплекс личных, деловых и профессиональных качеств руководителя; характер и сложность
задания; инфраструктуру; информационную среду. Если перенести
все это на практику, то, проще говоря, это означает, что для эффективности достижения целей руководитель должен вести себя по-разному в разных ситуациях.

Автократичный стиль управления, его преимущества и недостатки, а также возможность применения этого стиля в управлении
хореографическим проектом. Руководящим звеном здесь является авто-
кратичный лидер, название которого говорит само за себя — прежде
всего он должен обладать высоким авторитетом.

Авториторный руководитель обладает достаточной властью, что-
бы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости
без колебаний прибегает к этому. Автократ целенаправленно апеллирует к потребностям своих подчиненных, причем к потребностям
более низкого уровня, считая такой способ самым эффективным
способом воздействия.

Среди основных характеристик можно отметить сосредоточение
власти и ответственности в руках одного человека, который опреде-
ляет тактику и стратегию, лично устанавливает цели и выбирает
средства их достижения. Исходящие от руководителя-автократа коммуникационные потоки, как правило, сдерживают индивидуальную
инициативу, создают ситуацию предсказуемости результата, но при
этом создают благоприятную почву для установления жесткой дисциплины и порядка.

Таким образом, данный стиль руководства в полной мере реализует принцип единоначалия и отрицает коллегиальные методы принятия решений. Стремление руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности и принуждение создает такую форму взаимоотношений, для которой характерны жесткие, не подлежащие обсуждению и возражению приказы и распоряжения.

Несмотря на распространенное мнение относительно применения автократичного стиля управления, которое не совсем позитивно (непродуктивный морально-психологический климат, снижение инициативности, самоконтроля и ответственности работников), отдельные элементы этого стиля могут быть использованы в управлении хореографическим проектом достаточно эффективно. Тем более, если речь идет о творческих работниках, которые нуждаются в том, чтобы их деятельность была направлена в определенное русло, определяемое руководителем проекта.

Данный стиль при определенных условиях и ситуациях может быть эффективным. Чаще это происходит в те моменты, когда требуются быстрые, решительные действия, и дефицит времени не позволяет советоваться и совещаться.

По мнению Дугласа Мак-Грегора автократичный стиль управления не возникает на пустом месте и ориентируется на следующие сознательные установки:

  • люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
  • люди предпочитают, чтобы ими руководили, у них нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, сводя свои должностные полномочия к минимуму;
  • для эффективного управления необходимо применять принуждение, жесткий контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предложений автократ обычно централизует большую часть полномочий, структурирует свою работу и почти не дает другим свободы в принятии решений. Для тех, кто подчинен ему, он максимально упрощает цели, разбивая их на более мелкие, где каждому подчиненному ставится своя специфическая
задача. Это позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. ру-
ководить всей работой в пределах своей компетенции. Обеспечить
процесс выполнения работы, как правило, автократу помогает оказание психологического давления с помощью угроз и принуждения,
что позволяет концентрация на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных.

Идеалом среди руководителей-практиков и наиболее эффективно
действующим лидером в процессе управления проектом является так называемый благосклонный автократ. Такой
лидер всегда избегает негативного принуждения, он чаще использует материальные стимулы, межличностные отношения и действует крайне дипломатично. Он продолжает оставаться авторитарным руководителем, хотя проявляет активную заботу о настроении
и благополучии тех, с кем работает. Он активно поощряет инициативу, которая сводится в их разработке различных творческих идей
и решении креативных задач. Но, тем не менее, он продолжает
держать инициативу в своих руках, а также «право на заключи-
тельное слово». Этот руководитель простирает свой автократический стиль, структурируя задания и навязывая неукоснительное
соблюдение своих условий, которые жестко регламентированы в
контракте.

Демократичный стиль управления. Основными отличительными
сознательными установками демократа по теории Дугласа Мак--
Грегора являются следующие:

  • если условия труда благоприятные, люди не только примут на
    себя ответственность, они будут стремиться к ней;
  • если люди приобщены к организационным целям, они будут
    использовать самоуправление и самоконтроль;
  • интеллектуальный потенциал среднего человека достаточен для многих творческих решений.

