Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризисы развития детей школьного возраста




Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в сис­теме социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокрин­ный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологиче­скую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В.П.Петрунек, Л. Н. Таран).

Принципиально меняется социальная ситуация развития ре­бенка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его перестраиваются и во многом оп­ределяются тем, насколько успешно он овладевает учебной дея­тельностью, которая становится ведущей. Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следую­щих качественно новых психологических образований:

- ребенок переходит на качественно новый уровень произ­вольной регуляции поведения и деятельности. У младшего школь­ника формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, лич­ность, социальные отношения;

- происходит перестройка всех познавательных процессов, возни­кают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- формируются устойчивые познавательные потребности и ин­тересы, возникает новое познавательное отношение к действи­тельности;

- формируется адекватная самооценка, развивается критичность к самому себе и окружающим;

- приобретаются навыки общения со сверстниками, умения ус­танавливать дружеские контакты и отношения;

- школьник овладевает «умением учиться», т.е. приобретает навыки и умения учебной работы;

- раскрываются индивидуальные способности и возможности ребенка.

Таким образом, нормально развивающийся младший школьник -это активный, жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий, учиться, уверенный в себе, в своих способностях, организованный,, умеющий управлять своим вниманием, памятью, умеющий дружить, соотносить свои поступки с нравственными нормами и правилами.

Нормальным психологи признают и тот факт, что большинство из этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И.В.Дубровина).

Подростковый кризис объясняют по-разному.

В контексте культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности нормально развивающемуся подростку присущи тен­денции развития и саморазвития таких человеческие качества, как:

- самостоятельность мышления, интеллектуальная активность, творческий подход к решению познавательных задач; это сензитивный период развития творческого мышления;

- выраженные и устойчивые интересы, внимание к самому себе и к другому человеку как личности;

- адекватные формы утверждения своей самостоятельности, личностной автономии, индивидуальности;

- адекватная самооценка, высокий уровень притязания, разви­тое чувство собственного достоинства, внутренние критерии са­мооценки;

- способность сознательно ставить перед собой цели, перепод­чинять мотивы, принимать решения и быть ответственным за их последствия;

- -моральные и волевые качества, личностная рефлексия, т.е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;

- владение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний, адекватными способами реагирования в различных жизненных ситуациях;

- способность контролировать ситуацию, устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды;

- -положительное отношение к труду, ориентация на культурные, нравственные ценности и человеческие смыслы;

- -владение навыками дружеского, избирательного общения со сверстниками; ориентация на социально положительного лидера среди сверстников; адекватность поведения в школе и вне ее.

Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся к периоду взрослости и имеют свои задачи, связанные с формированием самостоятельности, авто­номности личности, творчества.

Таким образом, при неблагопри­ятных условиях развитие ребенка может идти по линии формиро­вания чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, аг­рессии, противоречивости, внутренней конфликтности.

 

Общепсихологические аспекты проблемы нормы - аномалии рассматриваются в рамках развивающейся психологии личности. В отечественной психологии это направление представлено в ра­ботах Б.С.Братуся. Согласно его точке зрения, степень личност­ного здоровья человека определяется его отношением к другому человеку.

Признаками и атрибутами нормального развития он счи­тает отношение к другому человеку как к самоценности (это - глав­ный признак), способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеуст­ремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитив­ной свободе; способность к свободному волепроявлению; воз­можность самопроектирования будущего; веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и други­ми, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни.

Речь, конечно, идет не о состоянии, а о тенденции развития, т.е. это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Эти критерии имеют достаточно общий ха­рактер, но они могут быть конкретизированы и использованы в практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.