Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Светотеневая моделировка предметов

Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти об­щий светотеневой строй.

Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в простран­стве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живо­писи – цветом, красками.

^ Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.

Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, метал­лических предметах. На рисунке блик не штрихуется.

Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лу­чами света, плавный переход от света к тени.

^ Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.

Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.

^ Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вер­тикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.

При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.

8. Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.

Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света че­рез трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цве­тов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.

^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.

^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоци­ируется в нашем представлении с холодом, прохла­дой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании ка­ких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.

Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:

красный – зеленый;

синий – оранжевый;

желтый – фиолетовый.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение осо­бенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, жел­тый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хрома­тического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, из­менится его насыщенность.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ах­роматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко разли­чать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптиче­скую природу, а краска – химическую.


^ Существует три способа работы акварельными красками.

Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо сла­бее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется на­кладывать не более трех слоев.

Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета.

В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, наклады­вая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе.

Невозможно правдиво изобразить предмет или тематиче­скую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы.

Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и про­странства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

При выполнении работы нужно учитывать следующие за­коны воздушной перспективы.

1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими де­талями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей.

2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удален­ных – мягко.

3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и ка­жутся объемными, все дальние – плоскими.

4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – од­но­цветны.

5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных пред­ме­тов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздуш­ной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.


Лекция №3. Школьная программа по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы.

План.

1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.

2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.

а) возрастные особенности в рисунках детей,

б) содержание занятий.

3.Особенности рисования на темы:

а) рисование фигуры человека,

б) рисование портрета,

в) рисование деревьев.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1967.

2. Кузин В.С. Психология.- М.: 1982, 1997.

3. Курочкина Н.Н. Детям о книжной графике.- СПб.: 1997.

4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: 1998.

5. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: 1979.

6. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 1996.

1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.

Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В процессе обучения школьников решаются актуальные задачи художественного образования, духовной культуры личности, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию.

В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы.

Основной документ, с которого мы начинаем вплотную знакомиться с тематикой занятий по любому предмету - это программа.

Для достижения успехов в работе, учителю необходимо знать какой объем знаний, умений и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте.

В основном эта задача уже решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.

Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности.

Большинство школ работают по программе Владимира Сергеевича Кузина, Бориса Михайловича Неменского и Татьяны Яковлевны Шликаловой. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий:

1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе;

рисование с натуры со 2 класса; включает в себя

-рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.),

-живопись акварелью, гуашью. Программа 2006 г. с-2.

2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная. С-4.

3.Декоративное рисование. С-6.

4.Лепка из пластилина и глины. С-7.

5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций). С-7.

6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. С-7.

Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе.

Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка.

Что нужно усвоить ребенку в 1,2,3,4 классах?

Проработать самостоятельно по программе В.С.Кузина: 1 класс с.-23, 2 класс с-39,3 класс с-57, 4 класс с-71.

В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры.

Изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

В настоящее время, когда многие школы работают по вариативным программам, не возможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, поэтому к этому процессу надо относиться творчески. Даже действующие государственные программы существенно отличаются друг от друга. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (Кузин В.С.). В программе Неменского Б.М. акцент ставится на эмоциональном развития школьника. В программе Шпикаловой Т.Я. занятия построены на углубленном изучении народного искусства.

Мы считаем, что одна из основных задач обучения изобразительному искусству - искать не отдельные точки соприкосновения с ребенком, а стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект, который находится в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, с активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый, окружающий мир. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания, плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений. Изучение изобразительной грамоты с 1 по 4 класс является азбукой, основой любого визуального и предметного творчества. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сведения о наблюдательной и линейной перспективе | Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.