Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха Возрождения о сущности человека




Если б мне всемогущество было дано –

Я бы небо такое низринул давно

И воздвиг бы другое, разумное небо,

Чтобы только достойных любило оно!

(Омар Хайям)

Возрождение – время гениальных творцов, утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время величайших географических открытий, технических изобретений. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, составляющих славу и гордость мировой культуры: Леонардо да Винчи, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, Савонарола, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.

Кто может подняться столь высоко,

чтобы постигнуть многообразие

в единстве и единство в многообразии?

Это сочетание свыше всякого разумения

(Н. Кузанский)

Возрождение или Ренессанс характеризуется господством антропоцентризма. Термин «Возрождение» /Ренессанс/, введенный итальянским живописцем и историком искусства Д. Вазари, наиболее адекватно отражает суть эпохи культурного, научного и философского подъема.

Культ Бога сменяется культом человека

«Выделенность античного героя, атлета, полководца или ритора, как и избранность средневекового праведника, есть вместе с тем наибольшая степень включенности, нормативности, максимальная воплощенность общепринятого – определенная образцовость, то есть нечто противоположное тому, что понимается под индивидуальностью в эпоху Возрождения… Содержание категории «индивидуальность», обнимающее все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия, оплодотворяется пафосом единственности и оригинальности каждого индивида, прямо сопряжено с утверждающимся в это время принципом индивидуальной свободы».[1]

Индивидуализм против коллективизма. Идеал христианства, основанный на противопоставлении тела и души, размывается. Идентификация индивида с группой сохраняется, но сами группы меняются, возникают корпорации свободных художников, гуманистов, творцов. Гуманистам нужен иной идеал.

Философско-практический тип культуры Возрождения получил название гуманизма (сделай себя сам, измени свою судьбу и т.п.).

Можно согласиться с мнением академика Лосева А.Ф. о том, что термин «гуманизм» требует более точного определения. «Гуманизм, несомненно, есть учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных, и эстетических с весьма частой антицерковной тенденцией (что, впрочем, для возрожденческого гумнизма совсем необязательно), с энтузиазмом в области научных филологических исследований и с общественно-политическими выводами против светской власти папства».[2]

Гимн достоинству и свободе человека создает в этот период известный итальянский гуманист Пико дела Мирандола (1463 – 1494 гг.) в «Речи о достоинстве человека», с которой он предполагал выступить в Риме в 1487 году.

Бог сотворил человека и согласился, что человек – творение неопределенного образа.Бог поставил его в центре мира и сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению.

Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».[3] В этом отрывке дается онтологическое понимание свободы. Человек всесилен и имеет безграничные возможности, которые может и должен реализовать. Богу оказывается нужен не человек – раб, а человек – творец, бросающий вызов своему небесному Отцу и готовый помериться с ним своим мастерством. Богу становится угодна инициативная, творческая личность, которая своими достижениями прославляет его. Мир – это мастерская человека, где он может и должен свободно себя проявить. Познавая законы, сотворенного Богом мира, человек изменяет окружающую его природу в соответствии со своими целями и потребностями. Человеку удалось вывести новые сорта растений, приручить диких животных, создать удобные жилища и т.п. Об этом и многом другом говорит в своей «Метафизике» итальянский гуманист-утопист Т.Кампанелла (1568 – 1639 гг.), продолжая развивать идею о безграничных свободных творческих возможностях человека. «Кроме того, человек подражает всей природе и Богу. Он ведь построил корабль, уподобив его птичьей груди, создал весла, подобные крыльям, создал сети, лучшие, чем паук и здания, более восхитительные, нежели у пчел… подобно ангелу, он заботится о распространении животных и растений; нет в мире ничего, чему бы он ни подражал. Кроме того, он создал артиллерию, как Бог создал гром… Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день, сохраняет и воспроизводит огонь…».[4] Далее Кампанелла делает заключение о том, что человек равен Богу. Человек не хочет останавливаться на вещах этого мира, а желает познать небо и возвыситься над ним, постичь и завоевать другие миры. Душе человека доступны «высшие бесконечные причины», а по сему он в состоянии переходить от одной сущности к другой, от менее глубокой к более глубокой и тем самым за счет углубления своего познания расширять свою свободу.

Лоренцо Вала утверждал: мы вступаем с богом в партнерские отношения. Если я делаю добро, то бог не вмешивается, а если я делаю зло и неудержимо падаю в пропасть, то бог всегда остановит меня, лишив воли.

Макиавелли: Счастье в этом мире перетекает из края в край, от одного человека к другому. Удачлив тот, кто сумеет воспользоваться случаем, ибо можно жить только за счет другого – таков закон Фортуны.

Николо Макиавелли - политик и мыслитель (15-16 в.), заложивший основы нового учения о государстве. Для нашей темы он особенно важен потому, что первым из теоретиков государства заявил, что власть держится на силе и согласии ("макиавеллевский кентавр"). Отсюда вытекает, что "Государь" должен непрерывно вести особую работу по завоеванию и удержанию согласия подданных. Поэтому само явление манипуляции сознанием долго, вплоть до недавнего времени, обозначалось словом макиавеллизм. Считается, что в области политической философии Макиавелли предвосхитил деятельность якобинцев в

Великой французской революции, которые, как известно, осуществили грандиозную по своим масштабам манипуляцию массовым сознанием. Нынешние исследования показали, что труды Макиавелли о государстве,

которые воспринимались как исключительно оригинальные, есть плод его "герменевтических" изысканий старых авторов. Он по-новому "переписал" некоторые работы Платона, Теренция, Ливия и Данте, а также свои собственные. В нашем веке Антонио Грамши обдумывал большой план - "переписать" книгу

Макиавелли "Государь" с высоты опыта ХХ века. В своих откровениях Макиавелли высказал вещь, важную непосредственно для нашей темы: слова политиков нуждаются в истолковании. Он заострил этот вопрос до предела, признавшись в одном письме от 17 мая 1521 г.: "Долгое время не говорил я того, во что верю, никогда не верю я и в то, что говорю, и если иногда случается так, что я и в самом деле говорю правду, я окутываю ее такой ложью, что ее трудно обнаружить".

 

Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в практической деятельности, в искусстве, науке. История в этой связи утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.