Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности дошкольника

В дошкольном детстве ребенок приобретает многое из того, что характеризует его как личность и определяет его интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования личности весь дошкольный возраст можно условно разделить на три части:

1. 3-4 года: связана с укреплением эмоциональной саморегуляции;

2. 4-5 лет: связана с правильной саморегуляцией;

3. 5-6(7) лет: происходит развитие деловых качеств.

Развитие личности идет через усвоение нравственных норм, эмоционально-мотивационную регуляцию и формирование личностных качеств ребенка.

Усвоение нравственных норм. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межлично­стных отношениях со взрослыми и детьми. Он осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Источником усвоения нравственных норм являются взрослые, нравственный опыт которых усваивается в результате общения и подражания.

Потребность в общении у ребенка этого возраста выражена через стремление к оценке и самооценке себя и других. Главную роль в общении играет мать. Характер её общения сказывается на формировании личностных качеств и стиля поведения.

Первыми усваиваются нормы бытового поведения, культурно-гигиенические привычки, отношение к своим обязанностям, обращение с животными и вещами.

Последними усваиваются нормы обращения с людьми через развитие сюжетно-ролевых игр, так как именно в них дети пробуют пользоваться этими правилами и превращают их в привычные формы поведения через подражание. Затем дети осознают сущность этих правил. Дети внимательно следят за тем, чтобы эти правила выполнялись всеми. (Жалобы в детском саду друг на друга объясняются этим положением психологии.)

К концу дошкольного возраста у детей складывается определенная нравственная позиция. В старшем дошкольном возрасте возникают личностная и нравственная саморегуляция. Так, ребенок может разумно объяснить свои поступки, хотя эти качества ещё очень неустойчивы.

Второе важное качество, которое формируется в дошкольном возрасте и от которого зависит развитие множества других качеств «Я» – стремление к признанию со стороны взрослого, среди сверстников, а также стремление самоутвердиться.

Притязание на признание со стороны взрослого проявляет себя в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое его сверстнику или сестре. Ребенок стремится к тому, чтобы взрослые или оставались довольны, а если он заслужил поощрения, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослыми.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах.

Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. В этом случае важно поддержать ребенка. Нельзя говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать», «У тебя не получится». У него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности, затрудняющее общение с другими людьми.

Из одобрения со стороны окружающих вырастают потребности в достижении успехов, целенаправленность, самостоятельность, чувство уверенности в себе; у ребенка очень сильны тенденции к самоутверждению, что заставляет его противоречить, совершать поступки, не требованные взрослыми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Когнитивное развитие в дошкольном возрасте | Эмоционально-мотивационная регуляция поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.