Демократичный лидер выглядит в наших глазах более «цивилизованным» лидером, обращающимся к потребностям более высокого
уровня: потребности в принадлежности к социуму, корпорации, высокой цели и самовыражению. Естественно, здесь налицо полное
отсутствие навязывание своей воли подчиненным.

Демократический стиль — наиболее популярный стиль управления, так как отражает психологические, деловые и мотивационные взаимосвязи исполнителя и руководителя.
Для данного стиля руководства характерны:

· высокая степень децентрализации полномочий с удержанием
ключевых позиций у лидера. Естественно, руководителю как организатору проекта не обязательно проводить целые сутки хореографическом зале и контролировать каждую репетицию или занятие, он задает лишь общую линию того, что должно получиться в итоге. Хотя
нужно сказать, что при этом рискованно полностью доверяться
на партнеров. Ведь все они люди творческие, имеющие свое индивидуальное мировосприятие, что значительно повышает вероятность отклонения от намеченного курса, поэтому их
нужно как можно больше контролировать и проверять.

· высокая степень участия в принятии творческих решений. Все участники команды, таким образом, обладают относительной свободой в решении определенных креа-
тивных задач;

· совпадение собственных целей участников проекта с целями руководителя;

· приоритет оценочного процесса над процессом контроля, т.е. руководитель предпочитает произвести оценку уже выполненной работы, жесткому контролю за подчиненными в процессе работы;

· наличие коммуникаций активно действующих в обоих на-
правлениях: от руководителя к участникам проекта и от участников к руководителю.

Таким образом, руководитель действует как связующее звено,
обеспечивая соответствие целей группы целям проекта, обеспечивая
необходимые для данного процесса ресурсы.

Среди слабых сторон этого стиля можно отметить усиление ответственности каждого участника проекта, децентрализацию полномочий, в
результате которой каждый вносит свой вклад в управленческий и творческий процесс, необходимость наличия времени для принятия коллегиальных решений или комплексного решения той или иной задачи.

Демократичный стиль управления рассчитан, прежде всего, на
высокие мотивации со стороны других участников проекта — в само-
выражении, успехе, престиже, социальном контакте и т.п. Стиль ра-
боты лидера-демократа направлен на то, чтобы мотивировать людей
на работу и сделать так, чтобы она для них была удовольствием и являлась вознаграждением. Поэтому он любыми способами пытается
сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Основной задачей такого руководителя является и создание атмосферы открытости и доверия, энтузиазма и заинтересованности, дружеской поддержки и искренности. Между тем, демократический ли-
дер играет направляющую роль, активно используя двусторонние
коммуникации.

Либеральный стиль управления. Это специфический стиль, который не является популярным в управлении творческими проекта-
ми, но в определенных случаях все-таки используется на практике.
Так, отдельные элементы управления, характерные этому стилю, не-
редко способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы
в группах так называемых «сободных художников».

Характерные этому стилю признаки: снятие лидером с себя ответственности в пользу группы; предоставление коллективу возможности самоуправления в желаемом режиме часто оправданны в творческой стороне общего дела. Что же касается организационных мо-
ментов, этот стиль вряд ли будет эффективен, так как совмещение
ролей руководителя и исполнителя неприемлемо, и на исполнителя нельзя возложить все организационные обязанности, и тем
более, исполнитель, погруженный в творческий процесс, не способен сосредоточить в своих руках власть или просчитывать экономическую
выгоду своей работы. Для этого есть другие профессионалы.

Тем не менее, если это касается процесса творчества, то лишь либеральный стиль руководства способствует произвольному его протеканию без вмешательства лидера. С другой стороны, опять возникает вопрос, что если творить, как захочется, то вряд ли проект будет
иметь коммерческий потенциал. Поэтому либеральный стиль, может
быть применим лишь при появлении каких-то суперталантливых
культовых фигур на арене шоу-бизнеса, что случается довольно-таки
редко. Их творчество не требует каких-то расчетов, а само собой воспринимается огромными массами людей как нечто высшее, эталон-
ное.

