Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальные исследования младенцев




С точки зрения классиков эмпиризма, новорожденные не видят ничего, кроме сплошного тумана, и их зрительный мир, по выражению У. Джеймса, представляет собой «пеструю мешанину цветов и звуков». Однако благодаря современным исследованиям получено немало доказательств тому, что данное определение не соответствует действительности.

Изучение восприятия новорожденных имеет определенный смысл: младенцы обладают минимальным визуальным опытом, и если они демонстрируют те или иные перцептивные способности, значит они врождены.

Психологами восприятия были изучены такие перцептивные способности младенцев, как:

§ фиксация взгляда и сканирование (беглый осмотр) визуального пространства;

§ восприятие формы и паттерна (конфигурации);

§ восприятие цвета;

§ восприятие пространства.

 

Фиксация взгляда и сканирование (беглый осмотр) визуального

пространства

При изучении восприятия младенцев важнейшее значение имеет выявление их зрительных предпочтений, т.е. определение тех отличительных признаков зрительных стимулов, которые в первую очередь привлекают их внимание. Рассматривают ли младенцы одни фрагменты фигуры дольше, чем другие? На чем они фиксируют взгляд и что рассматривают – отдельные части фигуры или всю фигуру целиком?

В эксперименте Кессена 4-недельным младенцам предъявляли черный равносторонний треугольник на белом фоне и регистрировалидвижения их глаз с помощью специального приспособления (рис. 1). Оказалось, что младенцы не просто фиксируют, а концентрируют взгляд на внешних контурах треугольника, прежде всего на вершинах. Обратите внимание: младенец фиксировал взгляд на одной из вершин; что же касается сторон треугольника, то взгляд только скользил по ним.

 

Рис. 1. Приспособление для изучения фиксации взгляда и образец записи фиксаций взгляда одного из младенцев

 

Тенденция фиксировать взгляд на какой-то определенной части фигуры (прежде всего вершинах и углах) присуща всем младенцам. Это подтверждено в экспериментах с другими геометрическими фигурами и человеческими лицами. Каково объяснение этого факта? Согласно гипотезе Хейса, младенец пристально рассматривает наиболее информативные участки фигуры.

По мере развития новорожденных развиваются и способности к сканированию визуального пространства и фиксированию взгляда. В течение первого месяца жизни младенцы фиксируют взгляд на каком-то одном элементе фигуры. Взгляд 4-недельных младенцев фиксируется только на оконечностях и внешних контурах фигуры. В 2-месячном возрасте младенцы рассматривают объекты более пристально и поле визуального обследования становится больше. Кроме того, они более склонны к рассматриванию внутренних элементов паттерна (например, черты лица). 4-месячные дети уже сканируют как внешние, так и внутренние элементы стимулов.

Таким образом, новорожденный на первых порах отбирает и замечает лишь некоторые отличительные признаки зрительных стимулов (врожденная форма способности). По мере взросления он приобретает способность к более информативному и беглому осмотру зрительного пространства и восприятию целостных форм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.