Несмотря на отмеченные преимущества и недостатки каждого из стилей руководства в практике все они — автократический, де-
мократический и либеральный — имеют место в действительности.

Так как шоу-бизнес является сферой довольно свободных отношений, то и жесткая градация стилей управления, используемых
руководителем для управления хореографическим проектом, отсутствует.
Тем не менее, существуют определенные критерии распределения
современных шоу-проектов по трем управленческим ветвям, и отношение того или иного проекта к определенному стилю управления
происходит по совокупности критериев.

Первый и основной — это момент авторства или доля участия в
создании творческого продукта
. Так, если рассматривать стиль руководства руководителя по отношению к исполнителям, то в каждом
отдельно взятом проекте для последних характерна различная степень причастности к творческому процессу.

Таким образом, абстрагируясь от различия в размере материального вознаграждения их труда, тут можно отметить проявление определенных личностных взаимоотношений между руководителем и исполнителем. Естественно, если исполнитель кроме исполнительства является еще
и автором хореографического текста, то это дает ему определенную свободу действий,
хотя бы касаемо самого творчества, что влечет за собой формирование демократичного либо элементов либерального стиля управления.
В этом случае исполнитель часто самостоятельно осуществляет процесс постановки и подборку материала. Руководитель проекта при этом
является звеном, финансирующим проект либо отвечающим за организационную и какую-либо другую деятельность.

Автократический стиль руководства обычно присутствует в чисто
коммерческих проектах, где руководитель-продюсер посредством кастинга
набирает в проект исполнителей, руководствуясь собственным за-
мыслом. Он самостоятельно подбирает: во-первых, сам коллектив
(по внешнему виду, хореографическим, артистическим и др. данным); во--
вторых, репертуар коллектива; также работает вместе с профессионалами
над созданием имиджа и организацией PR.

На характер руководства оказывает определенное влияние и
хореографический стиль, в котором будет осуществляться проект.
Если проанализировать специфику
стилей руководства в существующих проектах, то
можно отметить огромную степень ее зависимости от того, к какой
категории относится коллектив. Обычно проекты направленные на широкую аудиторию потребителей тяготеют к
автократичному стилю руководства, там руководитель является, автором
проекта, который выбирает на кастинге артистов, разрабатывает для
них имидж, работает над репертуаром и т.д. Готовые альтернативные команды сами являются авторами своего
творчества и управление ими возможно лишь посредством либерального или демократического стиля.

Стиль руководства во многом зависит и от того, кому принадлежит основной объект популярности или успеха проекта. Другими словами, это тот объект, то основание, на котором строится популярность проекта, его творческий и коммерческий потенциал,

Им может быть идея проекта, хореографический материал, оригинальный имидж, интересный типаж участников проекта, профессиональне
данные и даже название коллектива. Таким образом, это то, без чего
данный проект существовать не может. И в зависимости от того, кому принадлежит этот объект, складываются взаимоотношения руководителя и его творческой группы, Так, если исполнитель обладает неповторимыми данными или уникальным имиджем, то это
косвенно оказывает влияние на формирование определенного стиля
взаимоотношений с руководителем. Вероятно, в таком проекте сложится либеральный или демократический стили руководства, когда руководитель дает максимум творческой свободы исполнителю.

Также на формирование того или иного стиля управления непо-
средственно влияет еще и множество других факторов, среди кото-
рых психологические особенности руководителя, творческой группы,
исполнителя (предрасположенность распределять задачи или концентри-
ровать их в своих руках); рейтинг популярности проекта; функции
руководителя, его роль
и др. Так, если руководитель является не только ху-
дожественным руководителем, а также менеджером--
организатором, финансистом, то, естественно, это
дает ему больше полномочий.

Подводя итоги рассмотрения стилей управления, необходимо от-
метить, что при автократичном режиме вся власть сосредоточена в
руках руководителя — творчество, финансы, менеджмент (хотя нередко
он делегирует часть полномочий своим партнерам), при демократическом власть распределяется равномерно на всех участников проекта, а либеральный стиль предполагает невмешательство в творческий процесс, финансирование и т.д. В последнем случае руководитель становится сторонним наблюдателем, и его функции
сводятся к функциям менеджера или директора группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.